Леонид, епископ Рязанский и Муромский

128

Леонид (XVI в.) – епископ Рязанский и Муромский, автор челобитной царю Феодору Иоанновичу. Биографические сведения о Л. Скудны. Он был пострижеником и игуменом (до 1554 г.) Иосифо-Волоколамского монастыря, истым приверженцем Иосифа Волоцкого. Как свидетельствует его челобитная, в эти годы он был приближен ко двору новгородского архиепископа, будущего митрополита Макария, а впоследствии – новгородского архиепископа Феодосия. В 1554 г., очевидно, после того как рязанский епископ Кассиан выступил на всероссийском церковном соборе с «хулами» против книги Иосифа Волоцкого «на ересь новгородских еретиков» («Просветителя») и был за то лишен и епископской кафедры и сана, Л. Занял его место. В 1580 и 1584 г., судя по актовым материалам, Л.

Участвовал в работе соборов, на которых правительство провело ряд мероприятий, ограничивающих вотчинное монастырское землевладение. 15 января 1581 г. Датируется подпись «епископа Резанского и Муромского Леонида» под Соборным приговором о запрещении духовенству и монастырям приобретать вотчины («...митрополиту и владыкам или монастырем земель не покупати и в закладе не держати» – ААЭ. Т. 1, № 308. С. 372–375).В 1584 (1585) г., после 25 декабря, им была отправлена пришедшему к власти царю Феодору Иоанновичу челобитная на архиепископа Ростовского Евфимия (сохранилась в составе сборника кон. XVI в. – ГБЛ, Волок. Собр., № 92, л. 75. Опубликована дважды). В ней Л. Выступил в защиту прав иосифлянской церкви.В своей челобитной Л.

Напоминает новому царю о привилегированности своего положения как «осифовского постриженика» при дворе Ивана IV и при митрополите Макарии, когда постриженики Иосифо-Волоколамского и Пафнутиево-Боровского монастырей занимали господствующие позиции, подчеркивает, что укрепление самодержавной власти царской семьи, начиная с Василия III, теснейшим образом связано с иосифлянами, имена которых он приводит. Иосиф Волоцкий, Пафнутий Боровский и его ученики, архимандрит Мало-Переяславльский Даниил, митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан Санин и др. Челобитная Л. Переводит тему личной обиды, нанесенной ему ростовским архиепископом Евфимием во время царского рождественского пира, в общепублицистический план, превращая ее в тему защиты от подобного рода «укорины», ранее «небывалой».

Челобитчик просит нового царя. «оборони пречистый дом от такого наветнаго и наноснаго слова». Просьба его возымела действие, и ростовский епископ Евфимий, известный по актам 1583–1585 гг., уже с 18 июля 1586 г. Был замещен Иовом, ставшим впоследствии всероссийским митрополитом и патриархом.Как предполагает Н. С. Тихонравов, вместе с рязанской кафедрой Л., очевидно, унаследовал и библиотеку своего предшественника, участника Стоглавого собора, в том числе принадлежавший ему сборник 1-й четв. XVI в. С материалами к Стоглавому собору 1551 г. (ГБЛ, Волок. Собр., № 566), который в 1576 г. Был им отреставрирован. Запись на сборнике гласит. «Сий сборник владыки Леонида, Резанского и Муромъскаго, переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня».

Внимание ярого иосифлянина Леонида к этому сборнику, содержащему «Собрание некоего старца» Вассиана Патрикеева и новую переработку этого памятника «нестяжательской» литературы, требует специального рассмотрения. Н. А. Казакова объясняет его «новым пробуждением интереса к вопросу о монастырском владении в связи с соборами 1580 и 1584 годов» (Казакова. Вассиан Патрикеев. С. 219). Именно этому интересу отвечало основное содержание сборника, включавшего статьи, целиком или в извлечениях вошедшие в Стоглав или касающиеся тем, обсуждавшихся на Стоглавом соборе 1551 г. Кормчая Вассиана Патрикеева, заметка «о церковных неисправлениях», Слово Феодорита о двуперстном сложении, «Никийского собора правило ереем, иже не облачаются в священныя ризы, или неразумением, или гордостью, или леностью», «Правило Иоанна Милостиваго» (о том же), «Слово о крестящихся» и др.И.

