Паралипомен Иеремии

150

Паралипомен Иеремии – переводной апокрифический памятник. Славянский текст П. Соответствует греческому оригиналу, носящему название. Διήγησιζ περὶ τῆζ ’αιχμαλωσίαζ ‛Ιερουσαλὴμ ε̉̉̉ιζ τὰ παραλειπόμενα τοῦ ‛αγίου Ιερεμίου τοῦ προφήτου, т. Е. «Повествование о пленении Иерусалима, восполняющее опущенное у Иеремии пророка». Название П. Регулярно встречается в славянских индексах ложных и отреченных книг. «Паралипомена Иеремеина о пленении, что орла слали в Вавилон с грамотою к Иеремии», или короче. «Паралипомена, что орла слали к Иеремии в Вавилон».В русских списках П. Носит различные названия. «Слово Еремия пророка о пленении града Ерусалимська», «Повесть святаго и великаго пророка Иеремии о преселении и о прогнаньи Иерослалимли», «Слово святаго пророка Иеремии», редко – «Паралипомена Иеремии» и др.

(нач. «Бысть егда пленени быта сынове израилеви царемь халдейским...»). В П. Рассказывается следующее. Бог сообщает Иеремии и Варуху о предстоящем завоевании Иерусалима Навуходоносором. Варух и Иеремия закапывают в землю священные сосуды. Иеремия вместе с остальными жителями отправляется в плен, в Вавилон. Варух остается подле города. Далее повествуется о чуде с Авимелехом. По молитве Иеремии и по воле бога Авимелех накануне падения города отправляется за смоквами (инжиром). На обратном пути, утомленный жарой, он садится под деревом, засыпает и спит 66 (или 70) лет. Проснувшись, Авимелех находит Варуха, «седящего во гробе» (?). Они посылают с орлом «епистолию» в Вавилон Иеремии, с орлом же получают ответ. Иеремия вместе с остальными горожанами возвращается из Вавилона.

Он умирает, затем воскресает и вновь гибнет. На этот раз его забили насмерть камнями горожане. Обращалось внимание на яркую сюжетную деталь. Смоквы, которые нес Авимелех за все годы его сна остаются столь же свежими. Из них продолжает течь сок («млеко каплюще»).Старший из известных славянских списков П. Находится в составе Успенского сборника XII–XIII вв. (ГИМ, Синод. Собр., № 1063/4), однако текст дефектен. Без начала и с лакуной в середине. Другой список XII–XIII вв., болгарского происхождения, в настоящее время представлен двумя фрагментами. ГПБ, греч. № 70 и в составе сборника № 34 монастыря св. Екатерины на Синае (см. Загребин В. М. О происхождении и судьбе некоторых славянских палимпсестов Синая. – В кн. Из истории рукописных и старопечатных изданий.

(Исследования, обзоры, публикации). Л., 1979, с. 64–72). Известны также списки. ГИМ, собр. Хлудова, № 195. ГПБ, Солов. Собр., № 135/1132. ГБЛ, Музейное собр., № 3176 и др. П. Входит в состав ВМЧ под 1 мая.С П. Связан и другой апокриф. «Повесть о плаче и рыдании пророка Иеремии и о Иерусалиме и о запустении его» (нач. «Иеремия сей великий пророк от Наафона случается...»). В начале его повествуется о пророчествах Иеремии и о наказаниях, которым его подвергают в Иерусалиме (пророка заключают в темницу, бросают в ров, откуда он выведен по заступничеству Авимелеха). В дальнейшем апокриф сюжетно близок к П. Этот апокриф входит в состав Пролога стишного под 4 ноября, а также некоторых сборников (напр. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 751 и 765).

В древнерусской рукописной традиции встречается также Житие пророка Иеремии (нач. «Иеремия бе от Анатота и погребен бысть в Египте...»), читающееся уже в Изборнике 1073 г. (издание текста. ПЛ, вып. 3, с. 72), в списках библейских книг, где оно предшествует каноническому тексту Книги пророка Иеремии, в составе пророческих книг с толкованиями. Входит оно и в состав ВМЧ под 1 мая. В Прологе под 1 мая читается статья «Страсть пророка Иеремии» (нач. «Сей из утробы матерьне освящен бысть...» или «Иеремия пророк освященный от чрева матерня...»). Извлечения из библейской Книги пророка Иеремии входят в состав некоторых хронографических компиляций. Хронографа Архивского, Хронографа Виленского (см. Истрин В. М. Александрия русских хронографов.

М., 1893, с. 334–335), Хронографа Троицкого, полной редакции Палеи Хронографической (см. Истрин. Редакции Толковой палеи, с. 177–180. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 67). В Сербской Александрии духовным наставником Александра Македонского является пророк Еремия. О его соотношении с библейским пророком Иеремией писал А. Н. Веселовский (Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. Вып. I. – СОРЯС, т. 40, № 2, СПб., 1886, с. 331–379).Изд. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 273–297. Т. 3, с. 15–24. Срезневский И. И. Древние славянские памятники юсового письма. СПб., 1868, с. 185–187. Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, с. 406–413. Nоvасоvić St. Apokrifi jednoga srpskog ćirilowskog zbornika XIV v.

– Starine. U Zagrebu, 1876, t. 8, s. 36–48. Роlivka Gj. Opisi i izvodi iz nekoliko jugoslavenskih rukopisa u Pragu. Priča proroka Jeremije о plijenjenju Jerusalima. – Starine. U Zagrebu, 1889, t. 21, s. 221–224. Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971, с. 31–37..

Значения в других словарях
Пандекты Антиоха

«Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима (и пережившим там, как видно из П., нашествие персов в 614 г.), по просьбе его земляка Евстафия, игумена Атталинского монастыря. П., по замыслу Евстафия и Антиоха, должны были заменить братии монастырскую библиотеку, недоступну..

Пандекты и Тактикон Никона Черногорца

«Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца – популярные в Древней Руси компиляции, переведенные с греческого языка. Оригиналы П. И Т. До сих пор не изданы (ср. Начальную часть Т. Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца. Греческий текст по рукописи № 441 Синайского монастыря св. Екатерины. – Зап. Ист.-филол. Фак. Петрогр. Унив., 1917, ч. 139, вып. 1). Создатель этих компиляций Никон жил в XI в. И был монахом в обители св. Богородицы τοῦ ‛Pοιδίου на Черной горе (Μαῦρον ’όροζ) в Сирии, потом в мо..

Паралипомен Иоанна Зонары

См. Хроника Иоанна Зонары. ..

Парфений Уродивый

См. Иван IV Васильевич Грозный. ..

Дополнительный поиск Паралипомен Иеремии Паралипомен Иеремии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паралипомен Иеремии" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паралипомен Иеремии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа