Пахомий, монах

189

Пахомий (XVI в.) – монах, автор Жития ярославских князей Василия и Константина. Житие, или Повесть о князьях Василии и Константине, написано было им при митрополите Данииле и великом князе Василии III Ивановиче, значит, между 1526 и 1533 гг., по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Кирилла. Из сопровождающего Житие рассказа следует, что в 1501 г. После пожара в Ярославле под полом сгоревшего собора были обнаружены нетленные в неистлевшей же одежде тела князей Василия и Константина (XIII в.). Их имена установили по надписям на плитах. Около тел стали совершаться чудеса, что и послужило причиной прославления князей. Сведение, что князья – братья, сыновья Всеволода Константиновича, почерпнуто было, по-видимому, из местного предания.

Как установил В. О. Ключевский, при выполнении заказа архиепископа П. Воспользовался созданным в 1471–1473 гг. Иеромонахом Спасо-Ярославского монастыря Антонием Житием Феодора Ярославского. Антоний, в свою очередь, опирался на произведения Пахомия Серба (Житие митрополита Алексея, Повесть о смерти Батыя). Вследствие этого Житие Василия и Константина оказалось близким к произведениям Пахомия Серба. Антониеву характеристику князя Феодора Черного П. Применил к своим героям. Кроме того, он воспользовался летописью, откуда взял сообщение об основании церкви Успения во Владимире в 1215 г. Князем Константином Всеволодовичем, но не тем, которого он прославлял, а дедом того. Также ошибочно в Житии сообщается, что князья-братья Василий и Константин погибли при взятии Батыем Ярославля.

По летописи известно, что Василий умер в 1249 г., оказавшись случайно во Владимире. Оттуда перенесен в Ярославль. О судьбе Константина летописных известий нет. В некоторых списках Жития попутно говорится, что Батый стоял под Ярославлем два года, отыскивая своего отца, «бяше бо той окаянный царь Батый родом града Ярославля от веси Череможския», и что погиб Батый в Болгарии, – как у Пахомия Серба и Антония. Кроме рассказа об обретении мощей Житие сопровождает рассказ о совершившихся около них пятнадцати чудесах. Сверх того, по-видимому, тем же автором была написана «Служба святым страстотерпцам благоверным князем Василию и Константину, Ярославским чудотворцем», состоящая из стихир, чтений, тропарей, седальнов, двух канонов, первый из которых с азбучным акростихом, кондака и светильное, и отдельные стихиры 6-го гласа на день убиения Василия и Константина 3 июля.

Князья воспеваются во всех этих произведениях как «пролиявшия крови своя за божественныя церкви и за свое отечество» и потопившие «Батыя зломысленнаго» «течением кровей». И Житие, и весь комплекс посвященных Василию и Константину произведений не имеют в рукописях широкого распространения. Встречаются в списках XVI–XVIII вв., например. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 698, 677. Собр. Ундольского, № 582, 294. ГПБ, собр. Вяземского, № 191. Не изданы.Лит. Ключевский. Древнерусские жития. C. 175–177. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95–97..

Значения в других словарях
Пафнутий, соловецкий монах

Пафнутий (кон. XVI в.) – соловецкий монах, предполагаемый автор догматической статьи и Жития Филиппа митрополита. В рукописи ГПБ, Q.I.262, XVII в., на л. 231 об.–243 (по новой пагинации л. 237 об.–249) переписано произведение, озаглавленное «Снискателно от глубочайшаго разума премудрых богословных книг». Начало его. «Вопрос. Что есть исповедати, а не пытати троичныи божества корень. Вопрос. Како мудрьствовати в вере, еже бы не впасти в ересь. Ответ. Единицу не пресекателну существом и началом та..

Пахомий Серб (Логофет)

Пахомий Серб (Логофет) (ум. После 1484) – составитель и. Редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. Прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429–1458 гг.). Сохранилась рукопись с творениями «священно-инока Пахомия Логофета» (ГПБ, Соф. Собр., № 191, пергаменная Минея на ноябрь месяц), датированная 1438 г., значит, он прибыл в Новгород до 1438 г. В Новгороде П. Пробыл по нач. 40-х г..

Пересветов Иван Семенович

Пересветов Иван Семенович (XVI в.) – писатель и публицист, выходец из Западной (Литовской) Руси. Сведения о П. Содержатся в его сочинениях, главным образом в Малой и Большой челобитных, обращенных к Ивану IV. Кроме того, имя писателя упоминается в описи царского архива.Сочинения П. Сохранились в списках начиная с 20–30-х гг. XVII в. Они были известны в русской науке уже с нач. XIX в., но подлинность их вызывала сомнения. Так, Н. М. Карамзин считал весьма подозрительным тот факт, что в своих сочи..

Петр Бориславич, боярин

Петр Бориславич (XII в.) – боярин великого князя киевского Изяслава Мстиславича, летописец. После смерти Изяслава (в 1154 г.) находился на службе у его сына Мстислава. В 1170 г. Поссорился с Мстиславом и перешел к другому сыну Изяслава – Давиду. В 1152 г. П. Б. Выступал как посол Изяслава Мстиславича перед галицким князем Владимиром (Владимирко) Володаричем. Можно предполагать, что П. Б. Происходил из знатного боярского рода – в Летописи Ипатьевской под 1152 г. Упоминается «Бориславль двор» (вид..

Дополнительный поиск Пахомий, монах Пахомий, монах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пахомий, монах" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пахомий, монах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа