Пересветов Иван Семенович

114

Пересветов Иван Семенович (XVI в.) – писатель и публицист, выходец из Западной (Литовской) Руси. Сведения о П. Содержатся в его сочинениях, главным образом в Малой и Большой челобитных, обращенных к Ивану IV. Кроме того, имя писателя упоминается в описи царского архива.Сочинения П. Сохранились в списках начиная с 20–30-х гг. XVII в. Они были известны в русской науке уже с нач. XIX в., но подлинность их вызывала сомнения. Так, Н. М. Карамзин считал весьма подозрительным тот факт, что в своих сочинениях П. Советовал юному Ивану IV сделать все «великое и хорошее, что было уже сделано» в последующие годы, объявлял «эпистолу Ивашки Семенова Пересветова» Ивану Грозному «мнимой» и «сочиненной, без сомнения, уже гораздо позже сего царствования».

К точке зрения Н. М. Карамзина присоединились С. М. Соловьев, А. Н. Попов и ряд других авторов. Впервые взгляд на сочинения П. Как на подлинные сочинения XVI в. Высказали известный археограф архимандрит Леонид и М. И. Соколов (указавший на запись о П. В описи царского архива). Наиболее развернутое исследование творчества П. Дано в нач. XX в. В. Ф. Ржигой, а в советской науке – А. А. Зиминым.Вопреки Н. М. Карамзину сведения, которые сообщает о себе П. В челобитных, не содержат анахронизмов и подтверждаются рядом. Источников. Профессиональный «воинник», П. В кон. 20-х гг. XVI г. Поступил вместе с рядом польских дворян на службу к венгерскому королю Яну Заполе и служил у него три года. В нач. 30-х гг., в связи с переменой позиции польского короля Сигизмунда I по отношению к Габсбургам, П.

Перешел на службу к противнику Заполи – «чешскому королю» Фердинанду I Габсбургу. Затем П. Переехал в Молдавию, где служил у господаря Петра IV. В кон. 30-х гг. П. Приехал в Москву. Первоначально ему было поручено организовать здесь мастерскую «гусарских щитов», однако в обстановке «боярского правления» этот проект был забыт, и П. Оказался без дела. В Большой челобитной П. Утверждает еще, что он передал тогда же Ивану IV (точнее, правившим за малолетнего государя лицам) «речи изо многих королевств государьские и от Петра Волоскаго воеводы, и дела...», но и эти «речи и дела» были забыты. Все основные сочинения П., как видно из их текста, были написаны и частично переданы Ивану IV (уже ставшему к этому времени царем) через 11 лет после приезда П.

В Россию – в кон. 40-х гг. XVI в.До нас дошли следующие сочинения П. В составе сборников Полной (содержащей все сочинения) и Неполной (опускающей часть сочинений) редакций. Сказание о книгах, Сказание о «Магмете-салтане», Первое предсказание философов и докторов, Малая челобитная, Второе предсказание философов и докторов, Сказание о царе Константине и Большая челобитная. Кроме того в начале сборников помещена Повесть о Царьграде Нестора Искандера в обработке П. (в Неполной редакции дан только отрывок из нее), а перед Большой челобитной, после всех остальных сочинений П. – особая «концовка» (в Неполной редакции – сокращенная).Идеология П. Довольно сложна. П. Был решительным противником самоуправства «вельмож». Все его произведения посвящены обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных, но храбрых «воинников».

Ненависть к вельможам, мечта о «грозной» царской. Власти – все эти черты идеологии П. Сближают ее с настроениями дворянства (низшей части класса феодалов) и побуждают видеть в нем, как это обычно делают историки и литературоведы, идеолога московского самодержавия. Но в сочинениях П. Встречаются и такие смелые идеи, которые вовсе не соответствовали взглядам дворян и идеологии самодержавного государства. П. Напоминает, что все люди, независимо от происхождения, «дети Адамовы», осуждает закабаление и порабощение. Утверждает, что всякое закабаление происходит от диавола. Считает, что «правда» (справедливость) – выше «веры», и указывает, что пока еще в Московском царстве нет «правды» – «а коли правды нет, то и всего нет».

