Нафанаил, инок Корнилиева монастыря

156

Нафанаил (XVI в.) – инок Корнилиева монастыря, автор Жития Корнилия Комельского. Имя автора и время создания памятника известны по приписке к Житию, сохранившейся в рукописи ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 562 (1630 г., Четья-Минея Германа Тулупова). «В лето 7097 мая в 22 при державе государя, благовернаго царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, в лето шестое царства его, и при святейшем патриархе Иеве по благословению отца нашего игумена Лаврентия написано бысть житие преподобнаго во обители пречистыя Богородица Корнилиева монастыря рукою многогрешнаго и последняго во иноцех Нафанаила Корнильевскаго». Н. Был современником Корнилия Комельского, принял от него хиротонию («...мы бо аще и недостойни есмы ученицы его нарицатися, но убо рукоположению от святаго сподобихомся»), свою задачу агиографа он сформулировал как желание «писанию предати яже видехом и слышахом от уст святаго старца».

Написанное в 1589 г. Житие в 1600 г. Было представлено на церковный собор тогдашним игуменом Корнилиева монастыря Иосифом. После рассмотрения Жития и службы патриархом Иовом и царем Борисом Годуновым было постановлено. Праздновать память Корнилию по всему Русскому государству. До указа 1600 г. Память отмечалась в Корнилиевом монастыре, в вологодском соборном храме и по церквам Вологодского уезда (см. Послание патриарха Иова к игумену Корнилиева монастыря Иосифу от 21 февраля 1600 г. // ААЭ. Т. 2. С. 379–380).О Корнилии Комельском Житие сообщает, что он был уроженцем Ростова, сыном Феодора и Варвары. Брат Феодора, Лукиан, нес службу дьяка при великой княгине Марии (во инокинях Марфе), по его инициативе семья Феодора переселилась в Москву, и там Корнилий был определен на службу ко двору княгини.

Когда Лукиан постригся в монахи, уйдя в Кириллов монастырь, вслед за ним ушел в монастырь племянник Корнилий. Спустя семь лет Корнилий привел сюда и своего брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. В Кириллове монастыре Корнилий занимался книгописанием, автор замечает по этому поводу. «свидетели же сим книги его в Кириллове и доныны». После пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре Корнилий «вдал себя странничеству», обходя монастыри и пустыни. Оказавшись в Новгороде, он общался там с архиепископом Геннадием. Житие сообщает, что Геннадий ценил Корнилия за то, что тот был «премудростию, разумом и словом украшен», и хотел оставить его при себе. Но из Новгорода Корнилий ушел в пустынь, сначала – близ Новгорода, а потом – близ Твери.

В 1497 г. Он пришел в глухой Комельский лес и жил здесь сначала уединенно (в это время на него нападали разбойники и «ничтоже обретоша, разве книг»), а затем собрал вокруг себя братию и создал монастырь. Житие довольно подробно рассказывает о приемах руководства Корнилия монастырем (среди которых было и вечернее «обхождение», подобно Феодосию Печерскому, волчком келий братии, и произнесение поучений к инокам «на соборе», и учреждение устава для монастыря). В последние годы жизни Корнилий несколько раз пытался покинуть игуменство. Первый раз это случилось незадолго до путешествия великого князя Василия III Ивановича в Кирилло-Белозерский монастырь для богомолья о даровании наследника. Корнилий в это время, как повествует Житие, «не хотя славим быти от человек», удалился из монастыря «на место пусто».

Когда, направляясь в Кирилло-Белозерск, великий князь пришел в Корнилиев монастырь, то, не застав там Корнилия, повелел через посланника, чтобы Корнилий ждал его на обратном пути у себя в монастыре. При встрече великий князь просил Корнилия вернуться в монастырь, а Корнилий просил позволения остаться в «пустыни» безмолвствовать. И Василий III, попросив Корнилия молиться о даровании ему потомства, «сотвори по воли его». Вскоре на новом месте своего «безмолвия» Корнилий захотел создать церковь и отправился в Москву за получением разрешения на это дело от великого князя. Но князь, помня прошение братии Корнилиева монастыря о возвращении их игумена, не дал ему такого разрешения и повелел вернуться в свой монастырь.

После этого Корнилий некоторое время укрывался в Троице-Сергиевой лавре и там безмолвствовал. Но когда обнаруживший его там великий князь снова стал понуждать его возвратиться в свой монастырь, тот повиновался ему. В другой раз Корнилий, покинув игуменство, ушел в Кириллов монастырь и, чувствуя себя «старостью и недугом обличаваема и к концу приближающася», затворился там в келии. Братии снова удалось вернуть его, но Корнилий согласился на это при условии, что игуменом в монастыре будет другой, вручил старейшинство своему ученику Лаврентию, а сам вновь «затворися в келии и пребываше в безмолвии» до смерти. Житие Корнилия не издано, списки его указаны Н. П. Барсуковым.Лит. Описание Комельского монастыря. Вологда, 1855.

Ключевский. Древнерусские жития. С. 303–304. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 314–316. Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4, отд. IV. С. 85–94. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. Вып. 1–5. С. 297–306. Голубинский. История канонизации. С. 120..

Значения в других словарях
Мудрость Менандра

Мудрость Менандра – сборники кратких изречений (моностихов), выбранных из сочинений знаменитого древнегреческого драматурга Менандра (ок. 343 – ок. 291), сложившиеся еще на греческой почве. Время их славянского перевода и появление на Руси не может быть точно определено, но характер взаимоотношений текстов в старших списках (сербского XIV в. И русских XV в. – пергаменного списка ГПБ, F.n.I, № 44 и ГБЛ, собр. ОИДР, № 189) позволяет считать датой перевода XIV или даже XIII в.И. В. Ягич полагал, чт..

Мунехин Михаил Григорьевич

Мунехин Михаил Григорьевич (по прозвищу Мисюрь) (ум. 11 III 1528) – видный административный деятель времени Василия III, автор посланий и итинерария. А. А. Шахматов полагал, что М. В 1492–1493 гг. Совершил путешествие на Восток, посетив Каир, Иерусалим, Царьград и другие города, и составил краткое описание своей поездки. Статьи о Ближнем Востоке встречаются в составе сборников, а также включены в конец отдельных списков Хронографа Русского редакции 1512 г. В некоторых сохранившихся списках автор..

Начальный свод

См. Повесть временных лет. ..

Нестор Искандер

Нестор Искандер (XV в.) – предполагаемый автор Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г. (в этой статье дан и перечень изданий). В послесловии к тексту Повести в одном из ее списков (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 773, XVI в.) содержится имя ее автора – Н. И. Он сообщает о себе, что «измлады» был пленен и «обрезан», «много время пострадах в ратных хожениях», был очевидцем и участником осады и взятия Константинополя, при этом ежедневно записывал «творимая деяния вне града от турков», а после вз..

Дополнительный поиск Нафанаил, инок Корнилиева монастыря Нафанаил, инок Корнилиева монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нафанаил, инок Корнилиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нафанаил, инок Корнилиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 35 символа