Пандекты Антиоха
«Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима (и пережившим там, как видно из П., нашествие персов в 614 г.), по просьбе его земляка Евстафия, игумена Атталинского монастыря. П., по замыслу Евстафия и Антиоха, должны были заменить братии монастырскую библиотеку, недоступную им из-за вражеских набегов на Галатию (Beck Н.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959, S. 449–450). Сборник, составленный Антиохом (Πανδέκτηζ τῆζ ‛αγίαζ γραφῆζ) включает его послание Евстафию и 130 глав, каждая из которых трактует о различных добродетелях и пороках (о воздержании, о посте, о скупости, о гневе и т.
Д.) и содержит выписки из Св. Писания и сочинений отцов церкви (PG, 1865, t. 89, col. 1415–1850). В XI в. По образцу сборника Антиоха составил свои «Пандекты» Никон Черногорец (см. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца).П., по мнению исследователей, были переведены в Болгарии еще в X в. Они очень рано сделались известны в Древней Руси – самый ранний список датируют XI в. (ГИМ, собр. Воскр. Мон., № 30. Описание рукописи и литературу о ней см. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984, № 24, с. 66–67). Большинство ученых считают Воскресенский список новгородским по происхождению. Значительная часть П. Находится также в сборнике ГБЛ, ф. 304, I, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 12 (см. Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им.
В. И. Ленина. – Зап. ОР ГБЛ. М., 1968, вып. 30, с. 93–98, 125–137). В литературе отмечалось, что в переводе к некоторым главам (17, 18, 19, 23, 47 и др.) П. В конце даны краткие заключения, которых нет в греческом оригинале. Сербские списки П. Относятся к более позднему времени (см. Ягич В. История сербо-хорватской литературы. Казань, 1871, с. 93). Компиляция Антиоха пользовалась исключительной популярностью в Древней Руси. Многие нравоучения из П. Были внесены в состав Пролога, причем, по наблюдениям архимандрита Амфилохия, на раннем этапе его истории. Как указывает тот же ученый, одна молитва, восходящая к П., помещена в Часослове (из гл. 19), а две другие молитвы – в Псалтири (из гл. 84 – после 3-й кафизмы, 85 – после 12-й кафизмы).
На сборнике Антиоха в значительной мере основано Послание Иакова черноризца князю Дмитрию Борисовичу (см. ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 456–463). Глава «о пьянстве» оказала влияние на древнерусские сочинения об этом пороке (Калиновская В. Н. К изучению древнейших русских поучений и слов против пьянства. – В кн. Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984, с. 60–61). П. Помещены в ВМЧ под 24 декабря.Изд. Амфилохий архим., Срезневский И. И. Выписки из списка Пандекта Антиохова XI в. – ИпоРЯС, 1858, т. 7, стб. 41–47, 147–155. Петровский М. Поучение, приписываемое Илариону митрополиту Киевскому (Отд. Отт. Из Ученых записок Казанского ун-та за 1865 г., с. 37–40). Амфилохий, архим. 1) Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876, с.
45–57. 2) Исследование о Пандекте Антиоха XI в., находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской библиотеке. М., 1880. ВМЧ, декабрь, день 24. М., 1910, стб. 1864–2183. Пандект монаха Антиоха. По рукописи XI в., принадлежащей Воскресенскому монастырю / Под набл. О. М. Бодянского. М., 1913. Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отделе рукописей Гос. Библиотеки СССР им. В. И. Ленина. – Зап. Отд. Рукописей ГБЛ. М., 1962, вып. 25, с. 180–183..
Дополнительный поиск Пандекты Антиоха
На нашем сайте Вы найдете значение "Пандекты Антиоха" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пандекты Антиоха, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 16 символа