Пандекты Антиоха

133

«Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима (и пережившим там, как видно из П., нашествие персов в 614 г.), по просьбе его земляка Евстафия, игумена Атталинского монастыря. П., по замыслу Евстафия и Антиоха, должны были заменить братии монастырскую библиотеку, недоступную им из-за вражеских набегов на Галатию (Beck Н.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959, S. 449–450). Сборник, составленный Антиохом (Πανδέκτηζ τῆζ ‛αγίαζ γραφῆζ) включает его послание Евстафию и 130 глав, каждая из которых трактует о различных добродетелях и пороках (о воздержании, о посте, о скупости, о гневе и т.

Д.) и содержит выписки из Св. Писания и сочинений отцов церкви (PG, 1865, t. 89, col. 1415–1850). В XI в. По образцу сборника Антиоха составил свои «Пандекты» Никон Черногорец (см. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца).П., по мнению исследователей, были переведены в Болгарии еще в X в. Они очень рано сделались известны в Древней Руси – самый ранний список датируют XI в. (ГИМ, собр. Воскр. Мон., № 30. Описание рукописи и литературу о ней см. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984, № 24, с. 66–67). Большинство ученых считают Воскресенский список новгородским по происхождению. Значительная часть П. Находится также в сборнике ГБЛ, ф. 304, I, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 12 (см. Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им.

В. И. Ленина. – Зап. ОР ГБЛ. М., 1968, вып. 30, с. 93–98, 125–137). В литературе отмечалось, что в переводе к некоторым главам (17, 18, 19, 23, 47 и др.) П. В конце даны краткие заключения, которых нет в греческом оригинале. Сербские списки П. Относятся к более позднему времени (см. Ягич В. История сербо-хорватской литературы. Казань, 1871, с. 93). Компиляция Антиоха пользовалась исключительной популярностью в Древней Руси. Многие нравоучения из П. Были внесены в состав Пролога, причем, по наблюдениям архимандрита Амфилохия, на раннем этапе его истории. Как указывает тот же ученый, одна молитва, восходящая к П., помещена в Часослове (из гл. 19), а две другие молитвы – в Псалтири (из гл. 84 – после 3-й кафизмы, 85 – после 12-й кафизмы).

На сборнике Антиоха в значительной мере основано Послание Иакова черноризца князю Дмитрию Борисовичу (см. ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 456–463). Глава «о пьянстве» оказала влияние на древнерусские сочинения об этом пороке (Калиновская В. Н. К изучению древнейших русских поучений и слов против пьянства. – В кн. Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984, с. 60–61). П. Помещены в ВМЧ под 24 декабря.Изд. Амфилохий архим., Срезневский И. И. Выписки из списка Пандекта Антиохова XI в. – ИпоРЯС, 1858, т. 7, стб. 41–47, 147–155. Петровский М. Поучение, приписываемое Илариону митрополиту Киевскому (Отд. Отт. Из Ученых записок Казанского ун-та за 1865 г., с. 37–40). Амфилохий, архим. 1) Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876, с.

45–57. 2) Исследование о Пандекте Антиоха XI в., находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской библиотеке. М., 1880. ВМЧ, декабрь, день 24. М., 1910, стб. 1864–2183. Пандект монаха Антиоха. По рукописи XI в., принадлежащей Воскресенскому монастырю / Под набл. О. М. Бодянского. М., 1913. Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отделе рукописей Гос. Библиотеки СССР им. В. И. Ленина. – Зап. Отд. Рукописей ГБЛ. М., 1962, вып. 25, с. 180–183..

Значения в других словарях
Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. Происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, П., Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского мона..

Память и Похвала князю Владимиру

Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках. «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися ..

Пандекты и Тактикон Никона Черногорца

«Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца – популярные в Древней Руси компиляции, переведенные с греческого языка. Оригиналы П. И Т. До сих пор не изданы (ср. Начальную часть Т. Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца. Греческий текст по рукописи № 441 Синайского монастыря св. Екатерины. – Зап. Ист.-филол. Фак. Петрогр. Унив., 1917, ч. 139, вып. 1). Создатель этих компиляций Никон жил в XI в. И был монахом в обители св. Богородицы τοῦ ‛Pοιδίου на Черной горе (Μαῦρον ’όροζ) в Сирии, потом в мо..

Паралипомен Иеремии

Паралипомен Иеремии – переводной апокрифический памятник. Славянский текст П. Соответствует греческому оригиналу, носящему название. Διήγησιζ περὶ τῆζ ’αιχμαλωσίαζ ‛Ιερουσαλὴμ ε̉̉̉ιζ τὰ παραλειπόμενα τοῦ ‛αγίου Ιερεμίου τοῦ προφήτου, т. Е. «Повествование о пленении Иерусалима, восполняющее опущенное у Иеремии пророка». Название П. Регулярно встречается в славянских индексах ложных и отреченных книг. «Паралипомена Иеремеина о пленении, что орла слали в Вавилон с грамотою к Иеремии», или короче. «..

Дополнительный поиск Пандекты Антиоха Пандекты Антиоха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пандекты Антиоха" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пандекты Антиоха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа