Повесть о битве на Калке

136

Повесть о битве на Калке – летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами. В 1223 г. Тридцатитысячный отряд монголо-татар под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать помощь половцам, и коалиция, состоявшая из большинства тогдашних князей за исключением Юрия Всеволодовича Владимирского, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на реке Калке 31 мая 1223 г.Происхождению и взаимоотношению трех первоначальных версий П., содержащихся в Летописях Лаврентьевской, Новгородской первой и Ипатьевской, посвящен целый ряд исследований, из которых последнее и наиболее обстоятельное принадлежит Д.

Феннеллу. В Лаврентьевскую летопись вошла краткая редакция П., содержащая лишь деловой перечень событий. Считается, что рассказ о битве на Калке в Лаврентьевской летописи восходит к владимирской великокняжеской летописи 1228 г., куда он, очевидно, попал из Летописца Переяславля Русского. В Лаврентьевской летописи этот рассказ был переработан ростовским летописцем, который значительно сократил повествование и включил сведения о Васильке Константиновиче, счастливо избежавшем поражения на Калке. Начальная часть рассказа о сражении на Калке в Лаврентьевской летописи находит точную аналогию в HIЛ. Существует предположение, что эта часть восходит к рязанскому летописанию.В основе подробного варианта П. HIЛ лежит южнорусский летописный рассказ.

По мнению Д. Феннелла, это – летопись Мстислава Романовича, киевского великого князя (которая, как считает ученый, использована также в Лаврентьевской летописи). Для рассказа о сражении на Калке НIЛ характерно сочувственное отношение к великому князю Мстиславу Романовичу, который не обратился в бегство, но вместе со своим зятем Андреем и князем Александром Дубровским устроил на высоком берегу Калки ограду из кольев и мужественно оборонялся, пока не был предательски выдан монголо-татарам. Резко враждебное отношение к половцам и бродникам естественно для южнорусского летописца. Самый характер повествования свидетельствует против новгородского происхождения этой версии. Наиболее противоречивые мнения были высказаны о происхождении того варианта П., который входит в Ипатьевскую летопись.

Л. В. Черепнин (Летописец Даниила Галицкого. – ИЗ, 1941, т. 12, с. 244–245) предполагал даже, что этот вариант первоначально существовал как самостоятельный текст. Д. Феннелл считает, что версия П., содержащаяся в Ипатьевской летописи, восходит к южнорусскому, возможно черниговскому, источнику, независимому от Лаврентьевской и НIЛ. Дублирующиеся известия объясняются более поздними вставками западнорусского происхождения, которые были сделаны с целью прославить потомков князя Романа Галицкого (ср. Рассказ о ратных подвигах князя Даниила Романовича).П. О битве на Калке в позднейших летописных сводах представляет собой различные комбинации сведений, почерпнутых из трех первоначальных версий. К особому источнику восходят лишь некоторые «избыточные» известия, содержащиеся в своде 1448 г.

(протографе СIЛ и НIVЛ). Если А. В. Эммаусский возводит их к киевской летописи (источнику П. В составе НIЛ), то Д. Феннелл доказывает смоленское происхождение этих известий. Особый интерес представляет вставка, сделанная в своде 1448 г., сообщающая о гибели на Калке 70 «храбров» во главе с Александром Поповичем. Эта вставка, которая сохранилась и в позднейших летописных сводах, была сделана не раньше XV в. Летописные известия об Александре Поповиче, герое былин Алеше Поповиче, были изучены Д. С. Лихачевым. Подробный рассказ об Александре Поповиче читается в Тверском сборнике (в той его части, которая является сводом 1534 г. Считается, что составитель этого свода был ростовцем). Рассказ о нем, вставленный в П., интересен своей антикняжеской направленностью.

Летописец объясняет поражение на Калке «гордостью» и «высокоумием» русских князей и именно в связи с этим приводит рассказ об Александре и его слуге Торопе. Александр Попович участвовал в усобице между сыновьями владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, Юрием и Константином, на стороне Константина. После смерти Константина, опасаясь мести Юрия, Александр вместе с другими «храбрами» принял решение служить Мстиславу Романовичу Киевскому. Сообщение о гибели в сражении на Калке Александра и 70 других «храбров» находит параллель в известной былине о том, как на Руси перевелись богатыри. Подробный рассказ об Александре Поповиче, несомненно фольклорного происхождения, вставлен в летопись из какого-то ростовского источника.

Не случайно в этом рассказе упоминаются местные ростовские урочища.Изд. ПСРЛ, СПб., 1863, т. 15, стб. 335–343 (репринт. М., 1965). СПб. 1908, т. 2, 2-е изд., стб. 740–745 (репринт. М., 1962). Л., 1925, т. 5, вып. 1, 2-е изд., с. 202–207. Л., 1926, т. 1, вып. 1, 2-е изд., стб. 445–447 (репринт. М., 1961). Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, М. Л., 1950, с. 61–63. ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 132–135, 148–161. За землю Русскую. Памятники литературы Древней Руси XI–XV вв. М., 1981, с. 130–137..

Значения в других словарях
Повесть о Андрее Критском

Повесть о Андрее Критском – анонимное произведение, входящее в группу древнерусских повестей о кровосмесителе (ср. Повесть о папе Григории и Сказание Иеронима о Иуде Предателе). В рукописной традиции встречаются разные варианты заглавия П. «Слово святого Андрея, епископа Крицкаго». «Месяца июля в 4 день. Житие иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Критского». «Слово на память иже во святых отца нашего Андрея Критскаго». «Месяца июля в 4 день иже во святых отца нашего Андрея Критскаго сл..

Повесть о белом клобуке

Повесть о белом клобуке – легендарно-публицистическое сочинение, сохранившееся в рукописной традиции 2-й пол. XVI в. И. Последующего времени. П. Дошла в краткой и пространной редакциях (последняя – в двух видах). Кроме того, в некоторых списках памятника помещены еще «Посыльная грамота Дмитрия Грека Толмача» и «Написание Геннадия», где рассказывается о том, как автор П., приехав в Рим и Флоренцию по поручению архиепископа Геннадия Новгородского, добыл там эту П. В П. Рассказывается о священничес..

Повесть о битве на Липице

Повесть о битве на Липице – летописная повесть о битве, произошедшей в 1216 г. На реке Липице (невдалеке от города Юрьева Польского) между новгородцами, предводительствуемыми Мстиславом Удалым, и ростовцами во главе с Константином Всеволодовичем, с одной стороны, и владимиро-суздальской ратью, возглавляемой Юрием и Ярославом Всеволодовичами – с другой. Битва была выиграна новгородцами, и великокняжеское, владимиро-московское летописание вплоть до второй половины XV в. Не включало рассказа о ней ..

Повесть о битве на реке Воже

Повесть о битве на реке Воже – летописная повесть о сражении русской (московской и суздальско-нижегородской) рати под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского с ордынской ратью под предводительством Вегича на реке Воже в августе 1378 г. Сражение окончилось победой русских войск. Темник Мамай, фактически правивший в это время Ордой, ответил на поражение на Воже нападением на Рязанскую землю и походом 1380 г., окончившимся Куликовской битвой.Первоначальный текст П. Читается в Ле..

Дополнительный поиск Повесть о битве на Калке Повесть о битве на Калке

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть о битве на Калке" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть о битве на Калке, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа