Иннокентий Охлябинин (Вологодский)

163

Иннокентий Охлябинин (Вологодский) (XV–XVI вв.) – основатель Комельского монастыря, автор «Завета». И. О. Был учеником Нила Сорского, монахом из московского рода князей Охлябининых. Вместе с Нилом Сорским во второй половине XV в. Путешествовал на Балканы, жил в Константинополе и на Афоне, вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, затем следом за Нилом ушел оттуда в основанную тем пустынь на р. Соре. В 1491 г. По воле старца Нила в Комельском районе Вологодской области, на р. Еде, И. О. Основал Спасо-Преображенский монастырь, получивший впоследствии название Иннокентиева и Комельского, где и умер и был похоронен. В его житии, написанном, по-видимому, в XVII в. (Список XVII в. – ГПБ, собр. Погодина, № 1582, л. 98), говорится, что, хороня его, на его могилу положили камень, на котором написали год, месяц и день его смерти, и дата эта указывается как 19 марта 6999 (1491) г., что невероятно, так как известно, что И.

О. Пережил Нила Сорского, скончавшегося в 1508 г. «Такоже и образ подобия его братия написаша» – очевидно, этот образ хранился в монастыре. Говорится также, что в монастыре сохранялось «писаниа не мало о преподобнем Инокентии», но все сгорело при нашествии «на Рускую землю, на пределы Вологоцкия» казанских татар. Самим И. О. Написан «Завет», т. Е. Завещание (нач. «Се аз убогий инок Инокентие...»), обращенное к братии «пустыни сей нашей». Он просит братию жить дружно, мирно, не принимать и не постригать юных и безбородых, женского пола в пустыню не пускать, «пиянственного пития» не держать, а в остальном – речь идет «о молитве и о пении, како питатися и когда подобает исходити потребы ради. И о рукоделии и о прочем...» – руководствоваться правилами «господина нашего и учителя моего старца Нила».

Далее он делает распоряжение «О церкви», а именно говорит, что если иноки «в пустыни нашей» надумают ставить церковь, то пусть она будет во имя третьего обретения главы Иоанна Предтечи, «сей бо есть великий Иоанн наставник всем иноком и пустынножителем». В главке «О самочинникох» он велит тех, кто станет жить не по божественным заповедям, написанию старца Нила и его собственному писанию, сначала наказывать, а затем изгонять, а если они захотят вернуться и жить как следует – принимать назад. В заключительном разделе «О келиях», он пишет, что брат, уходящий из пустыни, теряет всякие права на свою келью и не может ее ни продать, ни передать другому, и если возвратится, получит ту келью, какую ему назначат настоятель и братия.

В их владение переходят и кельи умерших. Запрещается торговать и меняться кельями, «но кыйждо в своих келиах живет». Перу И. О. Принадлежит по всей видимости также тропарь, кондак и икос преподобному Нилу Сорскому. При этом любопытно, что следом за икосом идет пояснение содержащихся в нем уподоблений старца Нила финику и лозе. Житие праведных в сем мире жестко, как дерево финик, плоды же его сладки, как плоды финика. А вино учения, как виноградное вино, укрепляет наши сердца.Изд. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. СПб., 1882, ч. 1, с. 15–16, 96–98. Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский.

СПб., 1882, с. 45–46, примеч. 116, прилож. III, с. 14–16..

Значения в других словарях
Илья, новгородский иеромонах (пресвитер)

Илья (сер. XVI в.) – новгородский иеромонах (пресвитер), миссионер и книжник. Книжник И. И миссионер-инок И. – очевидно, одно лицо (к такому выводу приходит И. И. Калиганов в результате выявления сходства текстов летописного рассказа «О крещении дикой лопи» и Жития Георгия Нового). Филарет допускает отождествление И. Пресвитера с В. М. Тучковым, на том лишь основании, что Тучков якобы во иночестве принял имя И., но не подтверждает это заявление никакими документальными данными. Против этого необ..

Иннокентий, монах Боровского монастыря

Иннокентий (2-я пол. XV в.) – монах Боровского монастыря, автор Записки о последних днях жизни Пафнутия Боровского. И. Принадлежал к числу «древних» (старших) учеников основателя и игумена Боровского монастыря Пафнутия и в последние дни жизни Пафнутия не отходил от него «ни на мал час». На рассказ И. Ссылался в своем каноническом Житии Пафнутия его автор Вассиан Санин. Кроме Записки И., сохранился написанный тем же автором канон Пафнутию Боровскому, утвержденный к пению митрополитом Даниилом в 1..

Иоанн

См. Сказание о убиении. Князя Михаила Черниговского.... ..

Дополнительный поиск Иннокентий Охлябинин (Вологодский) Иннокентий Охлябинин (Вологодский)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иннокентий Охлябинин (Вологодский)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иннокентий Охлябинин (Вологодский), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 34 символа