Златоуст

178

Златоуст – древнерусский учительный сборник устойчивого состава, один из сборников «уставных чтений», состоящих из дидактических и эпидейктических сочинений, приуроченных к определенным дням триодного цикла. З. – популярный памятник древнерусской литературы XVI–XVII вв. Известно три основные разновидности З. З. Постный, содержащий статьи, посвященные только подготовительным к великому посту неделям и периоду великого поста. З. Пятидесятный, в основе которого лежит постный З., продолженный статьями на воскресные и некоторые будние дни от антипасхи до недели «всех святых». З. Годовой, содержащий статьи от недели «мытаря и фарисея» до 36 недели после недели «всех святых».Свое название сборник получил, вероятно, оттого, что большинство слов, вошедших в его состав, надписывалось именем Иоанна Златоуста.

В рукописной традиции типовое определение сборника встречается не ранее XVI в., например. «Книга, глаголемая Златоуст, в настоящей сей книзе от мытаря и от фарисея, в пост в великий по все дни чтение да неделе в весь год...» – список БАН, 32.5.5. «Книга, глаголемая учителной Златоуст» – список ГИМ, собр. Уварова, № 316 (111) и т. П.В З. Ряд статей идентичен статьям других сборников. Триодного Торжественника, книги Рай, Соборника, Златоструя, Измарагда, а также Златой матицы (см. Истрин В. М. Замечания о составе Толковой палеи // ИОРЯС, 1898, т. 3, кн. 2, с. 491–511) и Златой чепи (см. Петухов Е. В. Материалы и заметки из истории древнерусской письменности. К вопросу о Златых цепях. Киев, 1894).Относительно происхождения прототипа З.

И времени окончательного оформления этого сборника как самостоятельного типа древнерусской книги нет единого мнения. А. С. Орлов, опираясь на работы А. В. Горского и Е. В. Петухова, предлагал считать литературным ядром, из которого образовался З., собрание южнославянских дидактических слов на «четыредесятницу» (с недели «мытаря и фарисея» до пятой недели поста включительно). Шесть редакций З., которые выделяет А. С. Орлов, отражают, по его мнению, процесс постепенного складывания сборника на протяжении XIV–XVII вв., расширения его календаря, усложнения жанровой структуры. В работе Т. В. Черторицкой (Торжественник – памятник русской литературы XIV–XVI вв. Литературная история сборника. Автореф. Канд. Дис. М., 1979, с. 22–23) высказана мысль, что древнерусские З.

Формируются только в конце XV – начале XVI в. На основе триодного четьего сборника за счет увеличения в его составе количества дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими эпидейктических гомилий, расширения календаря сборника до 36 недели после недели «всех святых». Примером такого триодного сборника может послужить сборник ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 9. В основе общего прототипа З. И триодных Торжественников, как доказывается в статье Т. В. Черторицкой «О начальных этапах...», лежит группа переводных византийских эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными славяно-русскими сочинениями – словами Климента Охридского, Серапиона Владимирского, а также других безымянных славянских авторов.

Сводку таких предположительно или определенно славянских сочинений, надписываемых именем Иоанна Златоуста, содержит статья Е. Э. Гранстрем «Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности» (ТОДРЛ. Л., 1980, т. 35), где из упомянутых ею сочинений № 1, 2, 11, 12, 13, 16, 18, 26, 30, 37, 42, 43, 46, 47, 59, 64, 70, 73, 83, 84, 85, 95, 102, 105 и 106 входят в число постоянных статей различных редакций З. Типологически З. В XIV – середине XV в. Еще не выделились, что подтверждается данными картотеки Н. К. Никольского (хранящейся в БАН АН СССР). Там числится семь З. Рубежа XV–XVI вв. И 131 список XVI–XVII вв.Тематика большинства статей З. До недели «всех святых» связана с Евангелием – это различные вариации на темы евангельских сюжетов, поясняющие, распространяющие, украшающие и толкующие их.

По своей жанровой природе это слова дидактические и эпидейктические, посвященные празднику Пасхи и пасхальному циклу.Другая группа сочинений в составе З. Посвящена теме христианской этики, вопросам общественной и личной морали. Это поучения «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», о пьянстве, «о чистоте душевной» (против грабления, злодеяния, душегубства), «пользе душевной». Слова З. Могли быть направлены против остатков языческих верований и обрядов. «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии» (осуждение «срамословия», «глумления», «плясания», «сатанинских песен» и т. Д.). Содержались в З. Статьи о поведении в церкви во время службы и после нее, статьи «естественнонаучного» содержания («о твари небесной», «сказание о небесных силах и чего ради создан человек на земли»), содержались сведения о вселенских соборах и т.

Д.Эти дидактические сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но в основном они составили вторую часть З. – от «пятидесятницы» до 36-й недели после недели «всех святых». По свидетельству А. Архангельского (Творения..., с. 213–214), многие из них явились поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из другого древнерусского сборника– Измарагда. Несмотря на то, что в З. Вошли переводные слова и поучения византийских и болгарских авторов, ученые, исследовавшие этот сборник, единодушны во мнении, что З. В своей традиционной на Руси форме был составлен древнерусским книжником и включает в свой состав также произведения русских авторов с несомненными признаками русской современности и народного быта (Горский.

