Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря
Зосима (1-я пол. XV в.) – дьякон Троице-Сергиева монастыря, автор «Хождения» в 1419–1420 гг. В Царьград и Иерусалим («Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о руском пути до Царяграда и от Царяграда до Иерусалима»). Известны две редакции «Хождения» З., полная и краткая. В полной редакции описывается паломничество З. Из Москвы через Киев до Царьграда, а оттуда в Палестину. Краткая редакция, по мнению исследователей, более поздняя, охватывает путешествие З. В Царьград и на Афон. В тексте «Хождения» З. Сказывается знакомство автора с «Хождением» игумена Даниила и новгородских путешественников XIV в.З. Побывал в Царьграде дважды. В 1414 г. (это отмечено в летописях Софийской первой и Никоновской), когда он сопровождал туда княжну Анну, дочь великого князя Василия Дмитриевича, помолвленную с наследником византийского императора Мануила Палеолога Иоанном, и в 1419–1420 гг.
В «Хождении» З. Описываются встретившиеся ему на пути святыни, начиная с киевских пещер, а также города, монастыри, реки и отмечается время, проведенное в этих местах. В Киеве пол-лета, в Царьграде десять недель, на острове Кипре полтора месяца, «лето целое» (т. Е. Год) в Иерусалиме и т. Д. Значительное внимание уделено топографии Царьграда и Иерусалима, причем выделено описание конной статуи императора Юстиниана, Ипподрома, места захоронения русской царевны Анны и т. Д. Перечислены 22 афонских монастыря, приведен список городов, подвластных египетскому султану. Примечательна насыщенность текста «Хождения» легендарно-апокрифическими элементами (рассказ о каменной жабе в Царьграде, об иконе в Верите, поврежденной жидовином, об адовых вратах, о 60-тилетнем сне Авимелеха и др.).
В тексте приводятся ссылки на агиографические памятники, на патерики, Псалтирь. З., отметивший многообразие в святых местах вероисповеданий и церковных служб, оставил и в Царьграде и в Иерусалиме «поминание» «русских сынов» с перечнем имен на двух листах пергамена – «харатиях». В отличие от хождения Даниила, З. Сообщает и о «злых арапах», и о морских пиратах, напавших на корабль, когда З. Был даже ранен.«Хождение» З. Известно в восьми списках (сохранились шесть), в том числе один XV в.Изд. Странствования к святым местам иеродиакона Зосимы / С предисл. П. М. Строева // Рус. Зритель, 1828, ч. 2, с. 181–205. Сахаров И. П. 1) Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., 1839, ч. 2, с. 31–62. 2) Сказания русского народа, СПб., 1849, т.
2, кн. 8, с. 57–69. Хожение инока Зосимы / Под редакцией X. М. Лопарева // ППС, СПб., 1889, т. 8, вып. 3, кн. 24. Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину (текст и археографическое вступление) // Вопросы русской литературы. М., 1971 (Учен. Зап. МГПИ им. В. И. Ленина, т. 455), с. 12–42. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину // Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984, с. 120–136. 298–315. 406–409. The Xenos of Zosima the deacon // Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984, p. 166–195..
Дополнительный поиск Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря
На нашем сайте Вы найдете значение "Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 40 символа