От коих частей создан бысть Адам

205

«От коих частей создан бысть Адам» – апокрифическое произведение, встречающееся в древнерусских рукописях отдельно или в составе вопросо-ответных сборников, таких как Беседа трех святителей или «Разумник». Был ли текст этого произведения выделен из такого рода сборников или, наоборот, самостоятельное произведение внесено в подборки, решить невозможно до полного текстологического исследования как самого апокрифа, так и вопросо-ответных сборников.Сюжет о создании первого человека входит составной частью в рассказ о мироздании. Именно в таком контексте читается апокриф в рукописях, опубликованных Н. С. Тихонравовым (сербская рукопись XV в. Из собр. Григоровича и Измарагд XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 794). «В неделю сотвори бог небо и землю, день и нощь и всю вселенную...».

В Беседу трех святителей также включен вопрос о сотворении Адама. В апокрифе о создании Адама показана связь макрокосма – земли – с микрокосмом – человеком. Текст апокрифа несколько варьируется. В русских рукописях обычно перечисляется 8 частей, из которых составлен был Адам. Тело от земли, кости от камня, очи от моря, мысль от скорости ангельской, душа и дыхание от ветра, разум от облак, кровь от росы и от солнца (ср. Вариант в рукописи Ефросина, ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 11/1088, л. 279 об.–280 об. – кровь от «Черного моря», очи от солнца). Иногда сначала перечисляются элементы макрокосма, а затем уж их присутствие в человеке (см. Другой сборник Ефросина – ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 22/1099, л. 512 об.). Далее, основной сюжет толкуется различным образом, например.

«от земли хужше всех чясти, от моря – доброта, от солнца – красота, от облак – легота, ...от ветра – зависть» (в сборнике Кир.-Белоз. Собр., № 22/1099). Или поясняется, как влияют составные части Адама на качества других людей. Тот, в ком преобладает семя от моря, – лаком, от солнца – мудр, от «камения» – милостив, и пр. Или как разделилась доброта Адамова. Аврааму – «гостолюбство», Самсону – сила, Иосифу – «лепота» и т. Д. (в списках, опубликованных Тихонравовым).Апокриф «От коих частей...» часто соседствует со сходными по содержанию произведениями. Так, в первой из названных рукописей Ефросина ему предшествует фрагмент о создании человека от четырех составов, в славянском переводе читавшийся уже в Изборнике 1073 г.

(см. Л. 245 об., гл. 108 «Феодорита от того еже о святей Троици»). От огня теплота, от воздуха «студенство», от земли сухота, от воды мокрота. Подборка завершается самостоятельным рассказом об изобретении имени первого человека. Бог послал ангелов в разные концы земли, где они заимствовали начальные буквы из названий звезд. Анатоли, Дисис, Артос, Месеврия, из которых сложилось имя АДАМ. Источником этого сюжета принято считать еврейско-талмудическое сочинение, использованное в греческой книжности. Здесь имя Адам соотнесено с греческими названиями частей света ’Ανατολή (восток), Δύσιζ (запад), ’’Аρκτοζ (север), Μεσημβρία (полдень). В русской версии части света превратились в звезды.В латиноязычной литературе аналогичный апокриф о создании человека из восьми элементов появился в X в.

В XI–XIV вв. Он был переведен на англосаксонский, древненемецкий и французский языки. Источник славянских изводов этого произведения – сербского, болгарского, древнерусского – не установлен.В апокрифическую книгу Еноха, появившуюся на Руси в XII в., и в апокриф о Тивериадском море вошла версия о создании человека из семи элементов. «от земли тело, от камени кости, от моря кровь, от солнца очи, от облак мысли, от ветра дыхание, от огня теплота» (или кровь от росы и солнца, очи от бездны морской).Греческий и ранний русский списки отреченных книг не упоминают апокрифа «От коих частей...». По наблюдению А. Н. Пыпина, это сочинение впервые упомянуто в индексе Кирилловой книги, изданной в 1644 г., на л. 7 об. (см. Также.

