Палея хронографическая

167

Палея хронографическая – памятник, по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа. Как установлено В. М. Истриным. П. X. Представляет собой переработку Палеи толковой. Различаются две разновидности П. X. – Полная и Краткая.Полная П. X. В первой своей части (до описания событий времен царя Соломона) текстуально близка к Палее толковой, но текст последней дополнен новыми материалами. Извлечениями из Библии (их сводный перечень, к сожалению с пропусками, см. В табл. III, приложенной к тексту статьи В. М. Истрина «Редакции Толковой палеи»), апокрифическими легендами о Ламехе (см. Апокриф о Ламехе), Мельхиседеке (см. Апокрифы о Мельхиседеке), Исаве и Иакове, Моисее (см. Апокрифы о Моисее), Соломоне (см. Апокрифы о Соломоне) (включены апокрифические Суды Соломона, апокриф о Соломоне и Китоврасе), фрагментами из Хроники Георгия Амартола и, в меньшей степени, из Хроники Иоанна Малалы, из Александрии хронографической второй редакции, из Толкований Ипполита на Книгу Даниила, и др.

Начиная с повествования об израильских и иудейских царях Полная П. X. Восходит, видимо, к Хронографу по великому изложению и использует также памятники из его «конвоя» (см. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. С. 66–67), сближаясь во многих фрагментах с Краткой П. X., Хронографом Троицким и второй редакцией Летописца Еллинского и Римского. Описание состава хронографической части Полной П. X. См. В книге «Древнерусские хронографы» (с. 239–262).Исчерпывающие археографические разыскания о списках Полной П. X. Не произведены. В настоящее время известны ее списки. ГИМ, Синод. Собр., № 210 и 211. Чуд. Собр., № 348/46. ГБЛ, собр. Румянцева, № 453 (первые листы входят в сборник № 361 того же собрания). Собр. Ундольского, № 719. ГПБ, собр. Погодина, № 1435.

Список Синод. Собр., № 211 (изданный под неточным определением «Толковая палея») украшен миниатюрами. Существует предположение, что Полная П. X. Создана в XV в. Во Пскове.Краткая П. X., почти тождественная с Полной П. X, в своей второй, хронографической части, существенно отличается от нее в первой части, совпадающей с Толковой палеей. В Краткой палее текст значительно короче, опущены толкования и полемические рассуждения, входившие в состав Толковой палеи и сохраненные в Полной П. X. Поэтому этот вид палеи по своем типу приближается к хронографу. Краткая П. X. Известна в списках. БАН, 24.5.8 (так называемый «список Срезневского»). ГПБ, собр. Погодина, № 1434. F.IV.603. Списки ГПБ, собр. Погодина, № 1436 и Солов. Собр., № 866/976 близки друг к другу, но существенно отличаются по составу от перечисленных выше.

В. М. Истрин отмечал возможное влияние на их текст Палеи исторической.Полностью П. X. Не опубликована. Издание 1892 г. Включает только половину текста. Фрагмент Полной П. X. Напечатан В. М. Истриным. Отдельные апокрифические тексты из П. X. Напечатаны в ПЛ, книгах Н. М. Тихонравова и И. Я. Порфирьева.Изд. ПЛ. 1862. Вып. 3. С. 9–10, 20–21, 24–49, 51–58. Тихонравов. Памятники. Т. 1. С. 17–18, 24–25, 254–258. Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные. С. 204–208, 221–241. Толковая палея 1477 года. Воспроизведение Синодальной рукописи № 210. СПб., 1892. Вып. 1. Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пг., 1922. Т. 2. С. 109–113..

Значения в других словарях
Палея историческая

Палея историческая – переводной памятник, излагающий библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. В отличие от Палеи толковой П. И. Не содержит толкований и полемических отступлений. В списках носит наименование «Книга бытиа небеси и земли». Источниками П. И. Помимо собственно библейского текста явились апокрифы, Великий канон Андрея Критского, слова Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Русский текст ее восходит, как это установлено М. Н. Сперанским и Т. А. Сумниковой, к средн..

Палея толковая

Палея Толковая – памятник, в котором пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. Содержание П. Таково (указаны столбцы по изданию П. 1406 г.). Рассказ о сотворении мира (1–92), основанный, в частности, на Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского и Севериана Гевальского, в составе которого апокрифический рассказ о Сатанаиле (73–78) и описание реальных и фантастических существ – птицы алконоста, ехинии, мурены,..

Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. Происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, П., Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского мона..

Память и Похвала князю Владимиру

Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках. «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися ..

Дополнительный поиск Палея хронографическая Палея хронографическая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Палея хронографическая" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Палея хронографическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 22 символа