Корнилий, игумен Снетогорского монастыря

144

Корнилий (XVI в. ?) – игумен Снетогорского монастыря, автор послания. «Послание Корнилия, инока Снетныя горы, к сыну его попу Ивану, хотящу второму браку сочтатися» дошло в нескольких списках XVII–XVIII вв. (ГБЛ, ф. 310, № 624, XVII в. ГПБ, Q.XVII.22, XVIII в. И др.). Послание К. Написано по частному поводу. Случайно узнав о намерении Ивана снять духовный сан и жениться второй раз, К. Пытается отговорить его от этого шага. Послание К. Отличает искренность тона и уважительное отношение к адресату. К. Убеждает, уговаривает, а не обличает попа Ивана, он хочет поддержать своего «сына» в трудную минуту задушевным словом. Наряду с посланиями Памфила и Филофея, которые носили более официальный характер, частное послание К. Дает интересный материал для характеристики истории этого жанра в псковской литературе XVI в.

Насколько можно судить по его письму, К. Был начитанным и знающим человеком. Приводя примеры из истории церкви, он ссылается на «апографию блаженного Брандина», часто подтверждает свои мысли цитатами из св. Писания и трудов отцов церкви, разъясняет церковные правила, обращается к местной агиографической литературе, в частности Житию Евфросина Псковского. Доказывая, какое страшное наказание следует за прелюбодеяние, К. Приводит в пример повесть о священнике-двоежонце, которая текстуально совпадает с рассказом о распопе Иове, противнике Евфросина, в Житии Евфросина. В пересказе К. Эта история лишена резко негативных оценок, свойственных Житию Евфросина. Эта параллель к Житию Евфросина в Послании К. Представляет историко-литературный интерес.

В Послании нет указаний на время его составления. Н. И. Серебрянский считает, что К. Был настоятелем Снетогорского монастыря, и датирует Послание второй половиной XVI в., так как в XVII–XVIII вв. В Снетогорском монастыре не было игумена с именем Корнилий. Ранее XVI в. Послание не могло быть написано, так как оно содержит пересказ истории распопа Иова из Жития Евфросина. Н. И. Серебрянский полагает также, что говоря о том, какими карами наказываются целые государства за недостойную жизнь царей («да за то бывает великое порушение царьствию их, и наполнится царство их страсти и печали, и будут в та лета убивания и муки и юнош нещадение, ови на коло, а иным главное отсечение и затоцы без милости, и многи гради огнем попалени будут», – Серебрянский.

Очерки по истории монастырской жизни..., с. 529), К. Имел в виду печальные события царствования Ивана Грозного. Вероятнее всего автором Послания был «черный священник Корнилий», упоминаемый в купчей грамоте 1592 г. На полдвора, проданного снетогорскими монахами Сироткину монастырю.Изд. Серебрянский Н. И. 1) Один из малоизвестных памятников псковской монастырской письменности // ПДПИ. СПб. 1904, т. 156, с. 1–22. 2) Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908, с. 490–495..

Значения в других словарях
Корнилий Комельский

Корнилий Комельский (1455 – 19 V 1537 г.), автор монастырского устава и книгописец. Основным источником биографических сведений о К. Служит его Житие, написанное в 1589 г. Его учеником Нафанаилом Корнилиевским. Уроженец Ростова из рода Крюковых, К. В молодые годы поселился в Москве и нес там службу дьяка при великой княгине Марии, жене Василия Темного. Княгининым дьяком был дядя К. По отцу, Лукиан. Он, надо полагать, и составил протекцию К. Очевидно, Лукиан имел большое влияние на К., во всяком ..

Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря

Корнилий (ум. 1570 г.) – игумен Псково-Печерского монастыря, автор редакции 1531 г. Повести о Псково-Печерском монастыре, предполагаемый автор или редактор Летописи Псковской III.Биографические сведения о К. Немногочисленны. По свидетельству редакции Повести о Псково-Печерском монастыре, составленной в конце XVI в., К. Пришел в монастырь после 1523 г., в 1529 (7037) г. Был поставлен игуменом и возглавлял монастырь 41 год и два месяца. К. Стал игуменом, будучи очень молодым человеком, 27–28 лет. ..

Коробейников Трифон

Коробейников Трифон (XVI в.) – участник посольств московского правительства XVI в. В Царьград, на Афон и в Иерусалим в 1582 и 1593–1594 гг. В 1582 г. К. Был в составе посольства купца И. М. Мишенина, отправленного в Царьград и на Афон с милостыней на помин души убитого Иваном Грозным сына. Позднее, в 1593–1594 гг., К. Сопровождал дьяка М. Огаркова, посланного с «заздравною милостынею» в Царьград и Иерусалим по случаю рождения у царя Федора Ивановича царевны Феодосии. Широко распространенное в др..

Корпус сочинений Дионисия Ареопагита

Корпус сочинений Дионисия Ареопагита – цикл произведений, надписываемых именем Дионисия Ареопагита (упоминаемого в Деяниях апостолов ученика апостола Павла), переведенный на славянский язык в XIV в. К. Дионисия Ареопагита был переведен вместе с обширными толкованиями, приписываемыми Максиму Исповеднику, сербским иноком Исайей, который предпринял эту работу по «принуждению» епископа г. Серры на Балканах Феодосия. Закончил ее Исайя в 1371 г. Предварил свой перевод пространным предисловием, где соо..

Дополнительный поиск Корнилий, игумен Снетогорского монастыря Корнилий, игумен Снетогорского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Корнилий, игумен Снетогорского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Корнилий, игумен Снетогорского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 40 символа