В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Иосиф Волоцкий

17

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) – игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В. и во многом неточных; дополнительные данные могут быть извлечены из сочинений самого И. В. И. В. родился в семье служилых землевладельцев Волоцкой земли (первоначально принадлежавшей Новгороду, но уже с первой половины XV в. фактически присоединенной к Московскому княжеству). Еще молодым человеком И. В. постригся в монахи в Боровском монастыре, находившемся во владениях великих князей Московских и возглавлявшемся известным церковным деятелем Пафнутием Боровским. Уже в этот период, будучи «в учимом чину», И. В. написал свое первое полемическое сочинение – Послание о Троице архимандриту тверского Отроча монастыря Вассиану, направленное против не названных по именам новгородских или каких-то тверских еретиков, ставивших, возможно, под сомнение догмат о троице и указывавших на то, что церковные авторитеты «разньствуют» в вопросе об иконном изображении Троицы. После смерти Пафнутия в 1479 г. И. В. был назначен игуменом Боровского монастыря, но вскоре покинул этот монастырь и перешел из владений великого князя Ивана III во владения его брата – удельного князя Бориса Волоцкого. В Послании монахам Пафнутьева монастыря И. В. прямо объяснял этот переход столкновением с Иваном III, забиравшим монастырских «сирот» (крестьян), и опасением, что его враждебные отношения с великим князем могут грозить «нежалованием» всему монастырю. Переход И. В. к Борису Волоцкому совпал по времени с выступлением самого Бориса (и другого удельного князя – Андрея Углицкого) против Ивана III и его обращением к покровительству польско-литовского короля Казимира. Литературная деятельность И. В. начиналась, таким образом, в обстановке прямого конфликта с великокняжеской властью. Вскоре, после 1479 г., И. В. основывает во владениях Бориса Волоцкого новый монастырь Успения Богородицы (обычно именуемый Иосифовым Волоколамским монастырем), ставший с конца XV в. одним из центров религиозной и культурной жизни Московской Руси. С самого начала деятельность И. В. и его монастыря оказалась направленной против распространившегося в Русском государстве реформационного движения – новгородско-московской ереси (в историографии XIX в. обычно именовавшейся «ересью жидовствующих»). Основным литературным памятником этой деятельности считается составленная И. В. «Книга на новгородских еретиков», или «Просветитель» (последнее название встречается в рукописях только с XVII в.), дошедшая в двух редакциях – краткой (состоящей из 11 полемических слов; списки, в которых содержится 8 или 10 слов, представляются уже вторичными сокращениями) и пространной (16 слов – в этой редакции названо имя автора, «грешного инока Иосифа»). Однако «Просветитель», даже в первой, краткой редакции был составлен тогда, когда еретическая «буря» уже прекратилась, – не ранее 1502 г. Но до нас дошли и источники «Просветителя» – отдельные полемические «слова», созданные еще в конце XV в., когда еретики – новгородские и особенно московские – пользовались прямым покровительством великокняжеской власти. Это следующие памятники: 1) сочинение в защиту икон и других священных предметов, состоящее из вступительного «Послания иконописцу» и трех полемических «слов»; 2) «Сказания о скончании седьмой тысящи», связанные с ожидавшимся, но не состоявшимся в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) «концом мира» и также состоящие из трех частей; 3) «Рассуждение об иноческом жительстве» (восходящее, по-видимому, к более раннему памятнику, отразившемуся в 11-м слове «Просветителя»). Кроме полемических слов к тому же периоду относится ряд посланий И. В. – Послание Нифонту Суздальскому (пространная, и, по всей видимости, первоначальна» редакция этого послания относится к 1492–1494 гг.), брату И. В. Вассиану Санину, архимандриту Евфимию, Послание четырем духовным лицам о расстригшемся чернеце, два послания о «человеке», постригшемся в монахи, Послание вельможе, морящему голодом своих рабов, Послание неизвестному обличителю ереси (возможно, Геннадию, архиепископу Новгородскому), сохранившееся только в формулярной редакции (без собственных имен) и анонимное «Послание вельможе Иоанну о смерти князя», которое также, по всей видимости, принадлежит И. В. и связано со скоропостижной смертью в 1494 г. его покровителя Бориса Волоцкого. К этому же периоду может быть отнесена и краткая редакция Монастырского устава И. В. (сохранившаяся в том же волоколамском сборнике начала XVI в., в котором дошел и древнейший список «Просветителя»), имеющая антиеретический характер и провозглашающая в ответ на еретическую критику ряд важных реформ в монастырском быту (полный запрет всякой личной собственности для монахов – в частности, на иконы и книги). Завершением всего первого периода творчества И. В. было послание Ивану III о еретике Кленове, послание духовнику Ивана III Митрофану, написанное в 1503–1504 гг. и первая (краткая) редакция «Просветителя». Противоеретическая деятельность И. В. велась до конца XV в. в трудных для него условиях, когда Иван III, стремившийся к секуляризации монастырского землевладения, оказывал явное покровительство еретикам – особенно московскому еретическому кружку Федора Курицына. В связи с этим И. В. в сочинениях раннего периода (особенно в одном из слов, приложенных к «Посланию иконописцу»), призывал оказывать решительное сопротивление «царю-мучителю», оскорбляющему христианскую веру. В своей борьбе он был не одинок – его поддерживал архиепископ Новгородский Геннадий и другие церковные иерархи. Существенную роль в антиеретической полемике, возможно, играл и известный церковный деятель Нил Сорский. Рукой Нила Сорского была написана часть (начало «Сказания о новоявившейся ереси», 1-е, 2-е, часть 7-го, 7–10-е слова) того списка «Книги на новгородских еретиков» («Просветителя»), который был передан в Волоколамский монастырь при жизни И. В. Возможным представляется и соавторство Нила