Иаков, монах Киево-Печерского монастыря
Иаков (XI в.) – монах Киево-Печерского монастыря, предполагаемый автор агиографических сочинений. В Повести временных лет под 1074 г. Говорится, что Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, намеревался поставить своим преемником монаха И., но братия отказалась принять его, мотивируя тем, что И. «не зде есть пострижен», так как «пришел с Летьца (из монастыря Бориса и Глеба на Альте. – О. Т.) с братом своим Паулом». Этому И. Макарий предположительно атрибутировал три памятника. Память и похвалу князю Владимиру, Житие Владимира и Сказание о Борисе и Глебе. М. П. Погодин дополнил этот перечень посланием («Некоего отца к духовному сыну»), обращенным черноризцем И. К князю Дмитрию. Этого князя А. X. Востоков идентифицировал с князем Дмитрием Александровичем (1276–1294 гг.) или Всеволодом Юрьевичем (1177–1212 гг.), носившим крестное имя Димитрий (см.
Востоков. Описание, с. 304). М. П. Погодин считал, что послание обращено к Изяславу Ярославичу (сыну Ярослава Мудрого), и пришел к выводу. «Черноризец Иаков, современник св. Феодосия, жил во время Ярослава и сына его Изяслава, написал житие св. Бориса и Глеба, житие св. Владимира и Похвалу ему, послание к великому князю Изяславу. Он же предлагал митрополиту Иоанну. Вопросы, на кои тот отвечал ему» (Погодин. Иаков мних, стб. 332).Впоследствии эта точка зрения подверглась существенному пересмотру. Было установлено, что Послание обращено к князю Дмитрию Борисовичу Ростовскому (1253–1294 гг.) и, следовательно, не может принадлежать писателю XI в. (см. Иаков, черноризец, автор послания князю Дмитрию Борисовичу). Теперь всеми признано, что атрибуция Сказания о Борисе и Глебе черноризцу И.
Совершенно произвольна. Что же касается Памяти и похвалы князю Владимиру, то и ее атрибуция остается невыясненной. Хотя Память, как следует из ее текста, действительно написана И., но отождествление И. – автора Памяти с И., упоминаемым в числе монахов Киево-Печерского монастыря, совершенно недоказуемо. Н. К. Никольский писал, что «литературная слава Иакова есть миф, и все выводы об этом quasi-писателе XI в. Совсем ненаучны» (Никольский Н. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности.СПб., 1902, с. 31 (ПДПИ, № 147)).С. А. Бугославский допускал, что И. Написал Память «может быть в глубокой древности», но при этом подчеркивал, что дошедший до нас текст памятника – компиляция, состоящая из произведений пяти лиц, «и вопрос о хронологии составных частей» ее «при наших данных не может быть решен» (Бугославский С.
А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. – ИОРЯС за 1924 г., т. 29. Л., 1925, с. 140–141).Лит. Погодин М. Иаков мних, русский писатель XI в., и его сочинения. – ИпоРЯС, 1852, т. 1, стб. 326–334. Б[утков] П. Разбор трех древних памятников русской духовной литературы. – Современник, 1852, т. 32, отд. 2, с. 85–106. Макарий. Еще об Иакове мнихе. – ИпоРЯС, 1853, т. 2, стб. 145–157. Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове мнихе акад. П. Г. Буткова. – Там же, стб. 81–95. Соболевский А. И. 1) В каком городе крестился св. Владимир. – ЖМНП, 1888, июнь, с. 396–403. 2) «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о свв. Борисе и Глебе (по поводу статьи г. Левитского). – Христ. Чт., 1890, ч. 1, с. 791–804. Левитский Н. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные (по поводу мнения проф.
А. И. Соболевского). – Там же, с. 370–421, 687–740. Никольский. Повременный список, с. 225–271. Шахматов. Разыскания, с. 13–28. Приселков М. Д. Нестор-летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923, с. 37, 46, 47, 50, 51..
Дополнительный поиск Иаков, монах Киево-Печерского монастыря
На нашем сайте Вы найдете значение "Иаков, монах Киево-Печерского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иаков, монах Киево-Печерского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 39 символа