Кирилл, епископ Ростовский (1231-1262)
Кирилл (ум. 1262 г.) – епископ Ростовский, возможный автор поучений. Сведения о нем содержатся в Летописи Лаврентьевской. В 1230 г. Ростовские князья Василько, Всеволод и Владимир послали в Суздаль, к отцу своему Юрию Всеволодовичу, с просьбой отпустить на опустевший с уходом в монастырь Кирилла, епископа Ростовского (ум. 1230) епископский стол игумена и архимандрита монастыря Рождества Богородицы – также К. В Ростове К. Торжественно встречают князь, бояре и горожане. В 1231 г. В Софийском соборе в Киеве К. Официально ставит епископом Ростову, Ярославлю и Угличу полю Кирилл (ум. 1233), митрополит Киевский. По этому случаю в Киево-Печерском монастыре происходит торжественная трапеза. Далее в летописи говорится о деятельности епископа.
Он освящает храмы, сочетает браком князей и княгинь, в тяжелые годы борьбы с монголо-татарским нашествием погребает великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве на р. Сити, а затем и своего духовного сына – князя Василька Константиновича, убитого татарами. Летописец подчеркивает авторитет К. И его «книжность». Народ собирался в соборную церковь в Ростове послушать «ученья его еже от святых книг». Удивляется летописец «любовному ученью же и тщанью» епископа, называет его «словесе детелем» и «учительным» (см. Лаврентьевская летопись. – ПСРЛ, 1962, т. 1, стб. 453, 456–459, 465–469, 471–476). Эта оценка, содержащаяся в летописи, дала основания считать К. Выдающимся церковным писателем и проповедником. Однако еще Е.
Петухов допускал, что похвалы «книжности» К. Могли быть лишь «риторической формулой», параллели которой исследователь обнаружил в греческом источнике, и что восторженная оценка могла проистекать из личных отношений летописца к епископу или из стремления «выставить и восхвалить своего епископа в противовес другим областям» (Петухов. К вопросу, с. 3). Эта догадка подтверждена. Н. К. Никольский установил, что похвала К. В летописи в «главной своей части. Представляет дословный перевод начала пролога (или глав) диакона Евфалия к посланиям апостола Павла».Сочинения, приписанные Филаретом К. Епископу ростовскому и не имеющие пока убедительной атрибуции, следующие. 1) «Слово святого Кирилла епископа о том, яко не забывати учителей своих» (нач.
«Аще кто велик святитель или малых...») в рукописи XVI в., ГИМ, собр. Уварова, № 515/1788, на л. 346 об. 2) «Поучение святого отца Кирилла архиепископа» (нач. «Духовное убо семя в ваших душах...»). Оно входит в «Измарагд» 2-й редакции, где составляет гл. 65. В «Измаргаде» ГПБ (Солов. Собр., № 259/270) это поучение приписано «Кириллу Философу, архиепископу Катанскому». Именно так именовался в некоторых списках проложного жития Кирилл Философ – создатель славянской письменности. 3) «Слово святого отца Кирилла о первозданном» (нач. «Созда бог Адама от земля и от ребра его...»), читается в Измарагде, гл. 114. 4) «Слово святого отца Кирилла, о страсе божий» (нач. «Всегда, любимии братие и сестры, имеем страх божий...»), там же, гл.
119. 5) «Слово святого отца Кирилла о исходе души и о двунадесяти мытарствах» (нач. «Сея же тайны не сведят мнози...»), там же, гл. 129. В Измарагде 1-й редакции читается сходный текст под заглавием «Слово от святых книг святаго отца Кирилла (в некоторых списках добавляется – философа)» (нач. «Понеже не всем тайна откровена бысть...»). Это же слово читается в годовом «Златоусте» в 19 неделю после недели «всех святых» с заглавием. «Слово святого отца нашего Кирилла о небесных силах и чего ради создан бысть человек» (нач. «Понеже тайна сия не всем откровена...»). Одноименная статья, читающаяся в неделю 28 после недели «всех святых», имеет то же начало, но в дальнейшем тексты статей существенно различаются. 6) «Слово святого отца Кирилла о небесных силах» (нач.
«От небытия в бытие благий человеколюбец бог...»), читается в Измарагде 2-й редакции, гл. 164. 7) «Слово святого отца Кирилла архиепископа Киприйского о злых духах» (нач. «Многи погании еллини, манехеи в бесы веруют диаволом прелщены, а мы суще, рекше, истинныя християне...») опубликованное в «Москвитянине» по неизвестной рукописи и «Слово святого отца нашего Кирилла о злых и неверных человецех» (нач. «Мнози неверныя моновениям в бесы веруют и во дьяволы, прелщены, мы же, сущия крестьяне...») XVII в., опубликованное Е. В. Петуховым (по списку ГПБ, Q.I.64), представляют собой две редакции одного памятника (текст, опубликованный в Москвитянине», более полный), которые Филарет ошибочно принял за две разные статьи.
8) «Слово в неделю 6-ю (в некоторых списках – 7-ю) по пасце на собор святых отец 300 и 18, сшедшихся на Ария еретика в Никеи» (нач. «Днесь память святых отец чтется...»). Эта статья регулярно читается под указанными днями в списках пятидесятного и годового Златоуста. Из перечисленных статей 1-я, 3-я, 4-я и 5-я были опубликованы М. И. Сухомлиновым вместе с сочинениями Кирилла, епископа Туровского.Изд. Слово св. Кирилла. – Москвитянин, 1844, № 1, с. 241–245. Еще одно поучение Кирилла Туровского по неизданным спискам. – ИпоРЯС, 1855, т. 4, вып. 4, стб. 177–184. Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858, т. 2, вып. 1. О сочинениях Кирилла Туровского, с. 109–119, 125–128, 130–131, 135–136. Поучения Кирилла, епископа Ростовского. – ПС, 1859, ч. 1, с.
244–258. Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах – авторах в древней русской литературе. СПб., 1887, с. 3–4, 13–16 (СОРЯС т. 42, № 3)..
Дополнительный поиск Кирилл, епископ Ростовский (1231-1262)
На нашем сайте Вы найдете значение "Кирилл, епископ Ростовский (1231-1262)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кирилл, епископ Ростовский (1231-1262), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 38 символа