О древних словах..., с. 35–36, 44. Петухов. Древние поучения..., с. XI. Архангельский. Творения..., с. 213–214. Дополнения В. М. Изергина..., с. 20–21. См. Также названную выше работу Е. Э. Гранстрем). Первоначально функции З. В древнерусском обществе определялись требованиями устава, который назначал для чтения за богослужением специальные статьи собственно нравоучительного характера или связанные с событиями церковного календаря. Факт создания и функционирования З. И других четьих сборников постоянного состава ставится А. И. Соболевским в зависимость от замены устава по редакции патриарха Алексея типиком Иерусалимским (см. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894, с. LIV). В Стоглаве З. Упоминается среди «божественных», «святых душеполезных книг», которые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние и на добрые дела» (Стоглав.

СПб., 1863, с. 61). Из церковной практики З. Переходит в домашний обиход и становится одной из самых читаемых книг древнерусского общества XVI–XVIII вв.Популярность З. Определяется прежде всего учительным характером этой книги. Слова З. Просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объему. Задача нравственного назидания, стремление к доступности сочинений подчиняют себе манеру изложения. Переводные и оригинальные слова, входившие в З., оказывали большое влияние на религиозно-этическое и эстетическое образование средневекового читателя. В З. С его подчеркнутым разграничением добродетелей и пороков формулировался моральный кодекс благочестивого христианина. «Воинствующий дидактизм» делает З. Своеобразным публицистическим памятником русского средневековья.Как указано выше, З.

Имеет три основные разновидности. З. Постный, З. Пятидесятный и З. Годовой. Основной состав статей каждой из разновидностей З. В целом достаточно устойчив, большинство слов на предпасхальные недели одинаково в З. Всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить индивидуальные отклонения от канонического типа, выражающиеся чаще всего в добавлении новых, и реже в пропуске традиционных статей. Поэтому следует различать списки, которые несмотря на такие индивидуальные особенности могут быть надежно отнесены к определенному виду памятника, и списки, которые содержат З. Особого состава, той или иной его разновидности.Реже всего встречаются списки З. Постного. Традиционный вид содержит около 65 слов.

На неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, субботу и воскресение недели мясопустной, среду, пятницу, субботу и воскресение недели сыропустной, а затем на все дни семи недель поста, причем на некоторые дни (четверг 1-й недели поста, вторник – 2-й недели, понедельник и вторник – 3-й недели, четверг и субботу 4-й недели, вторник 5-й недели, четверг Цветной недели) читается по два слова. Из описанных списков этой разновидности З. Укажем списки БАН, 16.18.5. ГИМ, собр. Уварова, № 43/317 и 595/313. ГПБ, собр. Титова, № 762.З. Пятидесятный в основном соответствует З. Постному, однако в добавление к нему содержит слова на Пасху, Антипасху, на неделю новую (вторую) после Пасхи, неделю 3-ю, среду и воскресение 4-й недели, неделю 5-ю, 6-ю (иногда и на четверг 6-й недели), на субботу и воскресение 7-й недели, на пятидесятницу, понедельник после пятидесятницы и неделю всех святых.

Из описанных рукописей этой разновидности назовем списки. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 142. ГПБ, собр. Титова, № 752 и 755. ГИМ, собр. Уварова, № 158/314 и 782/315.Наиболее распространены списки З. Годового. Он встречается в двух основных разновидностях. Краткой и пространной. Краткий вид З. Годового содержит слова на неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, субботу и воскресение мясопустной недели, субботу и воскресение недели сыропустной, субботу и воскресение 1-й недели поста, на воскресные дни 2-й и 3-й недель, на среду и воскресение 4-й недели, на субботу и воскресение Цветной недели, четверг и субботу Страстной недели, на пасхальное воскресение, а затем на воскресные и некоторые будние дни 2–7-й недель после пасхи, на пятидесятницу, понедельник после пятидесятницы, неделю «всех святых» и на последующие 36 недель, причем на недели 7, 8 и 10 читается по два слова.

Этот вид представлен, например, списками. БАН, 33.13.15 и 16.18.1. ГБЛ, собр. Большакова, № 215.Пространный вид З. Годового содержит слова не только на воскресные, но и на будние дни недель поста, совпадая в этой своей части с З. Постным и пятидесятным. В статьях после недели «всех святых» Краткий и Пространный виды идентичны. Из описанных списков Пространного вида укажем списки. ГБЛ, собр. Большакова, № 215. ГИМ, собр. Уварова, № 111/316. ГПБ, собр. Титова, № 751 и 753.Отметим, что ряд слов, читающихся в Пространном виде З. Годового после недели «всех святых» повторяет слова, читающиеся в будние дни недель поста. Так, слова на субботу мясопустную, на вторник–пятницу 1-й недели поста, на субботу 2-й недели поста, на среду и четверг 3-й недели поста повторены соответственно в 14-ю, 5-ю, 6-ю, 8-ю, 3-ю (в составе слова о богатом и Лазаре), 18-ю, 11-ю, 9-ю и 12-ю недели после недели «всех святых».

