В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Пандекты Антиоха

16

«Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима (и пережившим там, как видно из П., нашествие персов в 614 г.), по просьбе его земляка Евстафия, игумена Атталинского монастыря. П., по замыслу Евстафия и Антиоха, должны были заменить братии монастырскую библиотеку, недоступную им из-за вражеских набегов на Галатию (Beck Н.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959, S. 449–450). Сборник, составленный Антиохом (Πανδέκτηζ τῆζ ‛αγίαζ γραφῆζ) включает его послание Евстафию и 130 глав, каждая из которых трактует о различных добродетелях и пороках (о воздержании, о посте, о скупости, о гневе и т. д.) и содержит выписки из Св. писания и сочинений отцов церкви (PG, 1865, t. 89, col. 1415–1850). В XI в. по образцу сборника Антиоха составил свои «Пандекты» Никон Черногорец (см. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца). П., по мнению исследователей, были переведены в Болгарии еще в X в. Они очень рано сделались известны в Древней Руси – самый ранний список датируют XI в. (ГИМ, собр. Воскр. мон., № 30; описание рукописи и литературу о ней см.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984, № 24, с. 66–67); большинство ученых считают Воскресенский список новгородским по происхождению. Значительная часть П. находится также в сборнике ГБЛ, ф. 304, I, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12 (см.: Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. – Зап. ОР ГБЛ. М., 1968, вып. 30, с. 93–98, 125–137). В литературе отмечалось, что в переводе к некоторым главам (17, 18, 19, 23, 47 и др.) П. в конце даны краткие заключения, которых нет в греческом оригинале. Сербские списки П. относятся к более позднему времени (см.: Ягич В. История сербо-хорватской литературы. Казань, 1871, с. 93). Компиляция Антиоха пользовалась исключительной популярностью в Древней Руси. Многие нравоучения из П. были внесены в состав Пролога, причем, по наблюдениям архимандрита Амфилохия, на раннем этапе его истории. Как указывает тот же ученый, одна молитва, восходящая к П., помещена в Часослове (из гл. 19), а две другие молитвы – в Псалтири (из гл. 84 – после 3-й кафизмы, 85 – после 12-й кафизмы). На сборнике Антиоха в значительной мере основано Послание Иакова черноризца князю Дмитрию Борисовичу (см.: ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 456–463). Глава «о пьянстве» оказала влияние на древнерусские сочинения об этом пороке (Калиновская В. Н. К изучению древнейших русских поучений и слов против пьянства. – В кн.: Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984, с. 60–61). П. помещены в ВМЧ под 24 декабря. Изд.: Амфилохий архим., Срезневский И. И. Выписки из списка Пандекта Антиохова XI в. – ИпоРЯС, 1858, т. 7, стб. 41–47, 147–155; Петровский М. Поучение, приписываемое Илариону митрополиту Киевскому (Отд. отт. из Ученых записок Казанского ун-та за 1865 г., с. 37–40); Амфилохий, архим. 1) Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876, с. 45–57; 2) Исследование о Пандекте Антиоха XI в., находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской библиотеке. М., 1880; ВМЧ, декабрь, день 24. М., 1910, стб. 1864–2183; Пандект монаха Антиоха: По рукописи XI в., принадлежащей Воскресенскому монастырю / Под набл. О. М. Бодянского. М., 1913; Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отделе рукописей Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина. – Зап. Отд. рукописей ГБЛ. М., 1962, вып. 25, с. 180–183.


Значения в других словарях
Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. происходил из семьи, в кот ...

Память и Похвала князю Владимиру

Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках: «Память и похвала князю русскому Володимиру, ...

Пандекты и Тактикон Никона Черногорца

«Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца – популярные в Древней Руси компиляции, переведенные с греческого языка. Оригиналы П. и Т. до сих пор не изданы (ср. начальную часть Т.: Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца: Греческий текст по рукописи № 441 Синайского монастыря св. Екатерины. – Зап. ист.-филол. фак. Петрогр. унив., 1917, ч. 139, вып. 1). Создатель этих компиляций Никон жил в XI в. ...

Дополнительный поиск Пандекты Антиоха

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пандекты Антиоха" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пандекты Антиоха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 31 символа