Летописи Псковские

129

Летописи Псковские – летописи XV–XVII вв., связанные единством происхождения, но представляющие собой несколько самостоятельных памятников. Уже издатели Л. П. В ПСРЛ в 1848–1851 гг. Выделили две летописи под этим наименованием – Псковскую первую летопись (Архивский 1-й, Архивский 2-й, Строевский и другие списки) и Псковскую вторую (Синодальный список). А. Н. Насонов в издании 1941–1955 гг. Привлек неизвестный прежде Тихановский список Л. П., близкий к Архивскому 1-му, и обнаружил важные различия между этими списками и Строевским, Архивским 2-м и другими. Он выделил на этом основании три Л. П. Псковскую I (Тихановский, Архивский 1-й и другие списки), Псковскую II (Синодальный список) и Псковскую III (Строевский и Архивский 2-й списки).Л.

П. Содержат богатый материал по истории псковской земли, Новгорода, Прибалтики и Москвы. Летописное дело в Пскове зарождается в XIII в., в XIV в. Оно принимает регулярный характер. Центром летописного дела в Пскове на протяжении XIV в. Был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности посадники. Псковская летопись XIII–XIV вв. Носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в текстах XIII–XIV вв. Занимают рассказы о сражениях с Ливонским орденом, описание «розратий» и ссор с Новгородом и Литвой, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях и т. Д. Сообщения об общерусских событиях в Л.

П. Немногочисленны и лаконичны. Трудно судить о том, сложились ли летописные записи XIV в. В свод. Г.-Ю. Грабмюллер считает, что первый псковский свод был составлен в 1368 г. Я. С. Лурье в рецензии на книгу Грабмюллера справедливо замечает, что существование свода сер. XIV в. Возможно, но текстологически не доказано.В XV в. Летописные записи становятся все более подробными, охватывая весь круг событий военной, гражданской и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер, тематика их расширяется, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову. Борьба в Орде, удельные смуты, события в Литве и Новгороде. К кон. XIV – 1-й пол. XV в. Можно отнести составление одного из первых псковских летописных сводов, его следы обнаруживаются в общерусском летописании.

Псковский свод (его состав не изучен) был одним из источников общерусского свода 40-х гг. XV в., протографа Летописей Софийской I и Новгородской IV. Г.-Ю. Грабмюллер выделяет несколько псковских летописных сводов 1-й пол. XV в. – своды 1410, 1426, 1436, 1447 гг., но и их существование не имеет точных текстологических доказательств. 2-й пол. XV в. Датируются первые дошедшие до нас псковские своды. В это же время выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям, – Псковские I, II и III летописи (ПIЛ, ПIIЛ, ПIIIЛ).ПIЛ имеет несколько редакций XV–XVII вв. Самая ранняя – свод 1469 г. – представлена Тихановским списком. ПIЛ по Тихановскому списку открывается Повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, после чего начинается изложение русской и псковской истории.

Заканчивается свод рассказом о событиях 1464–1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию. Этот свод, как считает А. Н. Насонов (Из истории псковского летописания. С. 271–272), восходит к своду 1464 г., общему протографу Л. П. Близость между тремя Л. П. Наблюдается до 1482 г. А. А. Шахматов предполагал существование свода 1481 г.Новая редакция ПIЛ представлена сводом 1547 г. (списки Погодинский и Оболенского, оригинал этого свода представлен Варшавским списком, который датируется 1548 г.). Под 1446 г. В нем читается Летопись Новгородская Хронографическая (НVЛ), а с 1447 г. Текст, близкий Архивскому 1-му списку. Составление свода 1547 г. Связывают с Псковским Елеазаровым монастырем и именем старца Филофея. В своде 1547 г., как и в посланиях Филофея, сочетаются уважение к великому князю московскому и безусловное приятие его власти с обличением московских наместников и тех порядков, которые они установили в Пскове.

Особенно отчетливо эти настроения проявляются в описании событий 1510 г. (см. Повесть о псковском взятии), а также в статьях 1528 и 1541 гг. В XVII в. Свод 1547 г. Был переработан на основе общерусского и новгородского материала при Новгородском Софийском соборе, при этом сокращению подвергались тексты как НVЛ, так и ПIЛ.ПIIIЛ представляет собою свод 1567 г., продолженный затем до сер. XVII в. ПIIIЛ по 1481 г. Включительно восходит к общему с ПIЛ протографу, содержание которого обе летописи передают с разной полнотой. Взаимоотношения ПIЛ и ПIIIЛ в известиях за кон. XV–XVI вв. Еще не выяснены. Близость между ними в отдельных текстах наблюдается и после 1481 г., что предполагает существование еще одного свода, служившего их общим источником.

