Житие Антония Печерского

152

Житие Антония Печерского – один из древнейших памятников древнерусской агиографии. Ж. Написано не позднее 90-х гг. XI в. И, как полагает С. П. Розанов, не в Киеве, а в Чернигове или Тмуторокани. Изложенная в Ж. История возникновения Киево-Печерского монастыря существенно отличается от традиционной версии, отразившейся в памятниках киевской литературы.Антоний (мирское имя его неизвестно) происходил из г. Любеча. Он совершил поездку на Афон, где и был пострижен. Вернувшись на Русь, Антоний поселился в пещере на берегу Днепра. Позднее в той же пещере с ним поселился Никон Великий и Феодосий Печерский. Тем самым было положено основание Киево-Печерскому монастырю. Из-за конфликта с князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев.

Князь был разгневан пострижением в монахи своих приближенных, а в 1068 г. Поддержкой, оказанной Антонием Всеславу, захватившему киевский великокняжеский стол. Умер Антоний в 1072–1073 гг. Упоминание имени Антония в заголовках некоторых поучений дало повод для их атрибуции ему. Приписывали ему и перевод Жития Григория Омиритского. Неосновательность атрибуций показана Н. К. Никольским (см. Повременный список, с. 149–157).Ж. Было использовано при составлении Начального свода, особенно в сказании «чего ради прозвася Печерский монастырь» (см. Повесть временных лет под 1051 г.). Именно правкой по Ж. Первоначального текста сказания и объясняется, видимо, ряд существенных разноречий между сказанием и Житием Феодосия Печерского (см.

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) в изложении истории возникновения монастыря. Ж. Было использовано также при составлении Патерика Киево-Печерского. В Патерик оттуда вошли сведения о пострижении Антонием Илариона, будущего русского митрополита, сказание о Евтратии постнике, о Моисее Угрине, о чуде при закладке каменной монастырской церкви, сведения о «варяжской пещере». В Патерике есть и прямые ссылки на Ж. (см., например, издание Патерика в кн. ПЛДР. XII век. 1980, с. 422, 482, 498, 530, 552, 582). Однако Ж., вероятно, было редким памятником, возможно, из-за отмеченных выше расхождений с традиционной версией истории Киево-Печерского монастыря. Согласно указанию диакона Исайи (см. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп.

Публичной библиотеки. СПб., 1882, с. 143), в 1570-х гг. В Киево-Печерском монастыре уже не было его списков. Житие Антония, входящее в старопечатный патерик 1661 г., не имеет ничего общего с древним Ж,. Оно составлено на основе Киево-Печерского патерика, Жития Феодосия Печерского и других источников. Упоминание текста Ж. В числе книг «во дворе» Бориса Годунова (см. Белокуров С. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898, с. 322), по мнению Д. И. Абрамовича (см. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. – ИОРЯС, т. 7, 1902, кн. 2, с. 75, прим. 114), имеет в виду текст «Сказания o начале Печерского монастыря».Лит. Кубарев А. О патерике Печерском. – ЧОИДР, 1847, № 9, с. 18–20. Шахматов А. А. 1) Житие Антония и Печерская летопись.

– ЖМНП, 1898, март, отд. 2, с. 105–149. 2) Разыскания, с. 257–276. Приселков М. Д. 1) Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913. 2) Нестор-летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пгр., 1923, с. 74–77. Розанов С. П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского. – ИОРЯС за 1914 г., 1915, т. 19, кн. 1, с. 34–46..

Значения в других словарях
Житие Андрея Юродивого

Житие Андрея Юродивого – переведенный с греческого памятник, повествующий о любимом слуге византийского вельможи, скифе, принявшем христианство и многому обучившемся. Но Андрей «обуял», и хозяин изгнал его. В центре сюжета Ж. – рассказ о поступках и эсхатологических пророчествах Андрея Юродивого, тематически зависящий от пророчеств Даниила. В свою очередь это Ж. Оказало влияние на апокрифическое «Откровение» Мефодия Патарского.Славянский перевод Ж. Получил широкое распространение в древнерусской..

Житие Антония Великого

Житие Антония Великого – один из ранних переводных памятников славянской агиографии. Ж. – древнейшее греческое агиографическое произведение, написано около 365 г. (Безобразов П. Древнейшие греческие жития. – ЖМНП, нов. Сер., 1917, т. 71, октябрь, с. 150) одним из видных греческих христианских писателей IV в. Афанасием Александрийским (греческий текст см. PG, 1857, t. 26, col. 835–976. Русский перевод. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. С..

Житие Антония Римлянина

Житие Антония Римлянина («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород») – легендарное житие популярного новгородского святого. Согласно Ж., Антоний, италийский отшельник, приплыл в Новгород по морю прямо из Рима, стоя на огромном камне. Вслед за ним плыла бочка с сокровищами. Новгородский епископ Никита оказывает Антонию подобающий прием и советует ему заложить монастырь на том месте, куда пристал камень. Впоследствии..

Житие Антония Сийского

Житие Антония Сийского – житие основателя Антониево-Сийского монастыря в Архангельском крае на реке Сии. Антоний, родом из семьи зажиточных землевладельцев села Киехты Двинской волости (род. В 1478 г.), после смерти родителей уходит в Новгород, поступает здесь на службу к боярину, женится. После смерти жены и своего хозяина Андрей (мирское имя Антония) покидает Новгород. В Преображенском монастыре на реке Кене принимает монашеский постриг. Пробыв здесь некоторое время, Антоний с двумя монахами у..

Дополнительный поиск Житие Антония Печерского Житие Антония Печерского

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Антония Печерского" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Антония Печерского, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 24 символа