Пыпин А. Н. Для объяснения статьи о ложных книгах // ЛЗАК. СПб., 1862. Вып. 1. С. 54). Несмотря на это апокриф, по-видимому, был известен на Руси довольно рано, возможно, в XII в., если и не в виде самостоятельного произведения, то в составе Книги Еноха или Беседы трех святителей.Самые ранние списки памятника находятся в сборнике Ефросина XV в. Но то обстоятельство, что Ефросин в двух сборниках переписал две, несколько отличающиеся друг от друга версии, указывает на существование до XV в. Определенной истории текста. Сам факт компиляции памятников говорит о вторичном характере этой подборки XV в. Кроме того, в легенде об имени Адама названия звезд настолько искажены, что из них не составляется нужное имя. В поздних русских рукописях, например БАН, 32.16.19 (XVII в.) и ГПБ, Солов.

Собр., № 868 (XIX в.), к апокрифу в создании Адама присоединены и другие легенды Адамова цикла – о том, как он давал имена животным и был первым пророком, видел во сне распятие Христа в Иерусалиме и казнь апостолов Петра и Павла в Риме (см. Публикацию этих текстов. Срезневский В. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение имп. Академии наук в 1902 г. СПб., 1905. Прил. С. 218. Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные. С. 245–246).Сюжет о создании человека из восьми (или семи) взятых у природы элементов бытует и в фольклоре. В. Ягич слышал на эту тему народные загадки сербохорватов. В. Мочульский указывает на влияние апокрифа на стихи Голубиной книги.Изд. ПЛ. 1862. Вып. 3. С. 12–14. Тихонравов. Памятники.

Т. 2. С. 443–444, 448–449..

Значения в других словарях
Огарков Михаил Федорович

Огарков Михаил Федорович (кон. XVI – 1-я четв. XVII в.) – дьяк, посол, наряду с Трифоном Коробейниковым предполагаемый автор Хождения в Царьград в 1593–1594 гг. Биографические сведения об О. Основаны на тексте отчета Трифона Коробейникова «в розданной царской милостыне» и его так называемого второго «Хождения» на Восток в 1593–1594 гг., а также актовых материалах рубежа XVI–XVII вв. Первое упоминание о нем относится к августу 1586 г., когда после торжественной встречи в Москве правительством цар..

Онуфрий Исаков

Онуфрий Исаков (XVI в.) – монах Иосифо-Волоколамского моиастыря, автор записки о смерти Дионисия Звенигородского Лупы. Единственным истечником известий об О. Является рукопись ГБЛ, Волок. Собр., № 577, имеющая запись. «Съборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигородского». Дионисий Звенигородский, книжный человек, интересы которого распространялись и на повествовательную и историческую литературу, видимо, оказал влияние на развитие кругозора своего ученика. В сборнике О. Собраны произведе..

Откровение Варуха

Откровение Варуха – переводное апокрифическое сочинение, распространенное в древнерусской книжности. Пророку Варуху приписывается одна из ветхозаветных книг, следующая, согласно канону, за книгой пророка Иеремии. Эти два пророка являются персонажами апокрифа Паралипомен Иеремии. Кроме того, в славянских литературах встречается переводной апокриф О. Он известен в двух редакциях. Одна представлена списками Сречковича и Дринова, изданными М. И. Соколовым, списком, изданным Ст. Новаковичем и болгарс..

Откровение Мефодия Патарского

Откровение Мефодия Патарского – переводное византийское эсхатологическое сочинение неизвестного автора, датируемое одними исследователями IV в., другими – VII в. В средневековой рукописной традиции атрибутировалось епископу города Патар в Линии (Малая Азия) Мефодию, жившему в III–IV вв.О. – краткий рассказ о истории мира от Адама до светопреставления, распределенный по тысячелетиям на семь периодов. Вторая половина О., в которой повествуется о седьмом тысячелетии (в ней освещаются события, котор..

Дополнительный поиск От коих частей создан бысть Адам От коих частей создан бысть Адам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "От коих частей создан бысть Адам" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением От коих частей создан бысть Адам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 32 символа