Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский

165

Иоанн (в миру Илья) (ум. 7 IX 1186 г.) – архиепископ Новгородский, автор поучений, был священником церкви св. Василия в Новгороде. 28 марта 1165 г. Был поставлен новгородским епископом (с 1167 г. Архиепископом). Совершил поездку по церковным делам в Киев, а в 1172 г. – во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. При И. В Новгороде было возведено много церквей. Перед смертью постригся под именем И., похоронен был в Софийском соборе в Новгороде, где в 1439 г. Были открыты его мощи. Собором 1547 г. И. Был канонизирован. На архиепископском престоле ему наследовал его брат Гавриил (архиепископ в 1186–1195 гг.).Сведения о И. Содержатся в Летописи Новгородской первой под 1165, 1167, 1169, 1170, 1172, 1173, 1179, 1180, 1182 и 1184–1186 гг., в Сказании о битве новгородцев с суздальцами и в Житии, написанном в 70–80-х гг.

XV в. Пахомием Логофетом. В Сказание и Житие вошли легендарные предания о И. Как по его молитве совершилось чудо от иконы Богородицы во время осады Новгорода суздальцами в 1170 г. И о путешествии И. На бесе в Иерусалим (см. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973, с. 95–185).И. Считают одним из трех иереев, обращавшихся с каноническими вопросами к епископу Нифонту (так называемое «Вопрошание Кириково»). Последний раздел памятника имеет подзаголовок «Ильино». Однако высказывалось мнение, что И. Не спрашивал Нифонта, а его ответы были присоединены к ответам Нифонта Кирику Новгородцу. «Вопрошание» входит в списки Кормчих книг начиная с XIII в. Там же читается каноническое разъяснение, озаглавленное «Илья архиепискуп новгородьскый исправил с Белгородскым епископом» (нач.

«Оже ся пригодить у службы любо попу, ли дьякону забыти влити вина или воды...»). Полагают, что оно было составлено во время поездки И. В Киев совместно с Белгородским епископом, временно возглавлявшим в то время митрополию. К. Калайдович высказал догадку о принадлежности И. Еще двух правил, входящих в Кормчие. Правила епископам (нач. «Всею силою и всею мощью должны архиепископы...») и правила черноризцам (нач. «Единаго воследовавше Христу иноцы...»), но для ее обоснования нет достаточных данных.Для истории древнерусской литературы ценность представляет дошедшее до нас Поучение И. А. С. Павлов исследовал его и опубликовал по сборнику ГБЛ, собр. А. И. Попова, № 147 (б. Музейное собр., № 2515). Поучение не надписано. Оно начинается словами.

«Се богови тако изволшу и святей богородице и вашей молитве...». По косвенным данным А. С. Павлов атрибутировал поучение И. И установил, что оно было произнесено в 1166 г., в воскресение первой недели поста (которое приходилось в этом году на 12 марта). Поучение обращено к духовенству. И. Призывает слушателей воздерживаться от пьянства, ростовщичества, излишней строгости при наложении епитимьи, осуждает участие священнослужителей в народных игрищах, перечисляет некоторые нарушения церковных установлений. В Поучении говорится также об обычных прегрешениях паствы. Осуждается пьянство, неблагочинное поведение в церкви, злоупотребление крестным целованием. И. Осуждает женщин, обращающихся за помощью к волхвам, подсказывает иереям возможности последующего церковного освящения внебрачных связей и т.

Д. Поучение написано живым, простым языком, содержит ценные сведения для историка и этнографа.Еще до публикации А. С. Павлова исследователи были знакомы с выдержкой из этого Поучения, которую привел И. И. Срезневский (не описывая самого памятника и не атрибутируя его) по Дубенскому сборнику (ГИБ, собр. ПДА, № 129). «А о турех и о лодыгах и о коледницах и про беззаконный бой, вы, Попове, уимайте детей своих, или кого убивают и вы над ним не пойте в ризах, ни просфур приимайте» (Срезневский. Сведения и заметки, № 57, с. 314). А. Н. Веселовский и А. Фаминицын толковали на основе этой выписки языческие обряды. Поучение вошло в список первой редакции «Измарагда» ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 204 (л. 238), где озаглавлено. «Слово Иоанна Златоуста к попам и к простым людем».

Начинается оно не с начала, а со слов. «И о сем вы хощу начати первое слово, еже бе нам самим не вельми пригвождатися свете сем...». Фрагмент из этого списка приводит А. С. Архангельский (см. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. Казань, 1890, т. 4, с. 66–69), но не высказывает мнения о происхождении памятника.Филарет допускал, что И. Имел отношение к новгородскому летописанию. Но приводимая им ссылка на статью 1144 г. НIЛ в настоящее время единодушно рассматривается как указание на летописца Германа Вояту.Изд. Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821, с. 219–224. Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века. – ЖМНП, 1890, октябрь, с. 275–300. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы.

СПб., 1897, вып. 3, с. 240–250, 321–322. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI–XV вв.). Изд. 2-е. СПб., 1908 (РИБ, т. 6), с. 57–62, 75–78. Приложения, с. 347–376. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. – ЧОИДР, 1912, кн. 3, с. 107–109, 375–380..

Значения в других словарях
Иннокентий, монах Боровского монастыря

Иннокентий (2-я пол. XV в.) – монах Боровского монастыря, автор Записки о последних днях жизни Пафнутия Боровского. И. Принадлежал к числу «древних» (старших) учеников основателя и игумена Боровского монастыря Пафнутия и в последние дни жизни Пафнутия не отходил от него «ни на мал час». На рассказ И. Ссылался в своем каноническом Житии Пафнутия его автор Вассиан Санин. Кроме Записки И., сохранился написанный тем же автором канон Пафнутию Боровскому, утвержденный к пению митрополитом Даниилом в 1..

Иоанн

См. Сказание о убиении. Князя Михаила Черниговского.... ..

Иоанн, архиепископ Новгородский

Иоанн (1388–1414 гг.) – архиепископ Новгородский, автор Послания на Двину (ок. 1397 г.) и «Благословения» и «Указа» (ок. 1410 г.). И. Был третьим новгородским ерхиепископом с этим именем. Послание приписывается ему С. В. Рождественским после сопоставления его с жалованной грамотой великого князя Василия I Дмитриевича Двинской земле 1398 г., а также с летописными записями и некоторыми другими документами того времени. В 1397 г. Великий князь, учтя антагонизм двинского и новгородского боярства, пр..

Иоанн, епископ Ростовский

Иоанн – епископ Ростовский (XII – нач. XIII в. Или перв. Пол. XIV в.), автор Поучения в неделю цветную.Поучение известно в одном списке XVI в., обнаруженном И. А. Бычковым в Прологе за мартовское полугодие из собрания Ф. И. Буслаева (ГПБ, F.I.723). Оно озаглавлено. «Поучение в неделю цветную священноепископа Иоанна Ростовского к правоверным крестьяном» (нач. «Благодать божественаго таиньства и вседетельна сила, съвыше поданое роду человеческому крестьянскыя истинныя правоверныя веры»).«Цветная н..

Дополнительный поиск Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 38 символа