Иван Черный, писец
Иван Черный (ум. Ок. 1490 г.) – «крылошанин» (клирошанин), один из главных представителей новгородско-московского еретического движения, московский профессиональный писец конца XV в., автор «Преддверия настоащаго сочетаниа». Скупые биографические сведения об И. Ч. Содержатся в его приписке к Летописцу Еллинскому и Римскому 1485 г., а также в посланиях новгородского архиепископа Геннадия и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого («Просветитель» Иосифа Волоцкого. 4-е изд. Казань, 1903, с. 36).Согласно этим данным, в 80-е гг. XV в. И. Ч. Был занят копированием с новгородского списка текста крупнейшей «литературной энциклопедии русского средневековья» (по выражению Д. С. Лихачева) – Летописца Еллинского и Римского второго вида, которое он закончил 22 июля 1485 г.
(ГБЛ, Музейное собр. (собр. Д. В. Пискарева), № 597). Эта работа переписчика носила характер ответственного поручения московских правительственных кругов (Лихачев. Еллинский летописец..., с. 110) и, судя по этому, была уже не первым его делом. В 1487 г. Им была окончена переписка «Лествицы» Иоанна Синайского (ГИМ, собр. Уварова, № 447) – имеется подпись И. Ч., а также отредактирован Библейский сборник (ГБЛ, собр. Ундольского, № 1). В своих записях И. Ч. Называет себя «Ио Чръны званием и деанми», «Иоанн Черный», «Ивашка Чрьной, что книгы пишет», «Ивашко Черный, яко же именем тако же и делы».В 80-е гг. XV в. Книжник И. Ч. Был связан с кружком новгородско-московских еретиков (представителями так называемой «ереси жидовствующих»). Между 1487 г.
(дата завершения «Лествицы») и октябрем 1490 г. (датой Послания архиепископа Геннадия митрополиту Зосиме) И. Ч., спасаясь от преследования и нависшей угрозы казни, бежал (по-видимому, в Литву) с другим еретиком – Игнатом Зубовым и скончался в изгнании до начала собора на еретиков 1490 г.Единственное сохранившееся цельное произведение И. Ч. – «Преддверие настоащего сочетаниа» (в науке известно как Приписка И. Ч. 1485 г. К Еллинскому летописцу второго вида) – было исследовано и опубликовано (А. И. Клибановым) в 1955 г. В приложении к книге Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье. Оно представляет собой Послесловие, сообщающее, кем, когда и по чьему поручению был выполнен труд по переписке Еллинского летописца, и в заключение излагающее библейскую заповедь о любви к богу и ближнему («Сие заповедаю вам, рече, да любите друг друга, ибо весь закон единем словом скончавается, еже любити бога и ближняго...») и предостерегающее «строптивых» «не скакати на тръние».
«Аще бо и строптивый кто, да уцеломудрится не скакати на тръние на земи телесы, да не примет раны». Кроме того, на полях Еллинского летописца, Библейского сборника и «Книги пророчества» Ветхого завета (ГПБ, F.1.3) имеются глоссы И. Ч. (указания «Зри» и т. П.), иногда переданные буквенными знаками пермского алфавита (так называемые Пермские глоссы). Путем соотнесения их с местами, на которые они указывают, возможна частичная реконструкция некоторых взглядов И. Ч.Изд. Казакова Н А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М. Л., 1955, с. 277–299..
Дополнительный поиск Иван Черный, писец
На нашем сайте Вы найдете значение "Иван Черный, писец" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иван Черный, писец, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 18 символа