Палея толковая

177

Палея Толковая – памятник, в котором пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. Содержание П. Таково (указаны столбцы по изданию П. 1406 г.). Рассказ о сотворении мира (1–92), основанный, в частности, на Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского и Севериана Гевальского, в составе которого апокрифический рассказ о Сатанаиле (73–78) и описание реальных и фантастических существ – птицы алконоста, ехинии, мурены, феникса и др. (81–87). Рассказ о сотворении человека (90–123), включающий описание устройства человеческого организма (114–123), история Адама и Евы и их грехопадения (123–163), с вкраплением «естественнонаучного» экскурса о природе огня и атмосферы (131–138).

Затем следует рассказ о Каине и Авеле (163–195) с рассуждениями о соотношениях души и тела (177–184). После перечня потомков Адама (195–199) читается рассказ о Ное и потопе (199–227), о разделении земли между его сыновьями, столпотворении и народах, заселивших землю после разделения языков (227–245). Далее обширное сказание об Аврааме, основанное на Библии, но с отдельными апокрифическими элементами (245–290), история Исаака и его сыновей (290–336) с рассказом о «лествице», виденной Иаковом (306 и след.), история Иосифа (336–395). Затем в П. Читается обширная статья о заветах двенадцати патриархов (401–474). Очень подробно, с отдельными апокрифическими мотивами, излагается история Моисея и исхода евреев из Египта (475–648).

Здесь же находим сказание о двенадцати камнях и их свойствах (546–556). Далее следует пересказ библейских книг Иисуса Наввина (648–680), Судей (680–726), Руфь (726–734). Заключает палейное повествование изложение истории Саула и Давида (737–814) и Соломона (с. 814 и до конца).В П. Библейское повествование о сотворении мира и человека и истории человеческого рода является материалом для пространных богословских рассуждений. Полемических увещеваний «жидовина», раскрытия символического значения многих ветхозаветных событий как прообраза будущих событий новозаветных. В ряде случаев «историческое» повествование прерывается «естественнонаучными» рассуждениями. Все это придает П. Универсальность, делает ее своеобразной энциклопедией как богословских знаний, так и средневековых представлений об устройстве мироздания.Литература о палеях очень обширна.

Первые наблюдения над памятником были сделаны еще в работах П. М. Строева, М. А. Оболенского, А. С. Лазаревского, А. X. Востокова, М. А. Сухомлинова, А. Н. Попова в связи с исследованиями летописей и хронографов, но изучение палеи как памятника началось с трудов Н. С. Тихонравова. О происхождении палеи существуют различные мнения. И. И. Срезневский, Н. С. Тихонравов, И. Я. Порфирьев, В. М. Успенский считали ее переводом с греческого, хотя греческий оригинал ее неизвестен. Другие (А. В. Михайлов, В. М. Истрин, И. Н. Жданов, В. П. Адрианова-Перетц) видят в ней труд, составленный древнерусскими книжниками. В процессе изучения палеи были выделены ее разновидности, которые сейчас принято рассматривать как отдельные памятники. П., Палея Хронографическая и Палея Историческая.

Однако выделение этих редакций палеи четко проведено лишь в работах В. М. Истрина. Его предшественники, рассуждая о составе памятника и его источниках или публикуя фрагменты его текстов, обращались одновременно к разным редакциям Палеи – П., Краткой и Полной разновидностям Палеи Хронографической, называя все эти тексты – П. Поэтому необходимо учитывать принадлежность каждого анализируемого в этих работах сюжета к определенной редакции палеи или даже определенному ее списку, порой не имеющему себе аналогий.Спорен вопрос о соотношении отдельных редакций палеи. Наиболее убедительной представляется точка зрения В. М. Истрина, согласно которой именно П. Является древнейшей из известных на Руси редакций, а Палея Хронографическая обеих разновидностей (Краткая и Полная) является ее позднейшей переработкой.П.

(в некоторых работах она именовалась первой редакцией П.) представляет собой сложную компиляцию, в которой библейский текст обильно дополнен апокрифическим материалом (свод их см. В работах В. М. Успенского и И. Н. Жданова, но там смешаны палеи разных редакций) – извлечениями из Откровения Авраама (см. Апокрифы о Аврааме), слова Афанасия Александрийского о Мельхиседеке (см. Апокрифы о Мельхиседеке), «Лествицы» Иоанна Синайского, Заветов двенадцати патриархов, Апокрифов о Моисее и более мелкими извлечениями из различных апокрифических преданий. Составитель П. Обращался также к сочинениям Ефрема Сирина (см. Паренесис Ефрема Сирина), Мефодия Патарского (см. Откровение Мефодия Патарского), Косьмы Индикоплова (см. Христианская топография Козьмы Индикоплова), Епифания Кипрского, к «Шестодневам» Иоанна экзарха Болгарского и Севериана Гевальского (см.

Шестодневы), и др. Источникам. Среди них оказался и неизвестный пока памятник, в котором библейская история излагалась с существенным привнесением апокрифических элементов. Именно этот источник был использован как составителем П., так и составителем «Речи философа», входящей в состав Повести временных лет. Текстуальная близость П. И летописи была замечена давно, но ей давались различные объяснения. Видели в П. Источник летописи, и, напротив, в своей последней работе по этому вопросу А. А. Шахматов посчитал возможным, что П. Сама восходит к летописи. Более вероятна, однако, точка зрения, согласно которой близость П. И летописи объясняется их обращением к общему источнику. Время составления П., во всяком случае той ее разновидности, которая известна нам по Коломенскому и сходным спискам, не установлено.

В. М. Истрин высказал мысль о создании П. В XIII в., но приведенная им аргументация недостаточна.В настоящее время известно более 15 списков П. Старшие из них – ГПБ, собр. ПДА, А.1.119 (XIV в. Фрагмент из него находится в ЦГАДА, фонд Синод. Типографии, № 53). ГБЛ, фонд Костромской библиотеки, № 320 (кон. XIV – нач. XV в.). ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 38 (1406 г.).Изд. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 91–232, 259–272 (отрывки). Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. / Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1892–1896, вып. 1–2..

Значения в других словарях
Павел Высокий

Павел Высокий (ум. 1 I 1383) – старец основанного Дионисием Суздальским Нижегородского Печерского монастыря. В Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской в связи с его преставлением сказано о нем как о «книжном, грамотном, чюдном старце, пожившем добрым житием святым, ...и вся братиа по нем плаката, яко и самому Дионисию прослезити по нем». В Летописи Никоновской характеристика эта развита, говорится, что он «писаше книги учительныя и к епископом посылаше». Каких-либо сочинений с его именем до ..

Палея историческая

Палея историческая – переводной памятник, излагающий библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. В отличие от Палеи толковой П. И. Не содержит толкований и полемических отступлений. В списках носит наименование «Книга бытиа небеси и земли». Источниками П. И. Помимо собственно библейского текста явились апокрифы, Великий канон Андрея Критского, слова Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Русский текст ее восходит, как это установлено М. Н. Сперанским и Т. А. Сумниковой, к средн..

Палея хронографическая

Палея хронографическая – памятник, по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа. Как установлено В. М. Истриным. П. X. Представляет собой переработку Палеи толковой. Различаются две разновидности П. X. – Полная и Краткая.Полная П. X. В первой своей части (до описания событий времен царя Соломона) текстуально близка к Палее толковой, но текст последней дополнен новыми материалами. Извлечениями из Библии (их сводный перечень, к сожалению с пропусками, см. В табл. III, приложен..

Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. Происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, П., Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского мона..

Дополнительный поиск Палея толковая Палея толковая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Палея толковая" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Палея толковая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа