В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Память и Похвала князю Владимиру

50

Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках: «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимира. Списано Иаковом мнихом» (нач.: «Паул святыи апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофею писание, глаголаше...»). Текст П. состоит из трех частей: 1) Похвала Владимиру; 2) Похвальное слово Ольге, с собственным заглавием: «Похвала княгине Олги, како крестися и добре поживе по заповеди господни»; 3) Житие Владимира (нач.: «Блаженный же князь Володимир внук Олжин крестився сам...»). Известна редакция П., в которой отсутствует средняя часть. В некоторых случаях переписывалась одна 3-я часть. Оба эти вида восходят к полному тексту. Хронология и взаимные отношения частей П. не выяснены окончательно. Первые исследователи памятника (митр. Макарий, И. И. Срезневский, Е. Е. Голубинский) относили его к XI в. и видели в нем древнейшее церковное сказание о Владимире. Затем были высказаны предположения о разновременности составных частей памятника. По гипотезе А. И. Соболевского, основой П. и наиболее ранней его частью является «древнее житие» (3-я часть), написанное в кон. XII – нач. XIII в. По гипотезе А. А. Шахматова, вначале существовал древний текст о князе Владимире, в котором слились два несохранившихся жития Владимира XI в.; этот текст был разорван вставкой Похвального слова Ольге. Последняя по времени точка зрения (С. А. Бугославского) сводится к тому, что все части П. имеют независимое происхождение и собраны вместе лишь в середине XIII в. По наиболее вероятному предположению И. И. Серебрянского, первоначальную основу П. составляет историческое похвальное слово князю Владимиру, написанное во 2-й пол. XI в. неким монахом Иаковом. Это произведение по форме было сочетанием похвального слова и жития (ныне 1-я и 3-я части П.). Похвала Ольге вставлена позднее. Владимир в течение долгого времени не признавался святым: его официальной канонизации противилась греческая константинопольская патриархия. Однако почитание его существовало уже в XI в. Труд Иакова представляет именно эту национальную тенденцию. Вслед за митрополитом Иларионом Иаков прославляет Владимира как крестителя Руси и «апостола в князех». Заслуги Владимира (крещение Руси и милостыня) искупают в его глазах злодеяния князя-язычника. Житие завершается перечнем походов и побед Владимира, умирающего в благочестии. 1-я часть П. составлена под влиянием «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. В житийной части Иаков воспользовался летописным рассказом о Владимире (возможно, из древнейшего свода 1039 г.), дополнив его протокольными заметками из какого-то особого списка летописи (см. работы А. А. Шахматова, М. Н. Тихомирова, А. Н. Насонова). Значительный интерес представляет отношение Иакова к Корсунской легенде. Версия о крещении Владимира в Корсуне была создана греческим клиром Десятинной церкви и официально принята в кон. XI – нач. XII в. Иаков не руководствуется этой легендой, однако знает ее и даже полемизирует с ней: по Иакову, Владимир берет Корсунь лишь на третий год по крещении. Тем самым время работы автора П. определяется приблизительно 3-й четвертью XI в. С этим согласно заявление самого Иакова: «Аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери... и мало собрав от многая добродетели его написах...». Вопрос о личности автора П. спорен. Его отождествляли с упомянутым в Повести временных лет под 1074 г. Иаковом (см. Иаков, монах Киево-Печерского монастыря). Переделка текста Иакова была произведена, по-видимому, в XIV в. в Северной Руси. Редактор изменил заглавие, внес в текст разъяснения и заголовки и в том месте, где у Иакова читалась краткая заметка об Ольге, поместил Похвальное слово Ольге. Это Похвальное слово в свою очередь не является оригинальным произведением: в нем соединены панегирик проложного типа и легендарный рассказ о гробнице Ольги в Десятинной церкви. П. вскоре была вытеснена составленными в соответствии с Корсунской легендой житиями. Поэтому этот древнейший памятник русской агиографии сохранился лишь в нескольких списках. Изд.: Макарий. 1) Три памятника русской духовной литературы XI в. – Христ. чт., 1849, ч. 2, с. 302–336, 367–369; 2) История Русской церкви. Изд. 2-е. СПб., 1868, т. 1, с. 255–263; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 208–214; Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому. – ЧИОНЛ, 1888, кн. 2, отд. 2, с. 7–12, 17–30 (отд. оттиск: Сб. в память 900-летия крещения Руси. Киев, 1888); Срезневский В. И. 1) Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIV в. – Зап. имп. АН, 1893, т. 72, Приложение, № 5, с. 17–31; 2) Память и похвала князю Владимиру и его житие по списку 1494 г. – Зап. имп. АН, 1897, сер. 8, т. 1, № 6, с. 2–8; Серебрянский. Княжеские жития, с. 32–36, 43–51; Тексты, с. 12–13; Бугославский С. А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. – ИОРЯС, 1925, т. 29, с. 105–159; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку. – Кр. сообщ. Ин-та славяновед. АН СССР. 1963, № 37. Русско-польские революционные связи, с. 66–75.


Значения в других словарях
Палея хронографическая

Палея хронографическая – памятник, по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа. Как установлено В. М. Истриным. П. X. представляет собой переработку Палеи толковой. Различаются две разновидности П. X. – Полная и Краткая. Полная П. X. в первой своей части (до описания событий времен царя Соломона) текстуально близка к Палее толковой, но текст последней дополнен новыми материал ...

Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. происходил из семьи, в кот ...

Пандекты Антиоха

«Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима (и пережившим там, как видно из П., нашествие персов в 614 г.), по просьбе его земляка Евстафия, игумена Атталинского монастыря ...

Дополнительный поиск Память и Похвала князю Владимиру

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Память и Похвала князю Владимиру" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Память и Похвала князю Владимиру, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 60 символа