Пимен (по прозвищу Черный)

141

Пимен (по прозвищу Черный) (ум. 24 или 25 IX 1571) – архиепископ Новгородский и Псковский, автор посланий. П. Был возведен в сан из клириков Кирилло-Белозерского монастыря (согласно другим источникам – из старцев Адриановой пустыни. ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 228. 2-я пол. С. 526. Т. 29. С. 214). В его назначении на место прежнего новгородского владыки – осифлянина Феодосия А. А. Зимин усматривает влияние на царя благовещенского священника Сильвестра (3имин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 111). Поставленный в архиепископы 20 ноября 1552 г., 6 декабря П. Был уже в Новгороде и сразу же проявил себя как деятельный и рачительный иерарх. «Еще смертоносное поветрие не престало в Новегороде, он же нача служити во святей Софеи и поставляти по обителемь игумены, а по всем церквам священники, и оттоле нача милость божия быти, помале и поветрие преста» (Новгородские летописи.

СПб., 1879. С. 147–148, 333). Характеристика нравственного облика П. В источниках неоднозначна. В таком небеспристрастном памятнике, как Житие Филиппа митрополита, Новгородский архиепископ выставлен в самом зловещем свете – интриганом и честолюбцем. Он, согласно Житию, первым внял клевете, порочившей митрополита Филиппа, и изрек вместе с другими. «Како царя утвержает, самому же неистовая творящу». В ответ гонимый митрополит будто бы пророчески заявил П. «И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши» (ИРЛИ, собр. ИМЛИ, № 6, л. 78). Однако страдания, которые претерпел П. Во время новгородского похода Ивана Грозного, способствовали его реабилитации в глазах современников. Резкий в своих оценках А. М. Курбский не решается безоговорочно осудить главу новгородской церкви.

С одной стороны, «глаголют его похлебовати мучителю, и гонитель был вкупе на Филиппа митрополита», но, с другой стороны, «был Пимин чистаго и зело жестокаго жительства» (РИБ. СПб., 1914. Т. 31. Стб. 319). Так или иначе в течение длительного времени царь мирволил к новгородскому владыке. Будучи в русской церкви вторым лицом после митрополита, П. Должен был принимать участие в ответственных государственных делах. В начале памятного 1565 г. Не кто иной как архиепископ наряду с чудовским архимандритом Левкием возглавил делегацию в Александрову слободу, которая просила Ивана IV вернуться к власти.По неясным вполне причинам главой новгородских «заговорщиков» царь считал именно П. В хранившемся в Посольском приказе статейном списке «из сыскного из изменного дела 78-го году» его имя стояло на первом месте, причем архиепископу инкриминировалось желание «Новгород и Псков отдати литовскому королю» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв.

М. Л., 1950. С. 480). На П. На первого излился царский гнев во время новгородского погрома 1570 г. При въезде в Новгород царь не только отказался принять благословение архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Ивана Грозного с опальным владыкой произвела большое впечатление на современников, о чем свидетельствуют не только летописные известия (Новгородские летописи. С. 341, 399), но и рассказы иностранцев (Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея. СПб., 1909. С. 46. Новое известие о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта Шлихтинга. Л., 1934. С. 29–30. Guagninus A. Omnium regionum Moschoviae monarchae subiectarum. Descriptio // Rerum moscoviticarum auctores varii. Francofurti, 1600. P. 191–192). Если верить сообщению Шлихтинга, царь, надругавшись над саном П., сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться.

Воплощая в жизнь свою жестокую шутку, царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой, и вручил святителю музыкальные инструменты – атрибуты скомороха (ср. Успенский Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 331). П. Отправили в Александрову слободу, а затем, лишив сана, сослали в Никольский Веневский монастырь под Тулой, где несчастный вскоре скончался. В летописях приводятся различные даты смерти опального иерарха – 24 или 25 сентября (ср. Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // М. Н. Тихомиров. Русское летописание. М., 1979. С. 198. Новгородские летописи. С. 107). А. М. Курбский в своей «Истории» утверждал, будто царь еще в Новгороде повелел утопить архиепископа в реке.

За семнадцать с лишним лет правления П. Много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа по укреплению престижа новгородской церкви отчасти объясняется тем, что именно при нем получила распространение ересь Феодосия Косого. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри (в 1554 г. Заложил церковь Пантелеймона над гробом блаженного Николая Кочанова. В 1560 г. Основал Тихвинский Успенский монастырь. В 1566 г. Освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовском погосте, а в 1568 г.– новую церковь Николая Чудотворца), заботится о старых храмах (в 1557 г. «обложил» Никитинскую церковь. В 1558 г. Поновил придел Иоакима и Анны в Софии, а через два года устроил в соборе царское и святительское места.

