Житие Григория Пельшемского

169

Житие Григория Пельшемского – памятник вологодской агиографии, повествующий об основателе Пельшемского (Лопотовского) монастыря. Единственным указанием на дату создания Ж. Служит замечание второй редакции о том, что кончина святого (умер, согласно Ж., 30 сентября 1449 г.) описана со слов инока Тихона, который прежде служил Григорию, а после его смерти постригся в Пельшемском монастыре. На основании того, что Ж. Выражается о Тихоне как об уже умершем («бе некий мних, именем Тихон»), а о прижизненных чудесах святого автор замечает, что они «множества ради, паче же и пред многими леты бывша писанию не предашася», В. О. Ключевский предполагает, что Ж. Было создано в конце XV или начале XVI в. (Списки сохранились с середины XVI в.).

Автор Ж. Неизвестен. Сходство в рассказе о пребывании Григория в Сосновце с таким же рассказом в Житии Дионисия Глушицкого навело Филарета на предположение, что автором Ж., как и Жития Дионисия, был глушицкий инок Иринарх (Обзор, № 104, с. 118). Но возможно, что автор одного из этих житий заимствовал данный рассказ у автора другого жития. Полного текстологического исследования Ж. Нет. Известные списки позволяют говорить о трех его редакциях. Первая («Месяца сентября в 30 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Григория чюдотворца игумена в Лопотове Пельшемскаго (или. На Пельшме реце жившаго)». Нач. «Добро убо и полезно зело иже божественных мужь жития почитати и проповедати велегласно...») представлена списками ГБЛ, собр.

Ундольского, № 298 (XVII в.), ГПБ, Соф. Собр., № 1470 (2-я пол. XVI в.). Эта же редакция читалась, по словам Н. Коноплева (Святые Вологодского края, с. 60), в сборнике Вологодского кафедрального собора № 3 (л. 210–225), местонахождение которого в настоящее время неизвестно. Ключевский ошибочно отнес к этой же редакции Ж. В составе Великих Миней Четиих по Успенскому списку, где в действительности читается вторая редакция. Вторую редакцию («В той же день. Житие и подвизи и от чюдес похваление преподобнаго отца нашего игумена Григория чюдотворца Пельшемскаго. Благослови, отче», нач. «Добро убо и полезно зело, иже божественных мужей житие повествовати...») можно назвать «Минейной», поскольку она входит в различные сборники четьих-миней под 30 сентября.

В ВМЧ по Успенскому и Царскому списку (соответственно ГИМ, Синод. Собр., № 986, л. 983–988 и Синод. Собр., № 174, л. 1073–1111), в Тулуповские минеи четьи (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 665, 1627 г.), в еще одну сентябрьскую минею из собрания Троице-Сергиевой лавры (№ 664, 1657 г.), в Милютинские минеи четьи (ГИМ, Синод. Собр., № 797). Эта же редакция читается в Прологе под 30 сентября. В Милютинских минеях и в Прологе предисловие отсутствует, и Ж. Начинается непосредственно с повествования о святом. «Сей преподобный отец наш Григорий от славнаго града Галича, от благочестиваго корене израсте доброплодная розга от славных родителей болярска роду».Две указанные редакции существенно различаются между собой. Ключевский, в частности, пишет.

«Одна из них с предисловием, 3 или 7 посмертными чудесами и длинным похвальным словом. Другая без предисловия, с 8 чудесами и более краткой похвалой святому». Однако предисловие отсутствует, как уже говорилось, не во всех списках второй («Минейной») редакции. Кроме того, более распространенная похвала святому – это особенность не первой, а второй редакции, в которой похвала включает в себя краткий пересказ Ж. Бесспорными приметами первой редакции являются следующие. Она начинается с рассказа о том, как родители Григория пытались склонить его к женитьбе и как после смерти родителей Григорий раздал все немалое родительское имущество (род Лопотовых был одним из богатых в Галиче) и ушел в Богородицкий монастырь на берегу Галицкого озера, где и постригся.

Вторая редакция ничего не говорит ни о предполагавшейся женитьбе, ни о смерти родителей Григория, а местом пострижения Григория называет монастырь Макария Желтоводского. Расходятся редакции и в дальнейших сведениях о святом (см. Об этом. Ключевский. Древнерусские жития, с. 196–197. Коноплев. Святые Вологодского края, с. 60–64).Сравнение двух указанных редакций заставляет думать, вслед за Ключевским, что первая редакция первична. Она более детально и конкретно описывает жизнь Григория, тогда как вторая обобщает подробности и повествует о святом более абстрактно (правда, наряду с этим во второй редакции добавлены некоторые новые сведения). Кроме того, автор второй редакции допустил некоторые ошибки, внес в текст противоречия.

