Кирик Новгородец

158

Кирик Новгородец (XII в.) – диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор математического трактата и канонических вопросов. В истории древнерусской письменности с его именем связывали несколько сочинений. «Вопрошание Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех», «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (в котором есть приписка, содержащая сведения о К. Авторе сочинения, а также приведена точная хронологическая дата написания сочинения – 1136 г.). Кроме того, считается, что с именем К. Связаны отдельные статьи в НIЛ, (статьи под 1136–1137 гг.). Выдвигалось предположение, что Кирик перевел византийское историографическое сочинение константинопольского патриарха Никифора, известное на Руси как Летописец вскоре и «Пятикнижие» Моисея.Одно из первых известий о К.

В исторической науке, по-видимому, содержится в письме (1820 г.) историка К. Ф. Калайдовича к государственному канцлеру графу Н. П. Румянцеву. В начале же 20-х гг. Прошлого столетия К. Ф. Калайдович издал текст «Вопрошения Кирика» и заключительную часть «Учения о числах» (по рукописи, ныне хранящейся в ГПБ, собр. Погодина, № 76). Впервые полный текст «Учения» опубликовал митрополит Евгений (Болховитинов) в 1828 г. В разное время в течение более 160 лет к сочинениям и проблемам, связанным с отождествлением сочинений К., его роли в древнерусской книжности и письменности обращались, кроме уже названных выше ученых, В. В. Бобынин, А. X. Востоков, Е. Е. Голубинский, Н. Н. Дурново, В. Н. Зубов, Д. С. Лихачев, Е. Ю. Перфецкий, Н. В. Степанов, Н. В. Хавский, А.

А. Шахматов, А. П. Юшкевич, в последние годы М. Ф. Мурьянов и Р. А. Симонов.Первое из названных сочинений К., «Вопрошание», изучено недостаточно полно как в текстологическом, так и в источниковедческом аспекте. Существовало мнение, что оно является составной частью «Учения о числах». Однако, по-видимому, это вполне самостоятельное сочинение, в центре которого стоят вопросы догматически-канонического характера, обсуждавшиеся в среде церковнослужителей и прихожан Древнего Новгорода. Изучение текстологического и источниковедческого аспектов сочинения представляется насущной задачей современных исследователей.Сочинение К. «Учение о числах» представляет несомненный интерес для изучения формирования астрономических и математических взглядов и воззрений у древнерусских книжников, а он сам считается первым русским математиком, известным нам по имени, и автором древнейшего сохранившегося математического сочинения Древней Руси.

Историки астрономии считают, что «Учение» – первая русская оригинальная статья о календаре, в которой не только представлена система пасхального вычисления, но и даны теоретические основы календарного счета. В последнее время в сочинении К. Обнаруживают следы влияния представлений античных взглядов (в частности, пифагорейской школы) о круговой модели движения времени, соответствующей характеру видимого перемещения небесных тел. Подобные космологические представления были известны, по-видимому, К. Через какие-то недошедшие переводные космографические сочинения. Однако в сочинении К., безусловно, есть свидетельства знакомства автора с сочинениями византийских хронистов. Во всяком случае этот вопрос требует тщательного исследования.

До сих пор не выполнен также полный текстологический анализ дошедших четырех списков «Учения о числах» (ГПБ, собр. Погодина, № 76, л. 342–346. Архив ЛОИИ СССР АН СССР, собр. Археогр. Ком., № 245 (б. Соф. 475), л. 45 об.–50 об. (до недавнего времени этот список считался пропавшим). ЦГАДА, собр. Мазурина, ф. 196, № 1069, XVIII в., л. 115–116 об. ГБЛ, собр. Румянцева, № 35, XIX в., л. 1–4 – копия со списка собр. Археогр. Ком. Предварительное же изучение текстов дошедших списков позволяет подтвердить традиционное мнение (высказанное еще в XIX в.) о существовании единого сочинения «Учения о числах» (а не выделять еще и «новое» сочинение автора – «Учение о дробном числе», как это было предложено в недавнем исследовании Р. А. Симонова). В работах современных исследователей, в отличие от ученых XIX в.

