Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря

160

Зосима (1-я пол. XV в.) – дьякон Троице-Сергиева монастыря, автор «Хождения» в 1419–1420 гг. В Царьград и Иерусалим («Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о руском пути до Царяграда и от Царяграда до Иерусалима»). Известны две редакции «Хождения» З., полная и краткая. В полной редакции описывается паломничество З. Из Москвы через Киев до Царьграда, а оттуда в Палестину. Краткая редакция, по мнению исследователей, более поздняя, охватывает путешествие З. В Царьград и на Афон. В тексте «Хождения» З. Сказывается знакомство автора с «Хождением» игумена Даниила и новгородских путешественников XIV в.З. Побывал в Царьграде дважды. В 1414 г. (это отмечено в летописях Софийской первой и Никоновской), когда он сопровождал туда княжну Анну, дочь великого князя Василия Дмитриевича, помолвленную с наследником византийского императора Мануила Палеолога Иоанном, и в 1419–1420 гг.

В «Хождении» З. Описываются встретившиеся ему на пути святыни, начиная с киевских пещер, а также города, монастыри, реки и отмечается время, проведенное в этих местах. В Киеве пол-лета, в Царьграде десять недель, на острове Кипре полтора месяца, «лето целое» (т. Е. Год) в Иерусалиме и т. Д. Значительное внимание уделено топографии Царьграда и Иерусалима, причем выделено описание конной статуи императора Юстиниана, Ипподрома, места захоронения русской царевны Анны и т. Д. Перечислены 22 афонских монастыря, приведен список городов, подвластных египетскому султану. Примечательна насыщенность текста «Хождения» легендарно-апокрифическими элементами (рассказ о каменной жабе в Царьграде, об иконе в Верите, поврежденной жидовином, об адовых вратах, о 60-тилетнем сне Авимелеха и др.).

В тексте приводятся ссылки на агиографические памятники, на патерики, Псалтирь. З., отметивший многообразие в святых местах вероисповеданий и церковных служб, оставил и в Царьграде и в Иерусалиме «поминание» «русских сынов» с перечнем имен на двух листах пергамена – «харатиях». В отличие от хождения Даниила, З. Сообщает и о «злых арапах», и о морских пиратах, напавших на корабль, когда З. Был даже ранен.«Хождение» З. Известно в восьми списках (сохранились шесть), в том числе один XV в.Изд. Странствования к святым местам иеродиакона Зосимы / С предисл. П. М. Строева // Рус. Зритель, 1828, ч. 2, с. 181–205. Сахаров И. П. 1) Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., 1839, ч. 2, с. 31–62. 2) Сказания русского народа, СПб., 1849, т.

2, кн. 8, с. 57–69. Хожение инока Зосимы / Под редакцией X. М. Лопарева // ППС, СПб., 1889, т. 8, вып. 3, кн. 24. Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину (текст и археографическое вступление) // Вопросы русской литературы. М., 1971 (Учен. Зап. МГПИ им. В. И. Ленина, т. 455), с. 12–42. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину // Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984, с. 120–136. 298–315. 406–409. The Xenos of Zosima the deacon // Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984, p. 166–195..

Значения в других словарях
Златоуст

Златоуст – древнерусский учительный сборник устойчивого состава, один из сборников «уставных чтений», состоящих из дидактических и эпидейктических сочинений, приуроченных к определенным дням триодного цикла. З. – популярный памятник древнерусской литературы XVI–XVII вв. Известно три основные разновидности З. З. Постный, содержащий статьи, посвященные только подготовительным к великому посту неделям и периоду великого поста. З. Пятидесятный, в основе которого лежит постный З., продолженный статья..

Зосима (Ворбозомский)

Зосима (Ворбозомский) (ум. 1550 г.) – автор «Поучения и послания Изосимы св. К Настасеи дщери своей». Издатель памятника К. И. Невоструев (а не Н. И. Костомаров, как сообщается в «Прав. Богослов. Энцик. (т. 5)») считал, что неизвестно, кто скрывался под именем Зосимы и Анастасии. У С. Венгерова в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых...» и в «Прав. Богослов. Энцик.» (т. 5) говорится, что автор памятника – Зосима ВорбозомскийВорбозомский ученик Корнилия Комельского, основавши..

Зосима, митрополит всея Руси

Зосима (кон. XV в.) – митрополит всея Руси (1490–1494 гг.), церковный деятель и публицист. До избрания митрополитом З. Был архимандритом московского Симонова монастыря. Как митрополит З. Руководил церковным собором, осудившим и отлучившим от церкви новгородских еретиков. В 1492 г. (7000 г. От «сотворения мира», когда многими ожидался конец мира, и до которого была доведена прежняя пасхалия) З. Поручил ряду иерархов составить новую пасхалию, в введении к которой он провозгласил мысль о Москве как..

Иаков

См. Житие Серапиона, архиепископа Новгородского. ..

Дополнительный поиск Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 40 символа