Минеи Четьи Чудовские

177

Минеи Четьи Чудовские (Годуновские) составлены в правление Бориса Годунова в книгописной мастерской московского Чудова монастыря в 1600 г. Созданные после утверждения на Руси в 1589 г. Патриаршества, М. Ч. Ч. Следует, по-видимому, рассматривать как результат достигнутого Борисом Годуновым союза с церковью. (В этом отношении показательна также Годуновская Минея общая, напечатанная в Москве 4 июня 1599 – 29 июня 1600 г.). Предисловие к М. Ч. Ч. Предписывало читать их в московских кремлевских соборах и монастырях. «...в монастыре пречистая Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения и великого архистратига Михаила честнаго его чюдеси, еже есть в Хонех, и великаго в чюдесех иже во святых отца нашего Алексея, митрополита Киевского и всея России чудотворца, внутрь царствующаго града Москвы, в велицей Лавре, еже есть завомая Чудов».

М. Ч. Ч. Первоначально состояли из 12 книг («написаны сия дванадесять Миней-Четьих»). Потом, когда ноябрьскую книгу расплели на две, их стало 13. Подобно Великим Минеям Четиим Макария, это были книги большого формата, в лист, но значительно меньшего объема. Так же, как и Макарьевские ВМЧ, предварявшиеся «Летописцами», каждый том Чудовских Миней открывался стереотипным Предисловием, в котором сообщалось о времени создания М. Ч. Ч., их составе и о том, где следует их читать.Состав М. Ч. Ч. Подробно раскрывается в Предисловии. «А сих книг Миней тринадцать (занеже ноябрь месяц росплетен на двое), а в них писаны. Праздничные слова, и пророческия проповеди, и апостольские мучения и похвалы, и всех святых жития, и мучения святых мучеников и святых мучениц, и жития и подвиги преподобных и богоносных отец, и святых преподобных жен страдания и подвизи, и с новыми чюдотворцы.

В них же и патерик Киевские печеры, да иных книг. Книга Григорей Богослов весь толковой в десть, да книга Златоструй в десть, да книга Лествица толковая в десть, да книга патерик Синайский в десть, и в нем книга Василия Великаго о черноризческом житии, да в нем же Хожение Данила мниха о святом граде Иерусалиме, да в нем же книга Григория Амиритскаго Прение с Германом Жидовиным, да в нем же книга Яков Жидовин, да в нем же книга Григорий, папа римский, Беседовник, переплетены вместе» (ПДП. СПб., 1879. Вып. 3. С. 45–46).Сравнительный анализ состава М. Ч. Ч. И Макарьевских Миней привел исследователей к заключению, что они «по содержанию их составляют среднюю редакцию между Метафрастовскими и Макарьевскими. От Метафрастовских отличаются они вводными статьями, Словами русскими, то есть Житиями русских святых и сочинениями отцов и пастырей церкви.

От Макарьевских же Четьих-Миней различаются заимствованием из Торжественников разных Слов. От этого встречаются пробелы в некоторых числах. С другой же стороны, Чудовские Минеи заключают новые статьи». (Там же. С. 41–42). Этот вывод носит предварительный характер, так как специальное текстологическое изучение М. Ч. Ч. Еще не предпринималось, однако очевидно, что они представляют собой не просто механическое сокращение Макарьевских ВМЧ, но их основательную и вполне оригинальную переработку.В Предисловии к М. Ч. Ч. Сообщалось, что их создание было субсидировано «монастырскою казною». Как установила Л. М. Костюхина, занимавшаяся изучением почерков рукописей М. Ч. Ч. Над их созданием работала специальная книжная мастерская московского Чудова монастыря в составе 22 писцов, среди которых некоторые были только переписчиками, а другие участвовали также в редактировании, сверке и исправлении текстов.

Судя по сходству почерков, над созданием М. Ч. Ч. Работало несколько писцов, ранее переписывавших тексты Макарьевских Миней (Костюхина Л. М. Книжное письмо. С. 27, 28, 30). Вопрос об использовании текста М. Ч. Ч. При создании Миней Четий Германом Тулуповым, Иоанном Милютиным и Димитрием Ростовским специально не исследовался.Текст М. Ч. Ч. Не издан и сохранился в рукописях не полностью. Две книги (за декабрь и 1-ю пол. Ноября) были утрачены, очевидно, либо в кон. XVIII в., либо в Отечественную войну 1812 г. В 1-й пол. XVII в., согласно «Описи книг степенных монастырей», в Чудовском книгохранилище еще были сохранными все 13 книг Миней 1600 г. Сохранившиеся книги М. Ч. Ч. Соответствуют следующим шифрам Чудовского собрания ГИМ. За сентябрь – № 307, октябрь – № 308, ноябрь (с 17 числа) – № 309, январь – № 310, февраль – № 311, март – № 312, апрель – № 313, май – № 314, июнь – № 315, июль – № 316, август – № 317.

Обзор русских статей М. Ч. Ч. Дан в кн. Т. Н. Протасьевой, постатейное описание январской Минеи – в протоколах ПДП.Лит. О Четьях Минеях // ПДП. Протокол годового собрания ОЛДП, 26 апреля 1879 г. СПб., 1879. Вып. 3. С. 39–95. Костюхина Л. М. 1) Книжное письмо в России XVII в. М., 1974. С. 7–11, 26–35, 126. 2) О некоторых принципах отождествления и типизации почерков в русских рукописях рубежа XVI–XVII веков // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 18–27. Описание рукописей Чудовского собрания / Сост. Т. Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 177–186. Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981. С. 127, 130–132..

Значения в других словарях
Мелетий, игумен Псково-Печерского монастыря

Мелетий (кон. XVI в.) – игумен Псково-Печерского монастыря (1586–1592 гг.), автор описания чудес от богородичных монастырских икон Успение и Умиление («О чудесех пречистыя богородицы, от иконы честнаго ея Успенья, иже во Псковской области в Печерском монастыре, от иконы Умиления, зовомы Владимеръския»). Сочинение дошло в составе сборника XVII в. ГПБ, Соф. Собр., № 1483, л. 82 об.–105, представляющего собой соединение различных сказаний о истории Печерского монастыря и его святынь. Игумен М. Сост..

Мещерский Григорий Федорович

Мещерский Григорий Федорович (XVI в.) – князь, воевода, автор отписок посольства в Польшу. Служил при Иване IV Грозном, участвовал во взятии Казани в 1552 г. Воевода в лифляндском походе 1557 г. И в походе против крымских татар в 1559 г. В 1550–1560-е гг. М. – голова в Нижнем Новгороде, Коломне, Муроме, Карачеве, воевода в Свияжске, Калуге, Туле, Путивле, Новгороде Северском, Чебоксарах. Наместник в Путивле в 1564–1566 и 1575–1576 гг. В 1571 г. М. Был вторым послом в Польшу (первый посол И. М. К..

Мисаил, книгохранитель Волоколамского монастыря

Мисаил (в миру Михаил Андреевич Безнин, или Безднин) (2-я пол. XVI в.) – составитель монастырских документов, книгохранителъ библиотеки Волоколамского монастыря. В 1550–1586 гг. Он был думным дворянином и занимал видные политические посты (был воеводой, участвовал в посольствах). В 1586 г., видимо в результате опалы, постригся в монахи в Волоколамском монастыре. Став монахом, принял активное участие в административно-хозяйственной жизни монастыря. В 1591 г. Занимал пост книгохранителя монастырск..

Мисаил, старец соловецкий

Мисаил (2-я пол. XVI в.) – старец соловецкий, автор канона Василию Блаженному (см. Житие Василия Блаженного). Канон, подписанный именем автора («Творение старца Мисаила Соловецкого»), находится в рукописи письма игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Евфимия Туркова (1575–1587 гг.) – ГБЛ, Волок. Собр., № 412, л. 4–14 («Месяца августа в 2 день преставление преподобнаго отца нашего Василия Нагова», нач. «Яко же бо солнце и луна наготою своею не срамляются, тако и ты, угодниче...»).Лит. Ключевский..

Дополнительный поиск Минеи Четьи Чудовские Минеи Четьи Чудовские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Минеи Четьи Чудовские" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Минеи Четьи Чудовские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 21 символа