при написании «Послания иконописцу» и следующих за ним полемических слов. И. В. прежде всего – полемист и обличитель; стиль его высокопарен и торжествен. Он постоянно ссылается на библейские и «святоотеческие» тексты (особенно часты цитаты из Иоанна Дамаскина, Василия Великого). Но опираясь на их авторитет, И. В. развивает далее свою аргументацию самостоятельно и логично, стремясь последовательно отвергнуть (хотя бы формально) аргументы противников. Такая логичность и большая начитанность в богословии позволяет видеть в И. В. своеобразного русского представителя средневековой схоластики. С начала XVI в. Иван III уступает давлению церковников, отказывается от секуляризационных планов (собор 1503 г.) и соглашается на расправу над еретиками (1504 г.). С этого же времени изменяется и позиция И. В. – он становится решительным сторонником великокняжеской власти и заявляет (цитируя сочинения византийского писателя VI в. Агапита), что «царь убо властью подобен вышнему богу». В 1507 г. произошло столкновение И. В. с сыном его прежнего покровителя, удельным князем Федором Борисовичем Волоцким, захватывавшим монастырское имущество. И. В. заявил о переходе монастыря под непосредственную власть великого князя; Василий III (вступивший на престол в 1505 г.) согласился взять монастырь под свое покровительство. Против И. В. выступал архиепископ Новгородский Серапион, отлучивший волоколамского игумена от церкви; за И. В. вступился митрополит Симон, лишивший новгородского владыку сана. Разгорелась бурная полемика, в ходе которой против И. В. впервые выступили «нестяжатели» во главе с Вассианом Патрикеевым. Ученик Нила Сорского, сочувствовавшего И. В. в его борьбе с еретиками и не вступавшего (во всяком случае, до 1503 г.) в полемику с И. В., Вассиан обвинил волоколамского игумена в крайней и неоправданной жестокости по отношению к раскаявшимся и даже мнимым еретикам; он поднял вопрос об ограничении монастырского землевладения. Василий III в этой борьбе между И. В. и Вассианом занимал колеблющуюся позицию (в 1511 г. великий князь примирился с опальным Серапионом и потребовал того же от И. В.). Ко второму периоду творчества И. В. относится пространная редакция «Просветителя», составленная в 1510–11 гг. и включающая дополнительные слова (12–16-е), направленные против «нестяжателей» и косвенно – против Серапиона (12-е слово, задевавшее Серапиона, И. В. потом вынужден был изъять из «Просветителя»), пространная (минейная) редакция Устава, смягчавшая прежний абсолютный запрет на личную собственность для монахов и вводившая три разные «устроения» для различных категорий монахов. Непосредственно с дополнением «Просветителя» были связаны «Слово об осуждении еретиков» и «Слово о благопремудростных коварствах» и два послания Василию III (включенные затем во вторую редакцию книги). В связи со спором с князем Федором Волоцким и архиепископом Серапионом написаны трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обид творити» и послания И. В. митрополиту Симону, Б. В. Кутузову, И. И. Третьякову-Ховрину, В. А. Челяднину и Василию III о примирении с Серапионом. С вопросами монастырского быта связаны послания княгине М. Голениной, «Послание некоему брату о соблюдении заповедей» и «Послание старцам о хмельных напитках» (эти два послания перекликаются с минейной редакцией Устава). К тому же периоду относятся два послания И. В. князю Юрию Васильевичу Дмитровскому (брату Василия III) и послание Василию III о преемнике по игуменству. Литературоведами уже отмечалась своеобразная разностильность сочинений И. В., его умение «с завидной легкостью» переходить «от одной манеры изложения к другой» (И. П. Еремин). Послания И. В., связанные с реальным бытом, написаны иначе, чем его полемические послания, – в них нередко отражается живая бытовая речь того времени. Так, в послании Б. В. Кутузову И. В., обличая своего обидчика Федора Волоцкого в ограблении различных «городских и сельских» людей, рассказывал о том, как князь Федор вымогал деньги у вдовы некоего «торгового человека»: «И князь Федор послал да велел ее мучить. И она сказала все, где что у нее лежит, и он послал, взял все деньги...». И. В. просил, чтобы князь, по крайней мере, не оставил ограбленную вдову без жалования; князь обещал ее «пожаловати». Но он всего навсего послал ей однажды «от обеда пять оладей, и на завтрея четыре оладьи, а денег не отдал ни одное. Ино и дети и внучата и ныне по дворам волочатся...». Творчество И. В. оказало большое влияние на публицистику XVI–XVII вв. В XVI в. И. В. воспринимался уже как идеолог сильной монархической власти – «дворянин великого князя». Иван Грозный постоянно «имал» и «чел» «Просветитель», заимствуя из него не только отдельные цитаты, но и самую манеру полемики – систематического опровержения (хотя бы и формального) всех замечаний своего оппонента. В XVII в. Аввакум видел в И. В, одного из столпов «древляго благочестия», хотя и отвергал его теорию божественного «благопремудростного коварства». Основной корпус сочинений И. В., кроме «Просветителя», издан в книгах Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье и «Посланиях Иосифа Волоцкого»; в кн. В. Малинина издан трактат «Яко не подобает божиим церквам обид творити». Изд.: Просветитель или обличение ереси жидовствующих: Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1857 (дальнейшие переизд. без изменений – Казань, 1882, 1892 и 1904 гг.); Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1902, Приложения, с. 128–144; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М.; Л., 1955. Приложения. Источники по истории еретических движений конца XIV – начала XVI в., № 17, 23, 24, 29, 30; Послания Иосифа Волоцкого/ Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Кобрин В. Б. Послание Иосифа Волоцкого архимандриту Евфимию // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1966, вып. 28, с. 227–239; Клосс Б. М. Неизвестное послание Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 350–352; ПЛДР. Конец, XV – первая половина XVI в. 1984, с. 324–357.


