Повесть о благочестивом рабе

149

Повесть о благочестивом рабе («Слово от патерика, яко не достоит итти от церкви, егда поют») – рассказ о том, как некий отрок, проданный отцом ради спасения от голодной смерти в рабство, прилежно исполнял заповедь отца не отходить от церкви во время литургии и тем самым был спасен от смерти, на которую его обрекла госпожа как случайного свидетеля ее неверности мужу. Посланный к епарху дабы быть убитым, отрок по пути задержался в церкви, чтобы дослушать до конца литургию, а убрус, который нес епарху, передал с другим рабом, посланным ему вслед. Оказалось, что убрус знаменовал обреченного на смерть, и вместо благочестивого отрока был убит раб, явившийся к епарху с убрусом.В основе сюжета П. Лежит распространенный в мировой литературе мотив спасения героя, замедлившего выполнение задания своего господина для того, чтобы дослушать до конца литургию.

На Руси были известны и другие сюжеты с этим мотивом. Сказание о богатом купце (см. Белоброва О. А. Сказание о богатом купце // ТОДРЛ. М. Л., 1965. Т. 21. С. 259–265) и легенда из Великого Зерцала «Преподобная Богородица раба своего, иже божественную литургию с радостию послушаше, от огня избави и на носящего же зло обрати». Сопоставление этих трех произведений см. Ромодановская Е. К. Западные сборники и оригинальная русская повесть. (К вопросу о русификации заимствованных сюжетов в литературе XVII – нач. XVIII в.) // ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 33. С. 164–174. Вероятно, П. Является переводной, но дата и обстоятельства перевода пока неизвестны. В заглавии П. Указывается на Патерик как на источник, однако указание это ничем не подтверждается и является, по-видимому, ложным.П.

Входит в состав двух нравоучительных сборников – Измарагда (см., напр. ГПБ, ОСРК, F.I.209, XV в., гл. 39, л. 27 об.–29. ГИМ, собр. Уварова, № 309 (740) (691), XVI в. И др.) и печатного Пролога под 30 апреля.Известны два варианта П. (оба опубликованы в ПЛ). Один из них – тот, что читается в составе Измарагда и Пролога, другой – в сборнике смешанного состава ГПБ, собр. Погодина, № 1350, XVII в., л. 269–272 об., где П. Помещена в ряду нескольких других статей из Пролога. Читающийся здесь текст – вторичная, «украшенная» редакция. Здесь заметно стремление автора сделать текст более риторичным и эмоциональным. Сцена прощания отца с сыном, например, распространена и стала экспрессивной, в текст добавлены многочисленные эпитеты, введена прямая речь персонажей.Изд.

Пролог. М., 1643. Под 30 апреля. См. Также Пролог 1660, 1666, 1677 и др. Годов. Повесть о благочестивом рабе // ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 81–83. Из Патерика о проданном отроке // Литературный сборник XVII в. Пролог. М., 1978. С. 238–239. Слово от Патерика, яко не достоит отитти от церкви, егда поют // ПЛДР. Середина XVI века. М., 1985. С. 58–60..

Значения в других словарях
Повесть о битве на реке Пьяне

Повесть о битве на реке Пьяне – летописная повесть о сражении суздальско-нижегородских и пришедших им на помощь московских войск с ордынской ратью на реке Пьяне в августе 1377 г. Сражение окончилось разгромом русских войск и гибелью суздальского княжича Ивана Дмитриевича.Первоначальный текст П. Читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской и, судя по цитатам Н. М. Карамзина, идентичен с рассказом в Летописи Троицкой. Рассказ имеет характер острой сатиры, направленной против «небрежения»..

Повесть о битве при Молодях

Повесть о битве при Молодях – рассказ о победе, одержанной царскими войсками над ратью крымского хана Девлет-Гирея летом 1572 г. Ни в одном из одиннадцати списков П., известных ее исследователю В. И. Буганову, у произведения нет специального заглавия, подобно летописным повестям она начинается словами. «В лето 7080-го...», «Тово же году...», «Того же лета...» (название «Повесть о бою воевод московских с неверным ханом», под которым текст был известен в прежней историографии, присвоено ему в кон...

Повесть о Бове

Повесть о Бове – наиболее ранняя из древнерусских рыцарских повестей. Сказания о Бово д’Антона возникли в средневековой Франции, но впоследствии распространились по всей Западной Европе. В XVI в. Лубочные итальянские издания поэтических и прозаических произведений о Бово проникли в Дубровник (см. Jiгеčеk К. Beitrage zur ragusanischer Literaturgeschichte // AfslPh. Berlin, 1898. Bd 21. S. 513–514). Видимо, здесь и был осуществлен перевод П. На сербский язык, что косвенно подтверждается наличием с..

Повесть о Борисоглебском Ростовском монастыре

Повесть о Борисоглебском Ростовском монастыре («Повесть о Борисоглебъском монастыри от коликых лет и како бысть ему начало») – произведение сер. XVI в., созданное в местной монастырской среде на основе преданий и рассказов позднего времени. По мнению В. О. Ключевского, П. «восполняет отсутствие жития основателей» монастыря Феодора и Павла. П. Известна в списке XVI в. (ГБЛ, ф. 304, № 782, л. 449–461), нач. «Еже исперва от древних старець слышахом. И мало писания обретох...». В ней излагается исто..

Дополнительный поиск Повесть о благочестивом рабе Повесть о благочестивом рабе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть о благочестивом рабе" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть о благочестивом рабе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа