Иосиф Волоцкий

178

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) – игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В. И во многом неточных. Дополнительные данные могут быть извлечены из сочинений самого И. В.И. В. Родился в семье служилых землевладельцев Волоцкой земли (первоначально принадлежавшей Новгороду, но уже с первой половины XV в. Фактически присоединенной к Московскому княжеству). Еще молодым человеком И. В. Постригся в монахи в Боровском монастыре, находившемся во владениях великих князей Московских и возглавлявшемся известным церковным деятелем Пафнутием Боровским.

Уже в этот период, будучи «в учимом чину», И. В. Написал свое первое полемическое сочинение – Послание о Троице архимандриту тверского Отроча монастыря Вассиану, направленное против не названных по именам новгородских или каких-то тверских еретиков, ставивших, возможно, под сомнение догмат о троице и указывавших на то, что церковные авторитеты «разньствуют» в вопросе об иконном изображении Троицы. После смерти Пафнутия в 1479 г. И. В. Был назначен игуменом Боровского монастыря, но вскоре покинул этот монастырь и перешел из владений великого князя Ивана III во владения его брата – удельного князя Бориса Волоцкого. В Послании монахам Пафнутьева монастыря И. В. Прямо объяснял этот переход столкновением с Иваном III, забиравшим монастырских «сирот» (крестьян), и опасением, что его враждебные отношения с великим князем могут грозить «нежалованием» всему монастырю.

Переход И. В. К Борису Волоцкому совпал по времени с выступлением самого Бориса (и другого удельного князя – Андрея Углицкого) против Ивана III и его обращением к покровительству польско-литовского короля Казимира.Литературная деятельность И. В. Начиналась, таким образом, в обстановке прямого конфликта с великокняжеской властью. Вскоре, после 1479 г., И. В. Основывает во владениях Бориса Волоцкого новый монастырь Успения Богородицы (обычно именуемый Иосифовым Волоколамским монастырем), ставший с конца XV в. Одним из центров религиозной и культурной жизни Московской Руси. С самого начала деятельность И. В. И его монастыря оказалась направленной против распространившегося в Русском государстве реформационного движения – новгородско-московской ереси (в историографии XIX в.

Обычно именовавшейся «ересью жидовствующих»). Основным литературным памятником этой деятельности считается составленная И. В. «Книга на новгородских еретиков», или «Просветитель» (последнее название встречается в рукописях только с XVII в.), дошедшая в двух редакциях – краткой (состоящей из 11 полемических слов. Списки, в которых содержится 8 или 10 слов, представляются уже вторичными сокращениями) и пространной (16 слов – в этой редакции названо имя автора, «грешного инока Иосифа»). Однако «Просветитель», даже в первой, краткой редакции был составлен тогда, когда еретическая «буря» уже прекратилась, – не ранее 1502 г. Но до нас дошли и источники «Просветителя» – отдельные полемические «слова», созданные еще в конце XV в., когда еретики – новгородские и особенно московские – пользовались прямым покровительством великокняжеской власти.

Это следующие памятники. 1) сочинение в защиту икон и других священных предметов, состоящее из вступительного «Послания иконописцу» и трех полемических «слов». 2) «Сказания о скончании седьмой тысящи», связанные с ожидавшимся, но не состоявшимся в 1492 г. (7000 г. От сотворения мира) «концом мира» и также состоящие из трех частей. 3) «Рассуждение об иноческом жительстве» (восходящее, по-видимому, к более раннему памятнику, отразившемуся в 11-м слове «Просветителя»). Кроме полемических слов к тому же периоду относится ряд посланий И. В. – Послание Нифонту Суздальскому (пространная, и, по всей видимости, первоначальна» редакция этого послания относится к 1492–1494 гг.), брату И. В. Вассиану Санину, архимандриту Евфимию, Послание четырем духовным лицам о расстригшемся чернеце, два послания о «человеке», постригшемся в монахи, Послание вельможе, морящему голодом своих рабов, Послание неизвестному обличителю ереси (возможно, Геннадию, архиепископу Новгородскому), сохранившееся только в формулярной редакции (без собственных имен) и анонимное «Послание вельможе Иоанну о смерти князя», которое также, по всей видимости, принадлежит И.

В. И связано со скоропостижной смертью в 1494 г. Его покровителя Бориса Волоцкого. К этому же периоду может быть отнесена и краткая редакция Монастырского устава И. В. (сохранившаяся в том же волоколамском сборнике начала XVI в., в котором дошел и древнейший список «Просветителя»), имеющая антиеретический характер и провозглашающая в ответ на еретическую критику ряд важных реформ в монастырском быту (полный запрет всякой личной собственности для монахов – в частности, на иконы и книги). Завершением всего первого периода творчества И. В. Было послание Ивану III о еретике Кленове, послание духовнику Ивана III Митрофану, написанное в 1503–1504 гг. И первая (краткая) редакция «Просветителя».Противоеретическая деятельность И.

В. Велась до конца XV в. В трудных для него условиях, когда Иван III, стремившийся к секуляризации монастырского землевладения, оказывал явное покровительство еретикам – особенно московскому еретическому кружку Федора Курицына. В связи с этим И. В. В сочинениях раннего периода (особенно в одном из слов, приложенных к «Посланию иконописцу»), призывал оказывать решительное сопротивление «царю-мучителю», оскорбляющему христианскую веру. В своей борьбе он был не одинок – его поддерживал архиепископ Новгородский Геннадий и другие церковные иерархи. Существенную роль в антиеретической полемике, возможно, играл и известный церковный деятель Нил Сорский. Рукой Нила Сорского была написана часть (начало «Сказания о новоявившейся ереси», 1-е, 2-е, часть 7-го, 7–10-е слова) того списка «Книги на новгородских еретиков» («Просветителя»), который был передан в Волоколамский монастырь при жизни И.

В. Возможным представляется и соавторство Нила при написании «Послания иконописцу» и следующих за ним полемических слов.И. В. Прежде всего – полемист и обличитель. Стиль его высокопарен и торжествен. Он постоянно ссылается на библейские и «святоотеческие» тексты (особенно часты цитаты из Иоанна Дамаскина, Василия Великого). Но опираясь на их авторитет, И. В. Развивает далее свою аргументацию самостоятельно и логично, стремясь последовательно отвергнуть (хотя бы формально) аргументы противников. Такая логичность и большая начитанность в богословии позволяет видеть в И. В. Своеобразного русского представителя средневековой схоластики.С начала XVI в. Иван III уступает давлению церковников, отказывается от секуляризационных планов (собор 1503 г.) и соглашается на расправу над еретиками (1504 г.).

С этого же времени изменяется и позиция И. В. – он становится решительным сторонником великокняжеской власти и заявляет (цитируя сочинения византийского писателя VI в. Агапита), что «царь убо властью подобен вышнему богу». В 1507 г. Произошло столкновение И. В. С сыном его прежнего покровителя, удельным князем Федором Борисовичем Волоцким, захватывавшим монастырское имущество. И. В. Заявил о переходе монастыря под непосредственную власть великого князя. Василий III (вступивший на престол в 1505 г.) согласился взять монастырь под свое покровительство. Против И. В. Выступал архиепископ Новгородский Серапион, отлучивший волоколамского игумена от церкви. За И. В. Вступился митрополит Симон, лишивший новгородского владыку сана. Разгорелась бурная полемика, в ходе которой против И.

В. Впервые выступили «нестяжатели» во главе с Вассианом Патрикеевым. Ученик Нила Сорского, сочувствовавшего И. В. В его борьбе с еретиками и не вступавшего (во всяком случае, до 1503 г.) в полемику с И. В., Вассиан обвинил волоколамского игумена в крайней и неоправданной жестокости по отношению к раскаявшимся и даже мнимым еретикам. Он поднял вопрос об ограничении монастырского землевладения. Василий III в этой борьбе между И. В. И Вассианом занимал колеблющуюся позицию (в 1511 г. Великий князь примирился с опальным Серапионом и потребовал того же от И. В.).Ко второму периоду творчества И. В. Относится пространная редакция «Просветителя», составленная в 1510–11 гг. И включающая дополнительные слова (12–16-е), направленные против «нестяжателей» и косвенно – против Серапиона (12-е слово, задевавшее Серапиона, И.

В. Потом вынужден был изъять из «Просветителя»), пространная (минейная) редакция Устава, смягчавшая прежний абсолютный запрет на личную собственность для монахов и вводившая три разные «устроения» для различных категорий монахов. Непосредственно с дополнением «Просветителя» были связаны «Слово об осуждении еретиков» и «Слово о благопремудростных коварствах» и два послания Василию III (включенные затем во вторую редакцию книги). В связи со спором с князем Федором Волоцким и архиепископом Серапионом написаны трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обид творити» и послания И. В. Митрополиту Симону, Б. В. Кутузову, И. И. Третьякову-Ховрину, В. А. Челяднину и Василию III о примирении с Серапионом. С вопросами монастырского быта связаны послания княгине М.

