Исидор, митрополит всея Руси

165

Исидор (ум. 1462 г.) – митрополит всея Руси, автор писем на греческом языке и послания правителям г. Холма. Грек по происхождению, И. Был до 1437 г. Игуменом монастыря св. Дмитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский собор католической церкви, где было принято решение о созыве специального собора для объединения греко-православной и католической церквей. В 1437 г. Константинопольский патриарх назначил И. Митрополитом Киевским и Московским. Рассказы о пребывании И. На Руси, составленные при его преемнике митрополите Ионе, отражают тенденции более позднего периода, когда русская церковь порвала связи с Константинополем. Судя по новгородским, псковским и наиболее ранним общерусским летописным сводам назначение И.

Не вызвало первоначально никаких возражений со стороны Василия II и других русских князей. И. Приехал на Русь весной 1437 г. И исполнял свои святительские обязанности в Москве (полгода), Новгороде и Пскове (более трех месяцев), а затем отправился на Ферраро-Флорентийский собор, на котором был одним из активнейших сторонников унии 1439 г. В 1440 г. И., в сане кардинала, вновь приехал на Русь, но здесь уния была отвергнута и И. Вынужден был уехать. Обстоятельства этого отъезда не вполне ясны. Митрополичий свод 1456 г., читающийся в Летописи Софийской I младшей редакции, не содержит никаких известий о возвращении И. Из Флоренции и его отъезде из России в 1440–1441 гг. Нет их и в Слове похвальном Борису Александровичу Тверскому инока Фомы (около 1453 г.), где описывается поездка тверского посла на Флорентийский собор.

Наиболее ранние известия об этом читаются в Летописи Новгородской младшего извода под 6950 (1442) г. – здесь повествуется, что, когда Василий II услышал от Исидора «вещий много не по обычаю Рускыя земля», то «повеле ему жити в монастыре и приставом повеле стрещи его, он же избеже в Тферь и оттоле в Литву». В великокняжеском своде начала 70-х годов, дошедшем в летописях Никаноровской и Вологодско-Пермской, под 6948 (1440) г. Сообщается, что Василий Темный после «обличения» Исидора «посади его в монастыре у Чюда, он же седе ту лето все», а осенью «убежа с Москвы ко Тфери, а оттоле в Литву, да к Риму». Но известие об «обличении», заточении и изгнании И. Сразу после возвращения опровергается документальным источником – московско-тверским договором, составленным после войны с «царем» (Улу-Мухаммедом) в 1439 г.

И, следовательно, после возвращения Исидора из Флоренции. Договор заключен «по благословению отца нашего Исидора, митрополита Киевского и всея Руси» (Договорные и Духовные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М. Л., 1950, № 37). Если обстоятельства отъезда И. Не имели такого характера бегства, как они обычно представляются, то весьма вероятным становится предположение, что греческие рукописи, вывезенные им из Москвы, были взяты митрополитом не в 1437 г., когда он отправлялся в Италию и должен был вернуться, а в 1441 г.После разделения русской митрополии в 50-х гг. Западнорусским митрополитом стал сподвижник И. Григорий, И. Получил епархию в Италии. В связи с тем что византийский император также отказался от признания унии, И.

Ездил в Константинополь в качестве папского посла и провозглашал «духовный мир» между греко-православной и католической церковью. И. Был участником обороны Константинополя в 1453 г., но ему удалось избежать плена. Последние годы жизни И. Провел в Италии, где в 1458 г. Получил номинальный сан патриарха Константинопольского.И. Был широко образованным человеком с гуманистическими интересами, но едва ли владел русским языком. Единственный памятник на русском языке, написанный им или от его имени, – послание правителям западнорусского г. Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы, написанное в 1440 г. (предположение о связи этого послания с борьбой между сторонниками и противниками унии представляется сомнительным).

Послание напечатано О. М. Бодянским. Среди греческого литературного наследия И. – письмо о падении Константинополя 1453 г. И ряд других писем, а также записи на книгах, сохранившихся и в советских рукописных хранилищах.Изд. Бодянский О. М. О поисках манускриптов в Познанской библиотеке // ЧОИДР, 1846, январь, № 1, отд. 1, с. 12–16. PG, t. 159, col. 953–954. Gill J. Isidor’s Encyclical Letter from Buda// Miscellanea in honorem cardinalis Isidori. Analecta Ordinis S. Basilii Magni IV (X). Roma 1963. Mercati G. Scritti d’Isidore il cardinale Ruteno. Roma, 1926 («Studii e Testi», 46)..

Значения в других словарях
Исаак (Исак) Собака

Исаак (Исак) Собака (конец XV – первая пол. XVI в.) –архимандрит Симонова, затем Чудова монастыря, профессиональный книгописец. С конца XV в. Он наряду с Михаилом Медоварцевым известен как выдающийся мастер по переписыванию и оформлению книг, который нередко выполнял заказы для высокопоставленных лиц, в том числе и для самого великого князя.Сотрудничество с Максимом Греком оказало решающее влияние на известность и дальнейшую судьбу И. С. Биографических сведений о нем до 1531 г. Не сохранилось. В..

Исайя Каменчанин

Исайя Каменчанин (в миру Иоаким) (вторая пол. XVI в.) – монах, дьякон, представитель западнорусских просветительных кругов, приехал в Москву, возможно, из Киева в июле 1561 г. С целью достать книги для напечатания и распространения их в Литве и на Украине. Его интересовали Библия, Беседы евангельские Иоанна Златоуста в переводе инока Силуана, ученика Максима Грека, и Житие Антония Печерского, отсутствующее в Киево-Печерском монастыре.И. К. Родился к Каменце Подольском, в детстве получил хорошее ..

История Иудейской войны Иосифа Флавия

«История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Написана в 75–79 гг. Иосифом сыном Маттафии, участником восстания против Рима, перешедшим затем на сторону римлян. Он пользовался расположением императоров Веспасиана и Тита и получил право именовать себя их фамильным прозвищем Флавий. Издание греческого оригинала см. В кн. Josephi Flavii opera / Ed. B. Niese. Berolini, 1894, vol. 7.И. Состоит из семи книг. В центре внимания автора, естественно, оказывается восстание в Иудее в 67–73 гг. Характеристика пол..

Казанская история

Казанская история – историко-публицистическое сочинение второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношении со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном Грозным отпочковавшегося от нее в середине XV в. Казанского ханства. К. И. Пользовалась на Руси большой популярностью и дошла до нас в большом количестве списков (более 200), самые ранние из которых относятся к началу XVII в. Интерес к К. И. Сохранялся и в X..

Дополнительный поиск Исидор, митрополит всея Руси Исидор, митрополит всея Руси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исидор, митрополит всея Руси" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исидор, митрополит всея Руси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 28 символа