Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря

141

Иринарх Глушицкий (XV–XVI вв.) – инок Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области. Писал житие основателя своего монастыря, Дионисия Глушицкого (ум. 1437 г., память 1 июня), в 1495 г. По поручению соборных монастырских старцев. Основывался в своем повествовании на словах и записках людей, которые слышали рассказы учеников Дионисия, хорошо его знавших (Амфилохия, Макария, Михаила), а также на записках очевидцев и современников. Часто ссылается на устные сообщения старых людей и на письменные источники (например, «а писал Макарий, ученик Дионисиев»). В заимствованных частях текста иногда сохраняет первое лицо авторов – современников Дионисия. Судя по дословному совпадению рассказа о свидании Дионисия Глушицкого с ростовским архиепископом Дионисием в житии и «Сказании о Каменном монастыре» Паисия Ярославова.

И. Г. Имел в своем распоряжении ту же запись, которой пользовался и Паисий. Самого Сказания И. Г. Не знал, судя по тому, что начал свой рассказ прямо с поселения Дионисия на берегу Кубенского озера, заявив, что ничего не смог узнать о родителях, детстве и отрочестве святого, и, по-видимому, не зная и того, о чем написал в своем Сказании Паисий (а именно о том, что Дионисий был уроженцем Вологды, мирским его именем было Дмитрий, что в отрочестве он пришел в Спасо-Каменный монастырь к игумену Дионисию, будущему архиепископу Ростовскому, и прожил там девять лет, прежде чем основал свой собственный монастырь во имя Покрова Богородицы поблизости от заброшенного монастыря во имя святого Луки на месте, называемом по имени того монастыря «Святой Лука»).

В предисловии к Житию И. Г. Запечатлел свое имя сложной анаграммой. По оценке В. О. Ключевского, Житие Дионисия Глушицкого как исторический источник принадлежит «к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе». В стиле жития сочетаются простота исторического повествования, подобная стилистической простоте «Сказания о Каменном монастыре», и риторическая усложненность предисловия и похвальных словес. Житие сохранилось в значительном числе списков.Включено под 1 июня в ВМЧ митрополита Макария. Не издано.Лит. Ключевский. Древнерусские жития, с. 193–195. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 78–105. Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР, 1899, кн. 4, отд. 4, с. 43–53. Кадлубовский А.

Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // РФВ, 1901, № 3–4, с. 38–43..

Значения в других словарях
Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) – игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В. И во многом неточных. Дополнительные данные могут быть извлечены из сочинений самого И. В.И. В. Родился в семье служилых землевладельцев Волоцкой земли (первоначально принадлежавшей Новгороду, но уже с первой половины XV в. Фактически при..

Иосиф, инок Герасимо-Болдинского монастыря

Иосиф (XVI в.) – инок Герасимо-Болдинского Троицкого монастыря (близ г. Дорогобужа), автор учебного руководства, известного под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде въкратце» для царевича Ивана Ивановича. Имя автора установил X. М. Лопарев, расшифровав криптограмму, помещенную в рукописи в конце этого сочинения. Сам автор сообщил о себе ряд биографических сведений. Он родом новгородец, «от действа же калиграф». Это произведение И. Написал в 1559 г. В Герасимове монас..

Исаак (Исак) Собака

Исаак (Исак) Собака (конец XV – первая пол. XVI в.) –архимандрит Симонова, затем Чудова монастыря, профессиональный книгописец. С конца XV в. Он наряду с Михаилом Медоварцевым известен как выдающийся мастер по переписыванию и оформлению книг, который нередко выполнял заказы для высокопоставленных лиц, в том числе и для самого великого князя.Сотрудничество с Максимом Греком оказало решающее влияние на известность и дальнейшую судьбу И. С. Биографических сведений о нем до 1531 г. Не сохранилось. В..

Исайя Каменчанин

Исайя Каменчанин (в миру Иоаким) (вторая пол. XVI в.) – монах, дьякон, представитель западнорусских просветительных кругов, приехал в Москву, возможно, из Киева в июле 1561 г. С целью достать книги для напечатания и распространения их в Литве и на Украине. Его интересовали Библия, Беседы евангельские Иоанна Златоуста в переводе инока Силуана, ученика Максима Грека, и Житие Антония Печерского, отсутствующее в Киево-Печерском монастыре.И. К. Родился к Каменце Подольском, в детстве получил хорошее ..

Дополнительный поиск Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 44 символа