Житие Василия Блаженного
Житие Василия Блаженного. Сведения о герое Ж. Скудны и большей частью легендарны. Считается, что он родился при Иване III в подмосковном селе Елохове, в 16 лет переселился в Москву, где юродствовал на улицах и площадях. Излюбленными его местами была Красная площадь и башня у Варварских ворот в стене Китай-города. По преданию, умер 2 августа 1552 г. Был похоронен поблизости от Покровского, «что на рву», собора (там было кладбище, упраздненное при царе Алексее Михайловиче). В 1588 г. Иждивением очень почитавшего Василия царя Федора Ивановича были открыты мощи юродивого. Над могилой Василия построили церковь, впоследствии соединенную с собором и ставшую его «Васильевским приделом». С тех пор собор стал называться «Покровским Василия Блаженного собором».Ж.
Было написано вскоре после открытия мощей (оно опубликовано И. И. Кузнецовым по старейшему списку 1600 г.). Это памятник, в котором сильно сказался стиль «второго монументализма» с его склонностью к риторике и общим местам. При невысокой информативности Ж. Оно полно реминисценций из других текстов – в частности, из похвального слова Иоанну Богослову, приписываемого Иоанну Златоусту и включенного в Великие Минеи Четии (сравнение подвижника с артистом, «мусикийским художником»), из Домостроя (объяснение парадоксального жеста Василия, швырявшего каменья в дома благочестивых жителей и, напротив, плакавшего у вертепов. Оказывается юродивый бросал каменья в бесов, силившихся проникнуть в жилища праведников, и вместе с ангелами оплакивал ведущих «скаредную» жизнь).
Заимствования характерны и для «краткого похвального слова» Василию, которое, по всей вероятности, завершало основной текст Ж. «Краткое похвальное слово» – это мозаика из икоса второй службы Василия и похвалы Исидору Твердислову.Однако Ж. Имеет несомненную художественную ценность. В нем дан набор стереотипов поведения юродивого. Презрение к телу (на самых ранних иконах Василий изображен нагим, без «опоясывания чресл». Поскольку у него было прозвище Нагой, это, возможно, отражает реальность). Элементы общественного протеста (легендарный эпизод о том, как Василий «шаловал» во дворце Ивана Грозного), жесты юродивого, и т. Д.Наряду с этим ранним («полным», по терминологии издателя) Ж. Существует и позднее Ж., созданное уже в XVIII в.
(в позднем Ж. Упоминаются «игрища» на Красной площади. Это очевидный намек на общедоступный театр Петровской эпохи). Оно представляет собою собрание народных рассказов о Василии и принадлежит столь же к литературе, сколь и к городскому фольклору. И. И. Кузнецов назвал его «житием особого состава».А. И. Соболевский предложил другую терминологию – Ж. «каноническое» и Ж. «апокрифическое», справедливо отметив, что дилетантское, изобилующее ошибками издание И. И. Кузнецова не дает представления о литературной истории Ж. Необходимо новое, научное издание и исследование Ж. Василия Блаженного – и «канонического», и «апокрифического».Изд. Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 (Зап. Моск.
Археол. Ин-та, т. 8) (рец. Соболевский А. И. – ИОРЯС, 1913, кн. 3, с. 391–395)..
Дополнительный поиск Житие Василия Блаженного
На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Василия Блаженного" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Василия Блаженного, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 24 символа