Поэтому в некоторых списках Распространенного вида на месте этих слов в постные недели помещаются отсылки к тем же словам в дни после недели «всех святых».В некоторых списках З. Годового имеются слова на 34–44-ю недели после недели «всех святых», что фактически выходит за рамки годичного круга (см., напр., списки БАН, 33.10.1. 33.12.5 и др.). Редкая разновидность З. Годового представлена списком ГИМ, Синод. Собр., № 231. Этот список, подробно описанный А. Горским и К. Невоструевым (Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1862, отд. 2, ч. 3, с. 83–111), часто привлекался исследователями З. И служил основанием для суждений о его составе. В то же время в данном списке много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нем, например, встретились слова на все дни пасхальной (Светлой) недели.В списках З.

Годового XVI–XVII вв. Среди дополнительных, не входящих в традиционный состав памятника статей встречаются и слова Кирилла Туровского. Слово в неделю Цветоносную и Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр господень». Что же касается других слов Кирилла, то они входят либо в состав З. Особого состава, либо сборников, близких по составу к З.Первые издания З. Относятся к концу XVIII в. Это почаевское издание 1795 г. («Книга глаголемая Златоуст, в ней же всяко ухищрение божественаго писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы»), супрасльское – также 1795 г. И ряд виленских, первое из которых вышло, видимо, в 1798 г. Текст в почаевском издании в основном сходен с традиционным составом З.

Годового лишь до недели «всех святых», затем состав печатного З. Существенно расходится с рукописным. В словах на 26–34-ю недели после недели «всех святых» Почаевское издание сходно с Виленским, но отличается от Супрасльского. В последующих печатных изданиях З., выходивших вплоть до начала XX в., были заменены, сравнительно с изданием 1795 г., только отдельные слова. Научное издание сборника отсутствует.Лит. Горский А. В. О древних словах на святую четыредесятницу // Прибавл. К изданию творений святых отцов в рус. Пер. М., 1858, ч. 17, с. 34–64. Забелин И. Е. Из книги Златоуст // Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. М., 1872, ч. 1, с. 179–188. Петухов Е. Древние поучения на воскресные дни великого поста // СОРЯС. СПб., 1886, т.

40, № 3, с. I–XIX, 1–30. Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности // ЖМНП, 1888, август, с. 213–214. [Дополнения В. М. Изергина к докладу А. С. Орлова] // Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1903–1904 г. СПб. (ПДПИ, вып. 156), с. 20–22. Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник // СПб., 1905 (ПДПИ, вып. 158), с. 3–9. Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа) // Источниковедение литературы древней Руси. Л., 1980, с. 96–114. Творогов О. В. Описание и классификация списков сборника «Златоуст» // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 39, с. 278–284..

Значения в других словарях
Златая чепь

Златая чепь – сборник относительно устойчивого состава, распространенный в древнерусской и южнославянской письменности. Прототипом З. Ч., вероятно, являются византийские экзегетические сборники с аналогичным названием σειραί (цепи). На славянской почве при сохранении того же названия содержание сборников изменилось. Вместо толкований на Св. Писание З. Ч. Содержат подборки учительных статей вперемежку с отрывками из хронографов, патериков, постановлений церковных соборов, т. Е. Являются своеобраз..

Златоструй

Златоструй – широко распространенный в древнерусской книжности XII–XVII вв. Сборник постоянного состава, содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста. В русской рукописной традиции известны две редакции З. – Полная и Краткая. В списках Полной редакции тексту З. Предшествует предисловие («Прилог»), где говорится, что З. Был составлен болгарским царем Симеоном (893–927), который «божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех кни..

Зосима (Ворбозомский)

Зосима (Ворбозомский) (ум. 1550 г.) – автор «Поучения и послания Изосимы св. К Настасеи дщери своей». Издатель памятника К. И. Невоструев (а не Н. И. Костомаров, как сообщается в «Прав. Богослов. Энцик. (т. 5)») считал, что неизвестно, кто скрывался под именем Зосимы и Анастасии. У С. Венгерова в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых...» и в «Прав. Богослов. Энцик.» (т. 5) говорится, что автор памятника – Зосима ВорбозомскийВорбозомский ученик Корнилия Комельского, основавши..

Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря

Зосима (1-я пол. XV в.) – дьякон Троице-Сергиева монастыря, автор «Хождения» в 1419–1420 гг. В Царьград и Иерусалим («Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о руском пути до Царяграда и от Царяграда до Иерусалима»). Известны две редакции «Хождения» З., полная и краткая. В полной редакции описывается паломничество З. Из Москвы через Киев до Царьграда, а оттуда в Палестину. Краткая редакция, по мнению исследователей, более поздняя, охватывает путешествие З. В Царьград..

Дополнительный поиск Златоуст Златоуст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Златоуст" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Златоуст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 8 символа