Митяй, нареченный митрополит Великой Руси

147

Митяй (в иноках Михаил) (ум. 1379) – нареченный митрополит Великой Руси, составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия». Коломенский поп, ставший духовным отцом московского великого князя Дмитрия Ивановича и виднейших бояр, а также «печатником», хранителем княжеской печати. Основной источник сведений о нем – Повесть о М. По-видимому, князь заметил и приблизил к себе М., когда в 1366 г. В Коломне праздновал свою свадьбу. Начиная, по крайней мере, с весны 1376 г. Великий князь стремится сделать М. Наследником престарелого митрополита Алексея. Когда в декабре 1375 г. Константинопольский патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, русского и литовского с правом после смерти митрополита Алексея объединить под своей властью церковь всея Руси, великий князь Дмитрий, не желая принимать митрополита «литвина» (как он назвал Киприана), начал продвигать к митрополичьему престолу М.

М. Как бы насильно был пострижен в монахи (без этого он не мог стать митрополитом). После смерти митрополита Алексея (12 февраля 1379 г.) М. По приказу князя переселился на митрополичий двор, стал носить митрополичье облачение и присвоил прочие знаки митрополичьего достоинства, чем вызвал общественное недовольство и дал повод для обвинений своему конкуренту, Киприану. Против М. Выступили и такие видные русские игумены, как Сергий Радонежский и его племянник Феодор Симоновский. М. Почувствовал необходимость – чтобы поправить свое положение в глазах общества – стать епископом прежде путешествия в Константинополь к патриарху (для поставления в митрополиты). Опираясь на известный из летописи пример возведения на Руси в епископы Климента Смолятича при Изяславе, он побудил князя созвать собор русских епископов.

Доставление М. В епископы было, однако же, сорвано решительным протестом Дионисия, епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Оказавшись не в состоянии получить епископский сан на Руси и тем нейтрализовать одно из главных обвинений своих противников (в том, что простой монах занимает митрополичье место), М., подобно Киприану, взялся за перо. В нач. 60-х гг. XIX в. Академик И. Срезневский видел в библиотеке Синода рукописный сборник под названием «Цветец духовный» в списке XVII–XVIII вв., где читал выписки из сочинений отцов церкви, «еже написа право воистинну митрополит Михаил от Пчелы правоверья, укоризны наводяче на Дионисия, еже о иноцех властолюбцех», как гласила предшествующая выпискам надпись.

К сожалению, этот сборник обнаружить теперь не удается. Но поскольку в сборниках изречений под названием «Пчела» специально об иноках и о властолюбии ничего нет, ясно, что «о иноцех властолюбцех» – не название того источника, откуда М. Черпал свои «укоризны», а тема, которой он их объединял, т. Е. Суть его обвинения в адрес Дионисия Суздальского и других своих противников-монахов. Дионисий вскоре после этого решил отправиться в Константинополь, М. Же, боясь влияния Дионисия в патриархии, попросил великого князя задержать его. Князь исполнил просьбу, повелел силой задержать Дионисия (тот обещал без княжеского позволения не ходить в Царьград и в качестве поручителя назвал Сергия Радонежского. Князь освободил Дионисия, а он, добравшись до своей епархии, тут же бежал вниз по Волге.

На этом роль Дионисия в истории М. Кончается). Вскоре, летом 1379 г., отправился в Константинополь в сопровождении большого посольства М. (26 июля переправился через Оку). Когда посольство проходило золотоордынские степи, М. Был задержан Мамаем и получил от него ярлык, из которого следует, что М. Обещал, когда станет митрополитом, молиться за золотоордынских правителей (эти моления, очевидно, были прекращены с началом «розмирия» между Русью и Ордой в 1374 г.), а те, со своей стороны, подтверждали свободу русской церкви от податей. Эти переговоры Мамая с М. И этот ярлык можно рассматривать как попытку Мамая восстановить подчинение Руси Орде дипломатическим путем. В Крыму М. Сел на корабль, переправился через море и вблизи Константинополя внезапно умер.

Несколько дней судно с мертвым М. На борту стояло в море (возможно, из-за проходивших в то время столкновений генуэзского и венецианского флотов и морской блокады Константинополя генуэзцами). На барке М. Перевезли с корабля в генуэзскую Галату и похоронили там. Митяя можно считать первым в истории кандидатом в митрополиты Великой (а не «всея») Руси, поскольку один из спутников М., Пимен, поставления которого русские послы сумели добиться, использовав имевшиеся у Митяя чистые княжеские «харатии» (бланки княжеских грамот, снабженные печатью), был рукоположен в митрополиты именно Великой Руси.Лит. РИБ. Т. 6. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI–XV вв.). СПб., 1880. Прил. № 30, 33. Срезневский. Памятники.

Стб. 238. Голубинский. История церкви. 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 226–251. Львовская летопись // ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20, 1-я пол., ч. 1. С. 198–199. Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. Рогожский летописец // ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. Стб. 124–137. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы). Л., 1978..

Значения в других словарях
Мисаил, старец соловецкий

Мисаил (2-я пол. XVI в.) – старец соловецкий, автор канона Василию Блаженному (см. Житие Василия Блаженного). Канон, подписанный именем автора («Творение старца Мисаила Соловецкого»), находится в рукописи письма игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Евфимия Туркова (1575–1587 гг.) – ГБЛ, Волок. Собр., № 412, л. 4–14 («Месяца августа в 2 день преставление преподобнаго отца нашего Василия Нагова», нач. «Яко же бо солнце и луна наготою своею не срамляются, тако и ты, угодниче...»).Лит. Ключевский..

Митуса

Митуса (XII–XIII в.) – «словутьный певец». В рассказе Галицко-Волынской летописи (см. Летопись Ипатьевская) о междоусобной борьбе нач. 40-х гг. XIII в. За Галицкий стол Даниила Романовича и его брата Василька с племянником Ростиславом (сыном Михаила Черниговского, который был женат на сестре Даниила и Василька) есть такой эпизод. Сторонником Ростислава был перемышльский епископ, в Перемышле находился во время этих событий и союзник Ростислава, рязанский боярин Константин. Выбив из Галича Ростисл..

Михаил, инок Владимирского Рождественского монастыря

Михаил (сер. XVI в.) – инок Владимирского Рождественского монастыря, автор служб русским святым. О деятельности М. Как писателя свидетельствуют только материалы, связанные с канонизацией русских святых в 1547 и 1549 гг. Он безусловно входил в число писателей круга митрополита Макария, усиленно трудившихся в сер. XVI в. По созданию и усовершенствованию отечественной церковно-служебной и агиографической литературы. М. Были написаны службы Александру Невскому, муромскому князю Константину с сыновья..

Моисей, автор поучений

Моисей (ум. 1187 (?)) – автор поучений. Ему атрибутируются «Поучение Моисея о безвременном пиянстве» (нач. «Бог вложил есть всякое похотенье человека...») и «Слово отца Моисея о ротах и о клятвах» (нач. «Пророк глаголет. Того рещи завяза небо...»). А. И. Соболевский приписывал эти сочинения игумену новгородского Антониева монастыря М. (ум. 1187 г. Иных сведений в Летописи Новгородской первой о нем нет), а А. Попов и Н. Гальковский – новгородскому архиепископу М. (ум. 1362 г.). Вторая атрибуция в..

Дополнительный поиск Митяй, нареченный митрополит Великой Руси Митяй, нареченный митрополит Великой Руси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Митяй, нареченный митрополит Великой Руси" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Митяй, нареченный митрополит Великой Руси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 41 символа