Например, во второй редакции в рассказ о приходе Григория к Шемяке, осадившему Вологду, вставлено сообщение о том, что Григорий пришел вначале «во град», а затем шел к Шемяке. В связи с этим возникла двусмысленность. То ли Григорий посетил Вологду перед тем, как идти к Шемяке, находившемуся вне города (что, видимо, и имелось автором в виду), то ли он посетил Шемяку в Вологде, как и понял Ключевский, укоривший автора жития в противоречии самому себе. «согласно с своим источником (Житием Димитрия Прилуцкого. – Л. С.) он говорит, что Шемяка осаждал город безуспешно, и однако тут же замечает, что святой приходил к князю во град» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 198).В списке XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 693 сохранилась третья редакция Ж., оставшаяся неизвестной Ключевскому и другим исследователям.

Она совмещает в себе приметы первой и второй редакций. Однако промежуточной между ними ее нельзя признать по следующим причинам. Во-первых, текст этот сильно сокращен. В нем нет многих из тех сведений, которые есть в первой и второй редакциях. Во-вторых, что важнее, в нем есть свидетельство того, что его составитель пользовался текстом не только первой, но и второй редакции. Дело в том, что первая редакция рассказывает лишь об одном случае, когда Григорий выступал обличителем князя, творящего неправду. Эпизод обличения Дмитрия Шемяки, осаждавшего Вологду и разорявшего ее окрестности, приурочен здесь к 1430 г. Во второй редакции перед этим рассказом вставлено сообщение о хождении Григория в Москву с целью обличения Юрия Дмитриевича, отнявшего великокняжеский престол у своего племянника Василия II.

При этом сообщение о хождении Григория в Москву во второй редакции датируется 1431 г., а датировка второго рассказа связана с датировкой первого. «В та же лета». В третьей редакции рассказ о хождении Григория в Москву отсутствует, наряду со многими другими сведениями о святом, а датировка происшедшего под Вологдой дана, тем не менее, как во второй редакции. «В та же лета». Это дает основание рассматривать третью редакцию как сокращенно-контаминированную.Как уже говорилось, Ж. Григория имеет текстуальные совпадения с Житием Дионисия Глушицкого. Кроме того, автор использовал Житие Димитрия Прилуцкого – в частности, при составлении похвалы Григорию (Ключевский. Древнерусские жития, с. 197).Изд. Пролог. М., 1659, 30 сентября (и последующие изд.).

ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30, СПб., 1883, стб. 2268–2296. Памятники др.-рус. Церк.-учит. Лит. Вып. 2. Славяно-русский пролог. Ч. 1. Сентябрь – декабрь / Под редакцией А. И. Пономарева. СПб., 1896, с. 28–30..

Значения в других словарях
Житие Германа Соловецкого

Житие Германа Соловецкого – памятник русской агиографии конца XVI – начала XVII в. Название этого произведения как жития – явление позднее. В рукописях XVII в. Оно имеет устойчивое название – «Повесть о блаженном старце Германе, спостнице преподобным отцем Зосиме и Саватию, како поживе с ними на острове Соловецком и о преставлении». Сам автор и его современники-читатели, по-видимому, не считали возможным относить его к жанру жития. О конкретных обстоятельствах написания произведения в нем самом ..

Житие Григория и Кассиана Авнежских

См. Иоасаф, игумен Данилова монастыря. ..

Житие Гурия и Варсонофия Казанских

См. Гермоген, патриарх. ..

Житие Даниила Переяславского

Житие Даниила Переяславского составлено после 1553 г., по С. И. Смирнову – между 1556–1562 гг., вскоре после смерти Даниила (ум. В 1540 г.) его учеником, имя которого в Ж. Не названо. По высказанному в разное время предположению (А. И. Свирелин, П. Г. Васенко и А. П. Кадлубовский) автором Ж. Был царский духовник Андрей, известный в дальнейшем как Афанасий, митрополит московский, составитель Степенной книги.Ж., как говорится в предисловии к нему, было написано по повелению царя Ивана Грозного и м..

Дополнительный поиск Житие Григория Пельшемского Житие Григория Пельшемского

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Григория Пельшемского" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Григория Пельшемского, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 27 символа