Житие Василия Блаженного

157

Житие Василия Блаженного. Сведения о герое Ж. Скудны и большей частью легендарны. Считается, что он родился при Иване III в подмосковном селе Елохове, в 16 лет переселился в Москву, где юродствовал на улицах и площадях. Излюбленными его местами была Красная площадь и башня у Варварских ворот в стене Китай-города. По преданию, умер 2 августа 1552 г. Был похоронен поблизости от Покровского, «что на рву», собора (там было кладбище, упраздненное при царе Алексее Михайловиче). В 1588 г. Иждивением очень почитавшего Василия царя Федора Ивановича были открыты мощи юродивого. Над могилой Василия построили церковь, впоследствии соединенную с собором и ставшую его «Васильевским приделом». С тех пор собор стал называться «Покровским Василия Блаженного собором».Ж.

Было написано вскоре после открытия мощей (оно опубликовано И. И. Кузнецовым по старейшему списку 1600 г.). Это памятник, в котором сильно сказался стиль «второго монументализма» с его склонностью к риторике и общим местам. При невысокой информативности Ж. Оно полно реминисценций из других текстов – в частности, из похвального слова Иоанну Богослову, приписываемого Иоанну Златоусту и включенного в Великие Минеи Четии (сравнение подвижника с артистом, «мусикийским художником»), из Домостроя (объяснение парадоксального жеста Василия, швырявшего каменья в дома благочестивых жителей и, напротив, плакавшего у вертепов. Оказывается юродивый бросал каменья в бесов, силившихся проникнуть в жилища праведников, и вместе с ангелами оплакивал ведущих «скаредную» жизнь).

Заимствования характерны и для «краткого похвального слова» Василию, которое, по всей вероятности, завершало основной текст Ж. «Краткое похвальное слово» – это мозаика из икоса второй службы Василия и похвалы Исидору Твердислову.Однако Ж. Имеет несомненную художественную ценность. В нем дан набор стереотипов поведения юродивого. Презрение к телу (на самых ранних иконах Василий изображен нагим, без «опоясывания чресл». Поскольку у него было прозвище Нагой, это, возможно, отражает реальность). Элементы общественного протеста (легендарный эпизод о том, как Василий «шаловал» во дворце Ивана Грозного), жесты юродивого, и т. Д.Наряду с этим ранним («полным», по терминологии издателя) Ж. Существует и позднее Ж., созданное уже в XVIII в.

(в позднем Ж. Упоминаются «игрища» на Красной площади. Это очевидный намек на общедоступный театр Петровской эпохи). Оно представляет собою собрание народных рассказов о Василии и принадлежит столь же к литературе, сколь и к городскому фольклору. И. И. Кузнецов назвал его «житием особого состава».А. И. Соболевский предложил другую терминологию – Ж. «каноническое» и Ж. «апокрифическое», справедливо отметив, что дилетантское, изобилующее ошибками издание И. И. Кузнецова не дает представления о литературной истории Ж. Необходимо новое, научное издание и исследование Ж. Василия Блаженного – и «канонического», и «апокрифического».Изд. Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 (Зап. Моск.

Археол. Ин-та, т. 8) (рец. Соболевский А. И. – ИОРЯС, 1913, кн. 3, с. 391–395)..

Значения в других словарях
Житие Варлаама и Иоасафа

См. Повесть о Варлааме и Иоасафе. ..

Житие Варлаама Хутынского

Житие Варлаама Хутынского – одно из популярнейших новгородских житий, сохранившееся более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп. Литературная история Ж. Охватывает время с XIII по XVIII в. Включительно. В Ж., как ни в одном другом произведении житийной литературы, нашли широкое отражение местные новгородские легенды.Исторические сведения о Варлааме, основателе Хутынского монастыря (в 10 км севернее Новгорода, на правом берегу Волхова), весьма скудны. Согласно летописн..

Житие Василия и Константина, князей Ростовских

См. Пахомий, монах. ..

Житие Василия Нового

Житие Василия Нового – переводной памятник византийской агиографии X в. Известен в двух основных редакциях. Первая русская редакция восходит к первой греческой редакции. Полные списки перевода относятся ко времени не ранее нач. XVI в. (она вошла также в ВМЧ под 26 марта), но отражение ее в Прологе и особенно в летописной статье 941 г. В Повести временных лет позволяют относить перевод ко времени не позднее XII в. Вторая редакция восходит через южнославянское посредство ко второй греческой редакц..

Дополнительный поиск Житие Василия Блаженного Житие Василия Блаженного

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Василия Блаженного" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Василия Блаженного, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 24 символа