И начала XX в., приводятся убедительные доказательства, что Кирик не был переводчиком сочинения патриарха Никифора и «Пятикнижия Моисея».В настоящее время наиболее полной и подробной работой, в которой рассматриваются проблемы, связанные с изучением рукописного наследия Кирика, является книга Р. А. Симонова.Изд. Калайдович К. [Ф.] Памятники российской словесности XII в. М., 1821, с. 165–203. Е[вгений]. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому. – В кн. Тр. И летописи ОИДР. М., 1828, ч. 4, кн. 1, с. 122–129. «Се иесть въпрошание Кюриково, неже въпраша иепископа ноугородьского Нифонта и инех» / Подг. А. С. Павлов. – В кн. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 21–62. Степанов Н.

В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII век). – ИОРЯС, 1910, т. 15, кн. 3, с. 129–150. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, с. 1–27. Зубов В. П. Примечание к «Наставлению, как человеку познать счисление лет» Кирика Новгородца. – Историко-математические исследования, М., 1953, вып. 6, с. 173–212 (Фотографическое воспроизведение текста «Учение о числах»)..

Значения в других словарях
Карпов Федор Иванович

Карпов Федор Иванович (2-я пол. XV в. – до 1545 г.) – дипломат, писатель, публицист. Происходил из старинного рода князей Фоминских. Наиболее раннее известие о нем – 1495 г., когда он принимал участие в поездке Ивана III в Новгород в качестве одного из постельничих. Последнее сведение о К. – 1539 г. В 1545 г. Его уже не было в живых, поскольку в описи Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 г., упоминается книга «Сава сербьской», которую по «Федоре по Карпове дали». К. Подвизался пр..

Кассиан, монах Киево-Печерского монастыря

Кассиан (XV в.) – монах Киево-Печерского монастыря, создатель двух редакций Патерика Киево-Печерского. Из текста традиционной концовки патерика известно, что К. В период создания им первой редакции памятника был клирошанином Печерского монастыря. Свой труд, законченный 19 июня 1460 г., посвятил «священноиноку кир Акакию, бывшу наместнику киевскому» (ГПБ, собр. Погодина, № 895, л. 249), поэтому в научной литературе эта редакция патерика имеет двойное название. По имени исполнителя – Кассиановская..

Кирилл Белозерский

Кирилл Белозерский (в миру Козма) (1337–1427) – основатель и игумен Кирилло-Белозерского Успенского монастыря (1397 г.), автор трех посланий трем братьям-князьям, сыновьям Дмитрия Донского, духовного завещания, нескольких купчих и, возможно, нескольких духовно-поэтических текстов, владелец древнейшей дошедшей до нас русской личной библиотеки. О жизни К. Известно немного – главным образом из его Жития, написанного со слов его учеников во второй половине XV в. Пахомием Сербом. Родился К. В Москве ..

Кирилл, епископ Ростовский (1216-1228)

Кирилл (ум. 1230 г.) – епископ Ростовский, биографические сведения о котором есть в Летописи Лаврентьевской. Под 1216 г. Сообщается, что К., черноризец Дмитриевского монастыря в г. Суздале, поставлен епископом в Ростове, в 1218 г. К. Освящал церковь Бориса и Глеба в Ростове, а в 1224 г. – церковь Спаса в Ярославле. В 1228 г. К. Разболелся, оставил епископский стол и вернулся в Дмитриевский монастырь, «хотя лечити свои немочь. Бяше же ему лице изменилося, акы почернело от недуга, устне отолстели ..

Дополнительный поиск Кирик Новгородец Кирик Новгородец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кирик Новгородец" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кирик Новгородец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 16 символа