Вопреки мнению Карамзина советы П. Вовсе не совпадали с тем «великим и хорошим», что было сделано в царствование Ивана IV. П. Действительно призывал к завоеванию Казанского царства, и это завоевание было осуществлено в 1552 г., но борьба за Казань велась почти непрерывно уже с кон. XV в., и предсказать ее было нетрудно. Пожелание П. О создании «судебных книг» может быть сопоставлено с составлением Судебника 1550 г. Однако выступление П. Против всякого «прикабаливания» и «прихолопивания» вовсе не соответствовало реальной политике Ивана Грозного. В Судебнике ограничивался только, прием в «холопы» «детей боарьских служилых и их детей», да и то «опричь тех, которых государь от службы отставит». С другой стороны, призыв П.

Не «прикабаливати» и не «прихолопивати» людей, «а служити им доброволно» прямо совпадает с выступлением еретика, сына боярского Матвея Башкина, который, ссылаясь на евангельскую проповедь, «изодрал» все имевшиеся у него «кабалы» «полные» (т. Е. Грамоты об обращении в холопство) с тем, чтобы зависимые от него люди служили «доброволно».Сочинения П. Разнообразны по своему жанровому характеру. Малая челобитная – это действительно челобитная, имевшая конкретную практическую цель (восстановление мастерской щитов, создание которой было поручено П.), Большая челобитная – развернутый политический трактат в форме челобитной. Легендарно-публицистический характер имели Сказание о книгах и оба «предсказания философов и докторов».

Сказание о «Магмете салтане» и Сказание о царе Константине имеют форму повестей, хотя и откровенно публицистического характера. Заслуживает внимания положительная оценка, данная П. Царству «Магмета салтана» (Мухаммеда II – завоевателя Константинополя), и отрицательная характеристика правления царя Константина (Константина XI Палеолога, последнего византийского императора). Размышления о причинах завоевания Царьграда турками были одной из излюбленных тем русской публицистики 2-й пол. XV и XVI вв. Недаром П. Предварил сборник своих сочинений Повестью о Царьграде. Характерной особенностью рассуждений П. По этому вопросу было сугубо светское решение этой темы. Царьград погиб из-за «вельмож» Константиновых, «ленивых богатых», которые «укоротили» царя «от воинства» (сделали его кротким, разорвали его связь с «воинниками»), установили неправый суд, подорвали мощь государства.

Отрицательный взгляд П. На царскую «кротость» резко противостоял взглядам таких идеологов, как Максим Грек, утверждавший, что византийские цари погубили свою державу тем, что «хищаху неправедне имения подручников, презираху свои боляры», и противопоставивший такой «гордости» царей «к подручникам кротость». В противоположность Константину Магмет, согласно П., хотя и был «кровопивцем и нехристем» (впрочем, П. Приписывал ему намерение перейти в христианство), сумел установить в своем царстве «правду», «доброволную» службу (вместо «порабощения») и справедливый суд.В сочинениях П. Явно обнаруживается влияние фольклора и устной речи. Афоризмы П. Строились как поговорки. «Как конь без узды, так и царство без грозы», «Бог не веру любит – правду», «Воинника держати, как сокола чредити, и всегда ему сердце веселити».

Обнаруживается в сочинениях П. И своеобразный мрачный юмор. Когда царь Магмет узнал, что судьи его берут взятки – судят «по посулом», он не стал их особенно осуждать, «только их велел живых одирати» и сказал так. «Естьли они обрастут опять телом, ино им вина та отдается».Многими чертами произведения П. Напоминают Повесть о Дракуле, памятник XV в., наиболее вероятным автором которого можно считать еретика Федора Курицына. Как и автор Повести о Дракуле, П. Верил в великие достоинства «грозной» власти и ее способность искоренять «зло». «А не мочно царю без грозы быти. Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Но, как и идеи Курицына, идеи П. (осуждение «прикабаливания» и «прихолопливания», утверждение об отсутствии «правды» в Московском царстве) во многом должны были быть неприемлемыми с точки зрения официальной идеологии.С этим, по-видимому, и связана судьба П.