В ПIIIЛ текст этого источника передан в более сокращенном виде, чем в ПIЛ. Расходятся летописи и в оценке многих событий (свод 1567 г. Резко враждебен власти великого князя московского). Свод 1567 г. Дошел до нас в оригинале – Строевском списке 60-х гг. XVII в. Основной летописный текст в Строевском списке кончается на 1556 г., дальнейший текст до 1567 г. Носит характер приписок, сделанных разными почерками. Содержание приписок разнообразно, некоторые из них связаны с интересами и историей Псково-Печерского монастыря. Изучение Строевского списка, содержания свода 1567 г. В целом и соотношения Строевского списка с другими списками ПIIIЛ привели А. Н. Насонова к выводу (вызывавшему, однако, возражения Н. Е. Андреева), что свод 1567 г.

Создавался в Псково-Печерском монастыре и был составлен если не самим игуменом Корнилием, то под его непосредственным руководством. Строевский список ПIIIЛ хранился в Псково-Печерском монастыре, здесь он был продолжен до сер. XVII в. В Псково-Печерском своде сер. XVII в. Был полностью переписан свод 1567 г., затем составитель обратился к иным источникам и вновь рассказал о событиях 1493–1645 гг. Состав этих новых источников не изучен, среди них могли быть, считает А. Н. Насонов (Псковские летописи. Вып. 2. С. XXXIII), Летописи Воскресенская или Львовская, HVЛ и сложная компиляция из кратких общерусских и псковских известий. Псково-Печерский свод сер. XVII в. Попал в руки коллекционеру рукописей В. Н. Собакину, сыну псковского воеводы, и по его приказу был переписан с небольшими добавлениями из разрядных книг, а также записями о Н.

С. Собакине. Так появился Архивский 2-й список ПIIIЛ.Особое место в псковском летописании занимает ПIIЛ – свод 1486 г. Она дошла до нас в единственном списке кон. XV в. (ГИМ, Синод. Собр., № 154). ПIIЛ восходит к общему с ПIЛ и ПIIЛ протографу, каковым, вероятнее всего, был свод 1481 г. Однако его содержание в ПIIЛ подверглось сокращению и переработке в промосковском духе.Составление свода 1486 г. Г.-Ю. Грабмюллер связывает с группой посадников, которые выступали совместно с князем Ярославом и пользовались поддержкой великого князя Ивана III. Среди них он выделяет Степана Максимовича Дойниковича (псковский посадник в 1476–1484, 1486–1499 гг.) и считает, что именно ему принадлежит инициатива составления летописи, которая оправдывала действия посадников в событиях 1483–1486 гг.

Степан Максимович известен как заказчик и другого сборника кон. XV в. – Псково-Печерского, содержащего Слово о погибели Русской земли с Повестью о житии Александра Невского (Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели русской земли». М. Л., 1965. С. 195–201).Изд. Псковская летопись. М., 1837. ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. СПб., 1851. Т. 5. Псковские летописи / Пригот. К печ. А. Насонов. М. Л., 1941. Вып. 1. М., 1955. Вып. 2..

Значения в других словарях
Летописец Соловецкий

Летописец Соловецкий – летописец Соловецкого монастыря, составленный в кон. XVI в. О существовании местного летописания на Соловках в кон. XVI в. Свидетельствуют три рукописи с летописными текстами. ГИМ, собр. Хлудова, № 184. ГПБ, Солов. Собр., № 877/987 (далее – Сол. 877) и № 22/1481 (далее – Сол. 22). Эти летописцы не имеют между собой полного тождества в содержании, но восходят к общим источникам, в частности в передаче местных соловецких известий. Для установления точного взаимоотношения меж..

Летописи белорусско-литовские (западнорусские)

Летописи белорусско-литовские (западнорусские) – летописи XV–XVI вв., представленные тремя основными сводами. Свод 1446 г., дошедший в нескольких вариантах XV–XVI вв. (Никифоровский, Академический, Супрасльский и Слуцкий), именуется в литературе «Белорусской первой летописью» (В. Чемерицкий). Основной текст летописи, доведенный до 6954 (1446) г. Озаглавлен «Избрание летописания изложено вкратце» и представляет собою, действительно, сильно сокращенный летописный текст. Этот текст состоит из четыр..

Летописный свод 1408 (1409) г.

См. Летопись Троицкая. ..

Летописный свод 1448 г.

См. Летопись Новгородская IV, Летопись Софийская I. ..

Дополнительный поиск Летописи Псковские Летописи Псковские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Летописи Псковские" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Летописи Псковские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 18 символа