Повесть о битве на реке Пьяне

178

Повесть о битве на реке Пьяне – летописная повесть о сражении суздальско-нижегородских и пришедших им на помощь московских войск с ордынской ратью на реке Пьяне в августе 1377 г. Сражение окончилось разгромом русских войск и гибелью суздальского княжича Ивана Дмитриевича.Первоначальный текст П. Читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской и, судя по цитатам Н. М. Карамзина, идентичен с рассказом в Летописи Троицкой. Рассказ имеет характер острой сатиры, направленной против «небрежения», проявленного русскими военачальниками, знавшими о приближении татар, но не принявшими никаких мер. «Поведоша им царевича Арапшу на Волчьи воде. Они же оплошишася и небреженьем хожаху, доспехи своя вскладоша на телеги..., а ездять порты своя с плечь спускав, а петли ростегав, аки роспрели.

Бяше им варно. А где наехаху в зажитьи мед или пиво, испиваху. По истине за Пьяною пьяни». Высказывалось предположение (Л. В. Черепнин) о том, что в основе летописного рассказа лежит «памфлет», вышедший «из среды нижегородских горожан», однако из городской среды скорее мог выйти устный источник, использованный летописцем кон. XIV – нач. XV в. В своем письменном виде рассказ 1377 г. Представляет собой органическую часть свода митрополита Киприана, лежащего в основе Троицкой летописи. Рассказ этот начинается некрологом литовскому великому князю Ольгерду – покровителю Киприана до его приезда в Москву. В некрологе подчеркивалось, что Ольгерд (хотя и «зловерный и безбожный») был мудрым правителем и великим завоевателем, «поне пива и меду не пиаше, ни вина, ни кваса кисла».

Следовавшая вслед за этим картина разгрома «за Пьяною пьяных» войск, представитель которых утонул в реке «в оторопе», приобрела благодаря этому особую сатирическую выразительность. Самый каламбур «за Пьяного пьяни» соответствовал стилю Троицкой летописи, где под 1375 г. Встречается сходная игра слов в известии о костромском воеводе Плещееве. «...выдав рать свою..., подав плещи, Плещеев побеже». Из Троицкой летописи П. Была заимствована протографом Летописей Новгородской IV и Софийской I – «сводом 1448 г.». В НIVЛ рассказ сохранился почти без изменений. Но в СIЛ подробности беззаботного поведения и пьянства войск, слова «за Пианою пиани» и упоминание о «ловах» (охоте), которыми развлекались воеводы перед битвой, были опущены.

Тексту CIЛ следовали позднейшие московские великокняжеские своды. В несколько сокращенном виде тот же рассказ передан и в Летописи Ермолинской. В Летописном своде Сокращенном кон. XV в. Известие о сражении на Пьяне также кратко, но формула «за Пианою пиани» приводится с пояснением. «и пословка и доныне зовется».Подробный текст П. Читается лишь в одной летописи XVI в. – Летописи Никоновской. В основе его лежит рассказ Троицкой (Симеоновской), но слова «за Пианою пиани» опущены. Вместо этого русским войскам приписывается похвальба. «Может един от нас на сто татаринов ехати, поистинне никто не может противу нас стати». Авторские сентенции против «возношения» воевод, забывших «смирение мудрости, яко бог дает смиренным благодать, и яко вси есмя Адамовы внуци», едва ли могут рассматриваться как выражение антифеодальной «идеологии горожан».

Осуждение аристократических тенденций и утверждение равенства всех подданных перед богом характерно и для самодержавной идеологии XVI в., одним из создателей которой был редактор Никоновской летописи митрополит Даниил.Изд. ПСРЛ. 2-е изд. Пг., 1915. Т. 4, вып. 1. С. 307–308. СПб., 1851, Т. 5. С. 236. СПб., 1897. Т. 11. С. 27–28. 2-е изд. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. С. 118. СПб., 1913. Т. 18. С. 118. СПб., 1910. Т. 23. С. 120–121. М. Л.,. 1949. Т. 25. С. 193. М. Л., 1959. Т. 26. С. 124. М. Л., 1962. Т. 27. С. 70–71, 248–249, 330–331. Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М. Л., 1950. С. 402–403..

Значения в других словарях
Повесть о битве на реке Воже

Повесть о битве на реке Воже – летописная повесть о сражении русской (московской и суздальско-нижегородской) рати под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского с ордынской ратью под предводительством Вегича на реке Воже в августе 1378 г. Сражение окончилось победой русских войск. Темник Мамай, фактически правивший в это время Ордой, ответил на поражение на Воже нападением на Рязанскую землю и походом 1380 г., окончившимся Куликовской битвой.Первоначальный текст П. Читается в Ле..

Повесть о битве на реке Ворскле

См. Повесть о побоище Витовта с Темир-Кутлуем. ..

Повесть о битве при Молодях

Повесть о битве при Молодях – рассказ о победе, одержанной царскими войсками над ратью крымского хана Девлет-Гирея летом 1572 г. Ни в одном из одиннадцати списков П., известных ее исследователю В. И. Буганову, у произведения нет специального заглавия, подобно летописным повестям она начинается словами. «В лето 7080-го...», «Тово же году...», «Того же лета...» (название «Повесть о бою воевод московских с неверным ханом», под которым текст был известен в прежней историографии, присвоено ему в кон...

Повесть о благочестивом рабе

Повесть о благочестивом рабе («Слово от патерика, яко не достоит итти от церкви, егда поют») – рассказ о том, как некий отрок, проданный отцом ради спасения от голодной смерти в рабство, прилежно исполнял заповедь отца не отходить от церкви во время литургии и тем самым был спасен от смерти, на которую его обрекла госпожа как случайного свидетеля ее неверности мужу. Посланный к епарху дабы быть убитым, отрок по пути задержался в церкви, чтобы дослушать до конца литургию, а убрус, который нес епа..

Дополнительный поиск Повесть о битве на реке Пьяне Повесть о битве на реке Пьяне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть о битве на реке Пьяне" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть о битве на реке Пьяне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 29 символа