И его сочинений. В какой-то степени пересветовская идея «грозной власти» могла повлиять на сочинения Ивана Грозного, но ни в этих сочинениях, ни в других памятниках нет ссылок на П. В описи царского архива Ивана IV (ящик 143) упоминается находившийся там «черной список Ивашка Пересветова да Петра Губастого...». Многие исследователи понимали эту запись как указание на сочинения П., хранившиеся в царском архиве. Но «списки черные» в архиве часто означают судебно-следственные дела о каких-то лицах. В другом ящике того же архива содержатся «списки черные Матвея Башкина» – дело о Башкине. Если «списки черные» – это следственное дело П. И неизвестного Петра Губастого, если П. В сер. XVI в. Стал жертвой репрессий, это объясняет умолчание о нем других источников и относительно поздний характер рукописной традиции его сочинений.

B XVII в. Идеи П. Вновь привлекли к себе внимание, об этом свидетельствует появившаяся в 20–30-х гг. XVII в. Переработка его сочинений – «Сказание о Петре воеводе Волосском».Изд. Сочинения И. Пересветова / Подгот. Текст А. А. Зимин. М. Л., 1956. Scritti politici di Ivan Semenovic Peresvetov a crora di G. M. Basile. Milano, 1976. ПЛДР. M., 1984. Вып. 6. С. 596–625, 755–763..

Значения в других словарях
Пахомий Серб (Логофет)

Пахомий Серб (Логофет) (ум. После 1484) – составитель и. Редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. Прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429–1458 гг.). Сохранилась рукопись с творениями «священно-инока Пахомия Логофета» (ГПБ, Соф. Собр., № 191, пергаменная Минея на ноябрь месяц), датированная 1438 г., значит, он прибыл в Новгород до 1438 г. В Новгороде П. Пробыл по нач. 40-х г..

Пахомий, монах

Пахомий (XVI в.) – монах, автор Жития ярославских князей Василия и Константина. Житие, или Повесть о князьях Василии и Константине, написано было им при митрополите Данииле и великом князе Василии III Ивановиче, значит, между 1526 и 1533 гг., по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Кирилла. Из сопровождающего Житие рассказа следует, что в 1501 г. После пожара в Ярославле под полом сгоревшего собора были обнаружены нетленные в неистлевшей же одежде тела князей Василия и Константи..

Петр Бориславич, боярин

Петр Бориславич (XII в.) – боярин великого князя киевского Изяслава Мстиславича, летописец. После смерти Изяслава (в 1154 г.) находился на службе у его сына Мстислава. В 1170 г. Поссорился с Мстиславом и перешел к другому сыну Изяслава – Давиду. В 1152 г. П. Б. Выступал как посол Изяслава Мстиславича перед галицким князем Владимиром (Владимирко) Володаричем. Можно предполагать, что П. Б. Происходил из знатного боярского рода – в Летописи Ипатьевской под 1152 г. Упоминается «Бориславль двор» (вид..

Петр Тимофеев Мстиславец

Петр Тимофеев Мстиславец (вариант. Мстисловец) (ум. После V 1577) – мастер книгопечатного дела, вероятно, автор послесловий к двум виленским изданиям и, также предположительно, в соавторстве с Иваном Федоровым написавший послесловия к трем книгам московской печати и предисловие к заблудовскому Учительному Евангелию (последнее – от имени Г. А. Ходкевича). Жизненный путь П. Т. М. Почти не отражен в современных ему источниках, скудость которых восполняется в исследовательской литературе многочислен..

Дополнительный поиск Пересветов Иван Семенович Пересветов Иван Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пересветов Иван Семенович" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пересветов Иван Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 25 символа