Летопись Лаврентьевская

148

Летопись Лаврентьевская – летопись XIV в., сохранившаяся в единственном пергаменном списке (ГПБ, F.п.IV.2), переписанном в 1377 г. Монахом Лаврентием по заказу великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. Текст Л. Доведен до 6813 (1305) г. В шести местах обнаруживаются пропуски текста. 1) 6406 (898) – 6430 (922) гг. 2) кон. 6596 (1088) – нач. 6597 (1089) гг. 3) нач. 6705 (1197) г. 4) 6711 (1203) – 6713 (1205) гг. 5) 6771 (1263) – 6791 (1283 ) гг. 6) 6795 (1283) – 6802 (1294) гг. Первый и пятый пропуски являются следствием утраты листов в рукописи. Второй, третий и четвертый, очевидно, принадлежат самому писцу рукописи (Лаврентию) или его непосредственному предшественнику. Происхождение шестого пропуска спорно.

Он мог быть отражением дефекта в непосредственном оригинале или в самой рукописи. Явно не на месте (даже если оно принадлежало летописному тексту), посредине статьи 6604 (1096) г., помещено в Л. Поучение Владимира Мономаха, не читающееся ни в каких других рукописях. Начальные 40 листов Л. Написаны уставным почерком, дальнейшие – полууставом, но три листа рукописи (л. 157, 161 и 167) написаны не до конца (хотя текст их последовательно продолжается на следующих листах), иным, чем перед ними (уставным), почерком, на пергамене с иной разлиновкой строк. Л. Принадлежала до начала XVIII в. Владимирскому Рождественскому монастырю, затем была привезена в Петербург, а в 1792 г. Приобретена А. И. Мусиным-Пушкиным, подарившим ее затем Александру I (рукопись была помещена в Публичную библиотеку).

Уже в 1804 г. Была предпринята первая попытка издания Л., но она не была доведена до конца, второе издание (1824 г.) также не было завершено. Первое полное издание Л. (в ПСРЛ) осуществлено в 1846 г.Со времени ее открытия для науки Л. Постоянно привлекала внимание историков. Ею широко пользовался (наряду с двумя другими «харатейными» летописями – Летописью Новгородской первой по Синодальному списку и Троицкой) Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» (именуя ее «Пушкинской» – по имени владельца). До конца XIX в. Исследователей Л. Особенно привлекала ее начальная часть – содержащаяся в ней Повесть временных лет в редакции Сильвестра. Первой работой, посвященной Л. В целом, было исследование И. А. Тихомирова, пытавшегося определить отдельные источники Л.

– «сказания» и «походные заметки». Он пришел к заключению, что в Л., «кроме Повести временных лет и южнорусских летописей, вошли известия, записывавшиеся сначала по преимуществу во Владимире (до смерти Всеволода III), а потом в Ростове, Суздале и Твери. Есть также несколько известий костромских и ярославских, переяславских и рязанских».На новую почву вопрос о происхождении Л. Был поставлен А. А. Шахматовым в его отзыве на работу И. А. Тихомирова. А. А. Шахматов указал, что Л. Не только сама представляла собою свод (это понимал и И. А. Тихомиров), но и основывалась на более ранних сводах. Для определения этих сводов-протографов необходимо было поэтому сравнить Л. С другими ранними летописями, и прежде всего с Летописью Радзивиловской и Летописью Троицкой.

Такое сравнение обнаружило, что Л. Особенно близка к Троицкой, Радзивиловская также сходна с Л. (вплоть до 6711 (1203) г.), однако в отличие от Троицкой, Радзивиловская на всем протяжении имеет редакционные отличия от Л. А. А. Шахматов сделал отсюда вывод, что в основе Л. – Троицкой и Радзивиловской (и сходных с нею летописей) лежал Владимирский летописный свод кон. XII – нач. XIII в., но в разных редакциях. Различие в изложении событий после смерти Андрея Юрьевича Боголюбского (1175 г.) дает основание предполагать, что в основе Л. Лежала более ранняя редакция Владимирского свода (1185 г. – по А. А. Шахматову, 1177 и 1193 гг. – по М. Д. Приселкову), еще не отразившая тенденциозных добавлений, связанных с политикой Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (добавления имени Всеволода к известиям о его брате Михалке), а в основе Радзивиловской – более поздняя (Владимирский свод начала XIII в., дошедший через посредство Переяславского свода 1216 г.).

Сопоставление Л. С Летописью Ипатьевской также обнаружило совпадения между ними, но гораздо более редкие. А. А. Шахматов объяснял их отчасти взаимными влияниями северно-русского и южнорусского (отразившегося в Ипатьевской летописи) летописания XII–XIII вв., отчасти же тем, что источником Л. И Ипатьевской (не отразившимся на Радзивиловской) был общерусский летописный свод – Полихрон начала XIV в. Влиянием Полихрона начала XIV в. А. А. Шахматов объяснял и совпадение двух известий (6725 г. И 6731 г. – начало битвы на Калке) Л. И НIЛ.Важное место в исследованиях Л. Занимает работа М. Д. Приселкова. Проанализировав заключительную часть Л., М. Д. Приселков пришел к выводу, что свод 1305 г., лежащий в основе ее, был не митрополичьим сводом начала XIV в.

(Полихроном), а великокняжеской летописью владимиро-тверского князя Михаила Ярославича – ряд известий из семейного летописца тверского князя содержится в конце Л. Он также отверг объяснение сходства Л. С Ипатьевской отражением в них Полихрона. Текст Ипатьевской летописи доходил до конца XIV в. Наличие сходных известий в обоих летописях (почти все они читаются также и в Радзивиловской) естественнее всего может быть объяснено взаимными влияниями северного и южного летописания в XII–XIII вв. Осуществленная им реконструкция Троицкой летописи позволила М. Д. Приселкову сопоставить Л. И Троицкую на всем их протяжении и установить, что они сходны вплоть до 6813 (1305) г. – т. Е. До кончания Л. Он пришел к выводу, что в обеих летописях отразился владимирский великокняжеский свод 1305 г.

Лаврентьевский список 1377 г. Может рассматриваться как «простая копия», старательное, но не всегда удачное воспроизведение «очень ветхого экземпляра свода 1305 г.». Тот же самый свод 1305 г. Был положен и в основу свода 1408 г. – Троицкой летописи.Выводы М. Д. Приселкова были в основном приняты в научной литературе последующего времени. Свод 1305 г., дошедший в составе Л., отражал владимирскую летописную традицию, но она была довольно сложной. В основе Л. Лежало несколько владимирских сводов XII–XIII вв., опиравшихся на различные источники. Южные известия XII в. Восходили во владимирском своде XII в. К летописанию Переяславля Южного, где княжили близкие родичи владимирских Мономашичей, и, возможно, также к его киевской переработке.

Северное летописание в Л. Также было неоднородным – уже с начала XIII в. В известиях Л. Слито собственно владимирское летописание (связанное с сыном Юрием и Ярославом Всеволодовичами) и летописание Ростова (где княжил старший сын Всеволода Большое Гнездо Константин, первоначально обделенный при разделе отцовского наследия). Н. М. Бережков обратил внимание на смену календарных стилей в Л., важную для понимания соотношения этой летописи с другими. До 6678 (1170) г. В Л. Преобладал (как и в Повести временных лет) мартовский стиль, с 6679 г. Его сменяет ультрамартовский стиль (когда, начиная с марта, различие между датой от С. М. И датой н. Э. Равняется 5509 годам), со второй годовой статьи 6714 г. И до 6793 (1285) г. Вновь следует мартовский, опять сменяющийся на протяжении 6802–6813 гг.

(до конца Л.) ультрамартовским. Наличие в Л. Двух статей за 6714 г. (излагающих события двух разных следующих друг за другом годов) Н. М. Бережков объяснял тем, что здесь происходила смена стилей, и первая статья 6714 г. Была ультрамартовской, а вторая – мартовской. Но текст с 6711 по 6713 г. В Л. Отсутствует, а сопоставление с близкой к Л. Троицкой летописью (текст которой сохранился в Летописи Симеоновской) позволяет восполнить этот пробел. Между тем, в Троицкой (Симеоновской) с 6708 (1200) г. Употребляется мартовский стиль, Очевидно, это объяснялось тем, что свод 1305 г. С начала XIII в. Отражал новый источник – ростовское летописание, где календарный стиль был мартовским. Первой статье, датированной в Л. 6714 г., соответствует в Троицкой 6713 г., второй – 6714 г.

(по мартовскому стилю). Можно думать поэтому, что и в своде 1305 г. Первая из этих статей была датирована 6713 г., а дата «6714» представляет собой поправку Лаврентия (или его непосредственного предшественника), пользовавшегося дефектным текстом, где отсутствовали года 6711–6713, и проставившего годовую дату по догадке. В Радзивиловской даты, начиная с 6711 г., сохраняют ультрамартовский стиль (в Летописце Переяславля Суздальского до 6721 г.), установившийся во владимирском летописании с 6679 (1170) г., и именно это календарное различие свидетельствует о смене источника в Л. С начала XIII в.Двойственное – владимирское и ростовское – происхождение Л. Сказалось и на Повести о нашествии Батыя 1237–1239 гг.

Рассказ этот состоит из различных элементов – владимирских и ростовских записей (двойственное происхождение привело к тому, что о некоторых событиях здесь рассказано дважды), литературных «общих мест», особого рассказа о гибели ростовского князя Василька Константиновича и т. Д. Объединение этих различных элементов в единый рассказ могло произойти в разное время. Вскоре после завоевания, когда Владимир был разгромлен и центр летописания перенесен в Ростов, в 80-х г. XIII в., когда, по-видимому, были соединены в общую летопись владимирские своды конца XII в. И начала XIII в. (отразившиеся в Радзивиловской летописи), или в 1305 г. При создании оригинала Л. Представляются неубедительными попытки датировать этот рассказ концом XIV в.