Значения в других словарях
Иона, епископ Рязанский, митрополит Московский

Иона (ум. 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. И. – первый русский митрополит, назначенный без утверждения константинопольским патриархом. И. был впоследствии канонизирован, и более поздние рассказы о нем (см. Житие митрополита Ионы) во многом искажают подлинную биографию И.: он изображается естественным и законным преемником митрополита ...

Иона, игумен Глушицкого монастыря

Иона (XVI в.) – иеромонах Антониево-Сийского монастыря, игумен Глушицкого монастыря, автор житий. Никаких биографических сведений о нем нет. Находясь в Сийском монастыре, И. написал в 1578 г. Житие основателя монастыря Антония Сийского: «Месяца декабря в 7 день. Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Антония игумена, иже на Михайлове езере пречестен монастырь поставль ...

Иосиф, инок Герасимо-Болдинского монастыря

Иосиф (XVI в.) – инок Герасимо-Болдинского Троицкого монастыря (близ г. Дорогобужа), автор учебного руководства, известного под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде въкратце» для царевича Ивана Ивановича. Имя автора установил X. М. Лопарев, расшифровав криптограмму, помещенную в рукописи в конце этого сочинения. Сам автор сообщил о себе ряд биографических сведений. Он ...

Дополнительный поиск Иосиф Волоцкий

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иосиф Волоцкий" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иосиф Волоцкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 27 символа