В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Палея хронографическая

58

Палея хронографическая – памятник, по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа. Как установлено В. М. Истриным. П. X. представляет собой переработку Палеи толковой. Различаются две разновидности П. X. – Полная и Краткая. Полная П. X. в первой своей части (до описания событий времен царя Соломона) текстуально близка к Палее толковой, но текст последней дополнен новыми материалами: извлечениями из Библии (их сводный перечень, к сожалению с пропусками, см. в табл. III, приложенной к тексту статьи В. М. Истрина «Редакции Толковой палеи»), апокрифическими легендами о Ламехе (см. Апокриф о Ламехе), Мельхиседеке (см. Апокрифы о Мельхиседеке), Исаве и Иакове, Моисее (см. Апокрифы о Моисее), Соломоне (см. Апокрифы о Соломоне) (включены апокрифические Суды Соломона, апокриф о Соломоне и Китоврасе), фрагментами из Хроники Георгия Амартола и, в меньшей степени, из Хроники Иоанна Малалы, из Александрии хронографической второй редакции, из Толкований Ипполита на Книгу Даниила, и др. Начиная с повествования об израильских и иудейских царях Полная П. X. восходит, видимо, к Хронографу по великому изложению и использует также памятники из его «конвоя» (см.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы. С. 66–67), сближаясь во многих фрагментах с Краткой П. X., Хронографом Троицким и второй редакцией Летописца Еллинского и Римского. Описание состава хронографической части Полной П. X. см. в книге «Древнерусские хронографы» (с. 239–262). Исчерпывающие археографические разыскания о списках Полной П. X. не произведены. В настоящее время известны ее списки: ГИМ, Синод. собр., № 210 и 211; Чуд. собр., № 348/46; ГБЛ, собр. Румянцева, № 453 (первые листы входят в сборник № 361 того же собрания); собр. Ундольского, № 719; ГПБ, собр. Погодина, № 1435. Список Синод. собр., № 211 (изданный под неточным определением «Толковая палея») украшен миниатюрами. Существует предположение, что Полная П. X. создана в XV в. во Пскове. Краткая П. X., почти тождественная с Полной П. X, в своей второй, хронографической части, существенно отличается от нее в первой части, совпадающей с Толковой палеей: в Краткой палее текст значительно короче, опущены толкования и полемические рассуждения, входившие в состав Толковой палеи и сохраненные в Полной П. X. Поэтому этот вид палеи по своем типу приближается к хронографу. Краткая П. X. известна в списках: БАН, 24.5.8 (так называемый «список Срезневского»); ГПБ, собр. Погодина, № 1434; F.IV.603. Списки ГПБ, собр. Погодина, № 1436 и Солов. собр., № 866/976 близки друг к другу, но существенно отличаются по составу от перечисленных выше. В. М. Истрин отмечал возможное влияние на их текст Палеи исторической. Полностью П. X. не опубликована. Издание 1892 г. включает только половину текста; фрагмент Полной П. X. напечатан В. М. Истриным. Отдельные апокрифические тексты из П. X. напечатаны в ПЛ, книгах Н. М. Тихонравова и И. Я. Порфирьева. Изд.: ПЛ. 1862. Вып. 3. С. 9–10, 20–21, 24–49, 51–58; Тихонравов. Памятники. Т. 1. С. 17–18, 24–25, 254–258; Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные. С. 204–208, 221–241; Толковая палея 1477 года: Воспроизведение Синодальной рукописи № 210. СПб., 1892. Вып. 1; Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пг., 1922. Т. 2. С. 109–113.


Значения в других словарях
Палея историческая

Палея историческая – переводной памятник, излагающий библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. В отличие от Палеи толковой П. И. не содержит толкований и полемических отступлений. В списках носит наименование «Книга бытиа небеси и земли». Источниками П. И. помимо собственно библейского текста явились апокрифы, Великий канон Андрея Критского, слова Иоанна Златоуста и Григория Бо ...

Палея толковая

Палея Толковая – памятник, в котором пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. Содержание П. таково (указаны столбцы по изданию П. 1406 г.): рассказ о сотворении мира (1–92), основанный, в частности, на Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского и Севериана Гевальского, в составе которого апокрифический рассказ ...

Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. происходил из семьи, в кот ...

Дополнительный поиск Палея хронографическая

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Палея хронографическая" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Палея хронографическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 43 символа