Голениной, «Послание некоему брату о соблюдении заповедей» и «Послание старцам о хмельных напитках» (эти два послания перекликаются с минейной редакцией Устава). К тому же периоду относятся два послания И. В. Князю Юрию Васильевичу Дмитровскому (брату Василия III) и послание Василию III о преемнике по игуменству.Литературоведами уже отмечалась своеобразная разностильность сочинений И. В., его умение «с завидной легкостью» переходить «от одной манеры изложения к другой» (И. П. Еремин). Послания И. В., связанные с реальным бытом, написаны иначе, чем его полемические послания, – в них нередко отражается живая бытовая речь того времени. Так, в послании Б. В. Кутузову И. В., обличая своего обидчика Федора Волоцкого в ограблении различных «городских и сельских» людей, рассказывал о том, как князь Федор вымогал деньги у вдовы некоего «торгового человека».

«И князь Федор послал да велел ее мучить. И она сказала все, где что у нее лежит, и он послал, взял все деньги...». И. В. Просил, чтобы князь, по крайней мере, не оставил ограбленную вдову без жалования. Князь обещал ее «пожаловати». Но он всего навсего послал ей однажды «от обеда пять оладей, и на завтрея четыре оладьи, а денег не отдал ни одное. Ино и дети и внучата и ныне по дворам волочатся...».Творчество И. В. Оказало большое влияние на публицистику XVI–XVII вв. В XVI в. И. В. Воспринимался уже как идеолог сильной монархической власти – «дворянин великого князя». Иван Грозный постоянно «имал» и «чел» «Просветитель», заимствуя из него не только отдельные цитаты, но и самую манеру полемики – систематического опровержения (хотя бы и формального) всех замечаний своего оппонента.

В XVII в. Аввакум видел в И. В, одного из столпов «древляго благочестия», хотя и отвергал его теорию божественного «благопремудростного коварства».Основной корпус сочинений И. В., кроме «Просветителя», издан в книгах Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье и «Посланиях Иосифа Волоцкого». В кн. В. Малинина издан трактат «Яко не подобает божиим церквам обид творити».Изд. Просветитель или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1857 (дальнейшие переизд. Без изменений – Казань, 1882, 1892 и 1904 гг.). Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1902, Приложения, с. 128–144. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М. Л., 1955.

Приложения. Источники по истории еретических движений конца XIV – начала XVI в., № 17, 23, 24, 29, 30. Послания Иосифа Волоцкого/ Подг. Текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М. Л., 1959. Кобрин В. Б. Послание Иосифа Волоцкого архимандриту Евфимию // Зап. Отд. Рук. ГБЛ. М., 1966, вып. 28, с. 227–239. Клосс Б. М. Неизвестное послание Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 350–352. ПЛДР. Конец, XV – первая половина XVI в. 1984, с. 324–357..

Значения в других словарях
Иона, епископ Рязанский, митрополит Московский

Иона (ум. 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. И. – первый русский митрополит, назначенный без утверждения константинопольским патриархом. И. Был впоследствии канонизирован, и более поздние рассказы о нем (см. Житие митрополита Ионы) во многом искажают подлинную биографию И. Он изображается естественным и законным преемником митрополита Фотия и последовательным сторонником Василия II в борьбе с его соперниками галицкими князьями. Однако..

Иона, игумен Глушицкого монастыря

Иона (XVI в.) – иеромонах Антониево-Сийского монастыря, игумен Глушицкого монастыря, автор житий. Никаких биографических сведений о нем нет.Находясь в Сийском монастыре, И. Написал в 1578 г. Житие основателя монастыря Антония Сийского. «Месяца декабря в 7 день. Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Антония игумена, иже на Михайлове езере пречестен монастырь поставльшаго, во имя пресвятыя и живоначальныя Троица и пречистая Богородица честнаго и славнаго ея Благовеще..

Иосиф, инок Герасимо-Болдинского монастыря

Иосиф (XVI в.) – инок Герасимо-Болдинского Троицкого монастыря (близ г. Дорогобужа), автор учебного руководства, известного под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде въкратце» для царевича Ивана Ивановича. Имя автора установил X. М. Лопарев, расшифровав криптограмму, помещенную в рукописи в конце этого сочинения. Сам автор сообщил о себе ряд биографических сведений. Он родом новгородец, «от действа же калиграф». Это произведение И. Написал в 1559 г. В Герасимове монас..

Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря

Иринарх Глушицкий (XV–XVI вв.) – инок Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области. Писал житие основателя своего монастыря, Дионисия Глушицкого (ум. 1437 г., память 1 июня), в 1495 г. По поручению соборных монастырских старцев. Основывался в своем повествовании на словах и записках людей, которые слышали рассказы учеников Дионисия, хорошо его знавших (Амфилохия, Макария, Михаила), а также на записках очевидцев и современников. Часто ссылается на устные..

Дополнительный поиск Иосиф Волоцкий Иосиф Волоцкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иосиф Волоцкий" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иосиф Волоцкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа