Мартиниан Белозерский

212

Мартиниан Белозерский (в миру Михаил) (ок. 1400 – 11 I 1483) – игумен Троице-Сергиева монастыря, ученик Кирилла Белозерского. Устные рассказы М. Послужили Пахомию Сербу основой для Жития Кирилла. Книгописец. Согласно местному преданию, М. Происходил из рода крестьян Стомонаховых, потомки которых и сейчас живут в д. Березники (в 70 км от Вологды). Из Жития Мартиниана Белозерского известно, что он родился в д. Сяма – соседней с д. Березники. В юном возрасте М. Был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. По просьбе Кирилла грамоте его обучил живший вблизи монастыря мирской (по некоторым спискам монастырский) дьяк Алексей Павлов. После 1427 г. (когда умер Кирилл) М. Основал Вожеозерский Спасский монастырь, а вскоре затем стал игуменом Ферапонтова монастыря.

В 1447 г. М. Оказал поддержку сосланному Димитрием Шемякой в Вологду Василию II Темному и был приглашен тем в Троице-Сергиев монастырь в качестве игумена. Имя М. Стоит первым среди имен игуменов, подписавших обличительную грамоту русского духовенства Димитрию Шемяке 29 декабря 1447 г. (АИ. Т. 1. № 40). Сохранились жалованные грамоты Василия Темного и его матери на имя М. – игумена Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952. Т. 1, № 192, 195, 197, 199, 200, 215, 217, 218, 219, 221, 225, 226, 237, 239, 240, 243, 245). В 1455 г. М. Возвратился в Ферапонтов монастырь, В 60-е гг. Пахомий Серб, собирая материал для Жития Кирилла Белозерского, встречался с М.

В Кирилло-Белозерском монастыре. Сохранилась также духовная грамота бежецкого вотчинника Григория Львова, написанная «игуменом Мартинианом», возможно М., в 1470-е гг. (Акты. Т. 1. № 472). Похоронен М. В Ферапонтовой монастыре у южной стены Рождественского собора, на которой в нач. XVI в. Дионисий с сыновьями, расписывая этот собор, изобразили архангелов Михаила и Гавриила с коленопреклоненными Ферапонтом и М.Известно пять книг, в создании которых М. Принимал участие как писец. 1-й четв. XV в. Датируются два его канонника (ГИМ, Музейск. Собр., № 3711. ГРМ, гр. Др., № 14, 1423 г.) и Сборник под названием «Богородечник» (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 19/1096, л. 143–155 об., 291–322 об.). Две другие рукописи с меньшей определенностью можно считать написанными им (ГБЛ, собр.

Тр.-Серг. Лавры, № 762, Сборник 1450-х гг. № 167, 1-я четв. XV в., Сборник, основную часть которого занимают «Лествица» Иоанна Синайского и поучения Аввы Дорофея). Два этих сборника определяются Р. П. Дмитриевой как энциклопедические. В первом из них содержатся статьи естественнонаучного характера («Галиново на Ипократа», «Громник», «О небеси» и др.). Статьи научно-прикладного назначения («Лунное течение», «Когда сеяти и садити и волосем урезати») встречаются и в канонниках М. Этими и некоторыми другими особенностями рукописи М. Родственны книгам Кирилла Белозерского.Для рукописей М. Характерен пунктуационный знак – киноварная точка со штрихом над нею. Он встречается и в некоторых других книгах, написанных в нач. XV в.

В Кирилло-Белозерском монастыре, например. ГРМ, гр. Др., № 17, Псалтирь. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 16, 1423 г., Часослов.Лит. Амвросий [Орнатский]. История Российской иерархии. СПб., 1815. Т. 6, ч. 2. С. 851–853. Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850. Ч. 2. С. 14. Макарий. Описание Ферапонтовской волости // Вестн. Имп. Русского географического общества. СПб., 1854. Т. 3. С. 129–152. Варлаам, архимандрит. Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского // ЧОИДР. 1860. Кн. 2. С. 1–69. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XIV в.). М., 1875. С. 190. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 356. Строев. Словарь. С. 336. Толстой М. В. Книга, глаголемая описание о Российских святых // ЧОИДР. 1887.

Кн. 4. С. 139–140. Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский монастырь – место заключения патриарха Никона. СПб., 1899. С. 15–65. Дмитриева Р. П. 1) Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского и Троице-Сергиева) // ТОДРЛ. М. Л., 1968. Т. 23. С. 143–170. 2) Четьи сборники как жанр // Там же. Л., 1973. Т. 27. С. 150–160. Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. М., 1980. С. 127–130, № 107, 109, 110. Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 353–378..

Значения в других словарях
Марк Левкеинский

Марк Левкеинский (XVI в.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор краткого летописца. Сохранилось два сборника (ГБЛ, Волок. Собр., № 515 и № 359), на которых имеется помета о владельце – «Съборник Марка Левкеиньскаго». В дополнениях к описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. Под датой 28 апреля 1565 г. Отмечено, что «после Марка Левкеинсково» осталось пять рукописей (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил. С. 21). В их число включены названные выше две..

Маркелл, игумен Хутынский

Маркелл – инок, игумен Хутынский, автор житий Саввы Сторожевского и Новгородского епископа Никиты. Отрывочные биографические сведения о М., ограничивающиеся несколькими годами, имеются в летописях и в его собственных произведениях. Известность его в сер. XVI в., по всей видимости, была определена интересом к нему митрополита Макария как к писателю-агиографу. Сам М. Сообщает, что он «повинующеся повелению» Макария написал Житие Саввы Сторожевского (не позднее 1552 г.), которое включили в Успенски..

Мартирий, основатель Троицкого Зеленецкого монастыря

Мартирий (в миру Мина) (ум. 1 III 1603) – основатель Троицкого Зеленецкого монастыря в Тихвинском уезде, автор автобиографических Записок. Биографические сведения о М. Содержатся в его Записках и позднейшем Житии. Как известно из Жития, М. Родился в Великих Луках, родителей его звали Козьма и Стефанида. В возрасте восьми лет М. Осиротел и воспитывался служителем храма Благовещения в Великих Луках Борисом, который после смерти своей жены принял постриг под именем Боголепа в обители Козьмы и Дамиа..

Маруша Нефедьев

Маруша Нефедьев (сер. XVI в.) – печатник, предположительно работавший в первой московской так называемой анонимной типографии. Назван «мастером печатных книг» в актах от 9 февраля и 22 марта 1556 г. (ЛОИИ СССР, колл. 2, № 23, с. 348–349 об., 456, опубликованы. ДАИ. 1846. Т. 1. С. 148), где говорится, что он послан в Новгород «досмотрети камени, который камень приготовил на помост в церковь к Пречистой к Стретеню Федор Сырков». Мастер должен был определить пригодность камня для резьбы по нему. Пр..

Дополнительный поиск Мартиниан Белозерский Мартиниан Белозерский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мартиниан Белозерский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мартиниан Белозерский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 21 символа