У. Будовниц, ссылаясь на «Обзор» Филарета, ошибочно приписывает Л. Авторство похвального слова Василию Блаженному. Между тем сведения о написании в 1588 г. Жития Василия Блаженного и похвального слова ему (см. Рукопись Царского, № 128. Ныне. ГИМ, собр. Уварова, № 424 (1216) (128) – сборник конца XVIII в., полуустав, в 4-ку, л. 1–117), которые приведены Филаретом под № 149 (Обзор. С. 165), должны быть отнесены не к биографии Л., а связаны с именем игумена Алексея, биографические данные о котором содержатся под тем же № 149. И. И. Кузнецов, исследовавший литературную историю Жития Василия Блаженного и похвального слова ему, среди предполагаемых авторов этих произведений имени Л. Не называет (Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы.

М., 1910. С. 229–239, 260–264, 295–302, 308–329 (Записки Моск. Археол. Ин-та. Т. 8)).Изд. АИ. Т. 1, № 216. С. 410–411. Примеч. № 92. С. 15. Тихонравов Н. С. Заметка для истории Стоглава // Летописи Тихонравова. М. 1863 Т. 5. Отд. III. С. 137-144..

Значения в других словарях
Левкея Аишев

Левкея Аишев (Акишев) (2-я пол. XVI в.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, ученик Евфимия Туркова, автор некролога Евфимию Туркову и книгописец. О нем известно, что он был игуменом Волоколамского монастыря с 1587 по 1590 г. Вслед за Евфимием Турковым. Л. А., вероятно, пользовался авторитетом в церковно-политических кругах, поскольку его подпись имеется на грамоте об утверждении патриаршества (СГГД. № 99). Причины отказа его от игуменства неизвестны, однако влиятельного положения, по всей в..

Легенда о кровоточивой жене Веронике

Легенда о кровоточивой жене Веронике – апокрифическая легенда о Веронике, исцеленной Иисусом Христом и в благодарность поставившей статую с его изображением в Панеаде. Именем Вероники исцеленная женщина именуется также в апокрифическом Евангелии Никодима и в Хронике Иоанна Малалы.В древнерусскую литературу Л. Попала из славянского перевода этой Хроники через посредство Летописца Еллинского и Римского. Статья «О написании 2-го образа господа нашего Иисуса Христа в Панеаде граде» (нач. «Ирод, втор..

Леонтий, епископ Ростовский

Леонтий (ум. В 1080-х гг.) – епископ Ростовский, предполагаемый автор «Поучения к попом». Сведения о Л. Крайне скудны. В Летописи Лаврентьевской, в статье 1231 г., летописец, говоря о поставлении Кирилла (ум. 1262 г.) епископом Ростовским, назовет его преемником «святых епископ преже бывших Ростове. Леонтья святаго и священаго епископа Исайя, и Нестора» (ПСРЛ, 1962, т. I, стб. 457), а в Московской Академической летописи под 1230 г. Упоминается о перенесении в новую церковь мощей «великаго святит..

Лествица Иакова

Лествица Иакова – переводное апокрифическое сказание. В книге Бытия (XXVIII, 10–22) содержится рассказ о том, как Иаков, сын Исаака, видит во сне лестницу, основание которой покоится на земле, а вершина достигает неба. По ней всходят и нисходят ангелы. Бог предвещает Иакову величие его рода в будущем. В основанном на этом библейском сюжете апокрифе, условно называемом Лествица Иакова, содержится более подробное описание лестницы (на ней 12 ступеней, на каждой из них справа и слева лица, а на сам..

Дополнительный поиск Леонид, епископ Рязанский и Муромский Леонид, епископ Рязанский и Муромский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леонид, епископ Рязанский и Муромский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонид, епископ Рязанский и Муромский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 37 символа