Летопись Вологодско-Пермская

126

Летопись Вологодско-Пермская – летопись кон. XV – 1-й пол. XVI в., дошедшая в трех редакциях. Первой, составленной в кон. XV в. (сохранившейся в единственном Лондонском списке), второй – 20-х гг. XVI в. (сохранившейся также в единственном Академическом списке) и третьей – сер. XVI в. (списки Кирилло-Белозерский, Синодальный и Чертковский). Открыта А. А. Шахматовым, отметившим совпадение Л. В.-П. С Летописью Никаноровской вплоть до окончания под 1471 г. А. А. Шахматов считал, что в основе обеих летописей лежал свод 1472 г., близкий, по мнению М. Д. Приселкова, к московскому великокняжескому своду. После 1472 г. В Л. В.-П. Читается ряд известий, связанных с Вологдой, Пермью и Югорской (северноуральской) землей. М. Н. Тихомиров высказал предположение, что в основе второй и третьей редакций Л.

В.-П. Лежал свод кон. XV в., связанный с архиепископом Филофеем Пермским. Введение в научный оборот Лондонского списка, содержащего прежде неизвестную редакцию Л. В.-П. 1499 г., подтвердило это предположение.В отличие от близкой к ней Никаноровской летописи, Л. В.-П. Первой редакции имеет начальную часть, где отдельно от основного текста помещены рассказ Повести временных лет о расселении племен, Послание новгородского архиепископа Василия Федору о земном рае, статьи о Борисе и Глебе, о смерти Александра Невского, подробный рассказ о принятии христианства, походе на Царьград, тексты договоров с греками, Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского, повести о битве на Калке, нашествии Батыя, взятии Царьграда фрягами.

Только после этого следует заголовок «Временник, еже нарицается русских князей» и далее текст летописи, начиная с первых известий, рассказа о призвании варягов и т. Д. Внутри основного текста в Л. В.-П. Первой редакции (в отличие от последующих редакций) перечисленных статей нет. Нет их и в Никаноровской летописи (возможно, что в протографе Л. В.-П. И Никаноровской эта вступительная часть была, а Никаноровская ее просто опустила). По-видимому, такая структура первой редакции Л. В.-П. (вероятно, и второй, где текст сохранился только начиная с 1315 г.) была следствием сознательного расположения материала – наиболее интересные статьи летописец поместил в начале. В поздней, третьей редакции Л. В.-П. Текст был расположен в обычном хронологическом порядке и отмеченные статьи вставлены (не всегда точно) внутрь основного текста.

Кроме того, вместо Повести о Куликовской битве летописной в третьей редакции под 1380 г. Было помещено внелетописное Сказание о Мамаевом побоище.Основной текст Л. В.-П. До 1472 г. Представляет собой, как и в Никаноровской, текст великокняжеского свода нач. 70-х гг. XV в. Далее следует текст великокняжеского летописания в редакции 2-й пол. 90-х гг. XV в., близкий к тому, который читается в Летописи Новгородской Хронографической, с рядом статей, по-видимому, новгородского происхождения (о соборе на еретиков и др.). Там же помещена особая версия Повести о стоянии на Угре 1480 г. Эти статьи уже в первой редакции Л. В.-П. Дополнены рядом известий, связанных с Русским Севером. Очевидно, оригиналом Л. В.-П. Была редакция общерусского летописания, составленная при дворе архиепископа пермского.Особенно сложен вопрос об отношении Л.

В.-П. К Музейному летописцу, близкому и к Никаноровской и к Л. В.-П., но сохранившемуся только во фрагментарном виде (Музейный сборник – ГБЛ, Музейн. Собр., № 3271 и Воронцовский сборник – БАН, 34.2.31). В дополнении к основному тексту Музейного летописца содержатся Повесть о нашествии Едигея (помещенная в Л. В.-П. И в Никаноровской летописи в основном тексте) и еще ряд статей, в том числе «О новгородцах» (Повесть о взятии Новгорода в 1471 г.) и «О приходе безбожного царя Ахмута» (Повесть об Угре), совпадающая с повестью Л. В.-П. И выходящая за рамки общего текста Л. В.-П. И Никаноровской. Как может быть объяснено такое совпадение. Не была ли Л. В.-П. Источником, на котором основывался Музейный летописец, передав ее текст с сокращениями.

Но основной текст Музейного летописца первичен по отношению и к Л. В.-П. И к Никаноровской летописи. Он ближе к Летописи Софийской I. Скорее можно предполагать, что статьи «О новгородцах» и «О приходе безбожного царя Ахмута» были добавлены из летописи, близкой к Л. В.-П., к основному тексту в протографе Музейного летописца.Первая редакция Л. В.-П. Или ее непосредственное продолжение отразились в двух памятниках XVI в. – Летописце кратком Погодинском и Летописи Холмогорской.Вторая и третья редакции Л. В.-П., как и первая, соединяют великокняжеское летописание (20-х и 30-х гг. XVI в.) с пермско-югорской и вологодской летописями. Вплоть до 1526 г. Текст второй и третьей редакций Л. В.-П. Близок к тексту Летописи Воскресенской и других летописей.

Это дает основание предполагать, что они восходят к общему протографу – своду 20-х гг. XVI в. Среди оригинальных известий Л. В.-П. В последней части – известия о казни Берсеня Беклемишева в 1525 г., о казни фальшивомонетчиков и т. Д.Изд. ПСРЛ. М. Л., 1959. Т. 26..

Значения в других словарях
Летопись Архангелогородская

См. Летопись Устюжская. ..

Летопись Архивская

Летопись Архивская (так называемая Ростовская) – летописная компиляция, состоящая из двух частей. Первой, общерусской, начинающейся Повестью временных лет и доведенной до 6988 (1480) г., и второй, с преобладающими новгородскими известиями, доведенной до 7047 (1539) г. Л. А. Сохранилась в сборнике ЦГАДА, ф. 181, № 20 (XVIII в.). На нее обратил внимание еще Н. М. Карамзин, включивший в число летописей, систематически привлекаемых в его «Истории государства Российского», летописец «Ростовский, зару..

Летопись Воскресенская

Летопись Воскресенская – крупнейший, после Летописи Никоновской, памятник московского летописания XVI в. Название памятника дано неизвестными издателями опубликованному ими в 1793–1794 гг. Списку, который был пожертвован в 1658 г. Патриархом Никоном Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Оно вошло затем в научную литературу.В настоящее время известно 13 списков Л. В. Сер. XVI – нач. XIX в. Среди них нет ни одного, который содержал бы весь текст летописи с древнейших времен до 1541 г. Наибо..

Летопись Ермолинская

Летопись Ермолинская – летопись кон. XV в., включающая ряд известий о строительной деятельности русского архитектора и строителя В. Д. Ермолина за 1462–1472 гг. Единственный список Л. Е. (ГБЛ, Музейн. Собр., № 8665) был открыт А. А. Шахматовым, давшим летописи ее название. Текст Л. Е. За 6936–6980 (1428–1472) гг. И частично в начальной части систематически совпадает с Летописным сводом Сокращенным и, очевидно, восходит к общему с ним источнику. Первая часть Л. Е., до 6925 (1417) г., как установи..

Дополнительный поиск Летопись Вологодско-Пермская Летопись Вологодско-Пермская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Летопись Вологодско-Пермская" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Летопись Вологодско-Пермская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 28 символа