– временем написания списка Лаврентия. Реконструкция текста Троицкой летописи позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что рассказ о нашествии Батыя совпадал в ней с Л. Если бы мы предполагали, что рассказ Батыя создан в 1377 г., при написании списка Лаврентия, то необходимо было бы возводить Троицкую летопись к списку 1377 г. Или к ее последующим отражениям. Но в ряде случаев Троицкая передает общий текст до 1305 г. Лучше, чем список Лаврентия (в ней не было пропусков Л. За 6406–6430, 6596, 6705, 6711–6713, 6771–6791, 6795–6802 гг., она включает имена, пропущенные в Л. Л., в частности, имена деятелей XIII в.) – следовательно, она восходит не к списку 1377 г., а к своду 1305 г.Изучение Л. Еще требует ряда дальнейших исследований.

Не решен вопрос о происхождении нескольких известий Л., совпадающих с НIЛ (предполагалось, что они – рязанского происхождения, но возможно, что их источником было новгородское летописание), о времени соединения владимирской и ростовской летописной традиции. Заслуживают также внимания кодикологические особенности списка 1377 г. (несколько листов в Л. Явно вклеено задним числом, но это могло объясняться случайными обстоятельствами – порчей листов при переписке).В целом Л. Несомненно была выдающимся памятником древнерусской литературы и общественной мысли. Оригинал Л. Был создан при владимирско-тверском князе Михаиле Ярославиче, первом русском князе, решившемся после нашествия Батыя на прямое сопротивление хану (1317 г.) и казненном за это в Золотой Орде.

Свод 1305 г. Не мог выступать против татарского ига открыто, но ряд рассказов этого свода (рассказ о нашествии Батыя, о расправе с князем Романом Рязанским, не сохранившийся в Л. Из-за дефектности текста, но дошедший в Троицкой. О расправе, учиненной баскаком Ахматом в Курском княжестве в 1283–84 гг.) ярко рисовал жестокость завоевателей и производил сильное впечатление на читателей. Через свод 1408 г. (Троицкую летопись), свод 1448 г. (Летописи Софийская I и Новгородская IV) и летописный свод Московский великокняжеский конца XV в. Л. Оказала глубокое влияние на последующее летописание.Изд. ПСРЛ, т. 1, 1846. 2-е изд. Л., 1926–1928, вып. 1–3 (фототип. Воспроизв. М., 1961). Летопись по Лаврентьевскому списку / Изд. Археогр. Ком. СПб., 1872.

2-е изд. СПб., 1897..

Значения в других словарях
Летопись Иоасафовская

Летопись Иоасафовская – летописный свод XVI в. С изложением событий 1437–1520 гг. Названа по имени митрополита Иоасафа, которому принадлежала рукопись летописи. Л. И. Сохранилась в оригинале (ГБЛ, ф. 173/IV, № 83). Составлена в кон. 20-х гг. XVI в. При московской митрополичьей кафедре и была использована в качестве непосредственного источника Летописи Никоновской. Содержание исчезнувшей 17-й тетради Л. И. (место которой заполнено чистыми листами) переписано в конце летописно-хронографического сб..

Летопись Ипатьевская

Летопись Ипатьевская – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным, содержит второй по древности (после списка Летописи Лаврентьевской 1377 г.) список начальной русской летописи – Повести временных лет. Л. Охватывает хронологический период до 1292 г. И включает в себя три основных памятника – ПВЛ, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись.Л. Сохранилась в семи списках. 1) Ип..

Летопись Львовская

Летопись Львовская – летопись XVI в. Л. Л. Была издана уже в кон. XVIII в. Н. А. Львовым (откуда ее название) с рядом пропусков (не включено было, в частности, содержащееся в Л. Л. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Оригинал издания Н. А. Львова был утерян. Но в нач. XX в. А. Е. Пресняков обнаружил Эттеров список Л. Л. (ГПБ, F.IV.144), который был положен в основу издания 1910–1914 гг. В ПСРЛ. А. А. Шахматов обнаружил идентичность Л. Л. И Летописи Софийской II с кон. XIV в. По 1518 г. И ..

Летопись Московско-Академическая

Летопись Московско-Академическая (Московско-Академический список Суздальской летописи) – летописный сборник, сохранившийся в рукописи кон. XV в. ГБЛ, ф. 173, собр. МДА, № 236 (прежний шифр. Собр. МДА, № 5/182) (Московской Духовной Академии, отсюда и название летописи). Сборник состоит из трех разнородных частей. Первая часть с начала до 6714 (1206) г. Совпадает с Летописью Радзивиловской. Вторая часть, охватывающая 6713 (1205)–6746 (1238) гг., совпадает с Летописью Софийской I старшей редакции (..

Дополнительный поиск Летопись Лаврентьевская Летопись Лаврентьевская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Летопись Лаврентьевская" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Летопись Лаврентьевская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 23 символа