В 1560 г. Освятил придел Козмы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице), распространяет славу новгородских икон (в 1558 г. Организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве. В 1561 г. Провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора), отливает колокола и т. Д. При П. 30 апреля 1558 г. Произошло открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты, и по его распоряжению игумен Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя.Сохранилось два сочинения, подписанных именем П. Это, во-первых, послание во Псков от 20 августа 1556 г., содержащее различные наставления священнослужителям. Из послания следует, что еще раньше архиепископ отправил во Псков не дошедшую до нас грамоту, в которой говорилось о выборе поповских старост «по соборному уложению», т.

Е. Согласно решению Стоглавого собора. Послание известно в единственном списке XVI в. ГИМ, собр. Хлудова, № 82, где оно завершает текст Стоглава. По этому списку сочинение и опубликовано в издании Стоглава Н. Субботина (еще раньше отрывок из него напечатал А. Н. Попов). Во-вторых, архиепископ П. Является автором послания царю Ивану Грозному, «еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор», которое датировано 24 января 1563 г. И послано «под град Полтеск». Признанием достоинств последнего послания является то, что оно полностью включено в состав летописи. В посланиях П. Проявил себя начитанным книжником. Если в первом из них угадывается влияние слов Серапиона Владимирского, то второе обнаруживает прямые заимствования из послания на Угру Вассиана Рыло.

Историкам новгородской церкви известно было Евангелие руки П. (Здравомыслов К. Я. Иерархи. С. 33–34). В числе книг келейной библиотеки благовещенского попа Сильвестра сохранился автограф П. – переписанный им «Масленик соборной» (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 519/776).Изд. АИ. 1841. Т. 1, № 302. С. 549–551. Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 215–216. Царьскиа вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав) / Изд. Н. Субботин. М., 1890. С. 416–424. ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13, 2-я пол. С. 351–353 (репринт. М., 1965). М., 1965. Т. 29. С. 306–308..

Значения в других словарях
Петр Тимофеев Мстиславец

Петр Тимофеев Мстиславец (вариант. Мстисловец) (ум. После V 1577) – мастер книгопечатного дела, вероятно, автор послесловий к двум виленским изданиям и, также предположительно, в соавторстве с Иваном Федоровым написавший послесловия к трем книгам московской печати и предисловие к заблудовскому Учительному Евангелию (последнее – от имени Г. А. Ходкевича). Жизненный путь П. Т. М. Почти не отражен в современных ему источниках, скудость которых восполняется в исследовательской литературе многочислен..

Петр, митрополит всея Руси

Петр (ум. 1326 г.) – митрополит всея Руси, автор поучений. Известно, что П. Был уроженцем Волыни, отца его звали Феодором, мать Марией, в 7 лет он был отдан учиться грамоте, в 12 лет постригся в монахи, служил, нося воду и дрова, в монастырской поварне, выучился по собственному желанию «иконному письмени и бысть иконник чюден», писал образы Христа, Богородицы, пророков, апостолов, мучеников, святых. На р. Рати на Волыни (между Львовой и Бельзом) основал собственный монастырь. Когда этот монастыр..

Писемский Федор Андреевич

Писемский Федор Андреевич (2-я пол. XVI в.) – посланник Московского правительства (совместно с подьячим Неудачей Ховралевым) в Англию в 1582–1583 гг., дворянин и наместник Шацкий, составитель статейного списка. Ранее, с 1564 по 1573 г., П. Был послом в Крыму, его дипломатический опыт высоко ценил царь Иван IV Грозный. Статейный список П. Насыщен ценными фактическими сведениями и наблюдениями, важными для внешнеполитических интересов Московской Руси XVI в.Изд. Северный архив. 1822. Ч. 1, кн. 4. С..

Письмовники

Письмовники – сборники образцовых посланий (или наиболее этикетных частей письма – прескрипта и клаузулы), распространенные во всех странах средневековой Европы, а в Древней Руси появившиеся не позднее XV в. Теории письма, как и теории литературы вообще, в виде определенного комплекса правил и рекомендаций в Древней Руси, как известно, не существовало. Преемственность эстетических традиций осуществлялась благодаря ориентации писателей на набор произведений, которые считались образцовыми. Эта осо..

Дополнительный поиск Пимен (по прозвищу Черный) Пимен (по прозвищу Черный)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пимен (по прозвищу Черный)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пимен (по прозвищу Черный), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 26 символа