Повесть о Варлааме и Иоасафе

139

Повесть о Варлааме и Иоасафе – переводная повесть, широко распространенная в древнерусской письменности. П. – одно из самых распространенных произведений мировой литературы средневековья. Она известна в огромном числе переводов и переработок более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Мнения исследователей о происхождении П. Существенно расходятся. Наиболее устойчиво мнение об индийском происхождении П., в основу которой якобы положено легендарное жизнеописание Будды. Передаваясь от одного народа к другому, П. Обрела христианизованный облик, и основатель религии буддизма превратился в царского сына Иоасафа, перешедшего от идолопоклонства к вере в Христа (Ф. Либрехт, акад. А. Н. Веселовский и др.). Менее распространена, но представляется более справедливой другая точка зрения, согласно которой царевич Иоасаф не является христианской ипостасью Будды.

П. И жизнеописания Будды имеют гораздо более существенных различий, чем общих особенностей, и создана она не в Индии, а скорее в Центральной Азии (А. И. Кирпичников, В. И. Кузнецов). Значительно лучше изучен путь распространения П. Созданная в своем первоначальном виде в Центральной Азии, П. Уже к VIII в. Была переведена с пехлевийского на арабский язык, а с него на несколько других, в том числе на грузинский. С грузинского языка в кон. X – нач. XI в. В Иверском монастыре на Афоне был сделан греческий перевод (вернее, переработка, со значительными дополнениями) Ефремием Святогорцем, выдающимся деятелем грузинской средневековой литературы. Об авторстве Ефремия по отношению к греческой версии свидетельствуют разноязычные источники.

Грузинские, греческие, латинские. Тем не менее делались настойчивые попытки (Ф. Дэльгер) приписать авторство греческой версии Иоанну Дамаскину, византийскому философу, богослову и поэту (VIII в.). Греческая версия через два латинских перевода дала начало многим переводам и переработкам на западноевропейские языки. С нее также были сделаны переводы армянский, арабо-христианский и древнеславянские. О происхождении П. См. Dölger F. Der griechische Barlaam-Roman, ein Werk des h. Joannes von Demascos. Ettal, 1953. Нуцубидзе Ш. И. К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф». Тбилиси, 1956. См. Также издание арабской и грузинской версии П. Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе царевиче индийском / Пер. С араб. Акад. В. Р. Розена / Под редакцией и с введ.

Акад. И. Ю. Крачковского. М. Л., 1947. Балавариани. Мудрость Балавара / Предисл. И ред. И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1962.Своим широчайшим распространением среди разных народов П. Обязана прежде всего своим почти сказочным сюжетом. У индийского царя Авенира рождается долгожданный сын Иоасаф, которому звездочеты предсказывают будущее великого христианского подвижника. Царь-идолопоклонник помещает сына в изолированный от внешнего мира дворец, чтобы тот не мог ниоткуда узнать о ненавистной царю вере. Но божиим промыслом о царевиче узнает пустынник Варлаам, под видом купца проникающий во дворец и наставляющий царевича в христианской вере. В конце концов после многих испытаний Иоасаф уходит в пустыню к Варлааму, где вместе с ним предается отшельническому подвигу.

После смерти обоих на их могиле происходят чудеса и исцеления. Возникшая на востоке как рассказ о благочестивом царевиче, в своем дальнейшем распространении П. Стала восприниматься как житие святых подвижников, и главные ее герои вошли в церковные календари у грузин, греков, славян и народов Западной Европы. Успеху П. Немало способствовал также ее характер диалога между учителем и учеником, причем учитель излагает сложнейшие догматические истины в виде многочисленных притч, широко известных у многих народов.В настоящее время известны три древнеславянских перевода П. Древнерусский, сербский и среднеболгарский. Древнейшим из них является древнерусский перевод, сделанный, по-видимому, в Киеве не позже начала XII в.

Об этом можно судить по тому, что уже в состав первой редакции русского Пролога были внесены пять притч из этого перевода П., дополненные толкованиями русского книжника. Две из них были использованы вместе с проложными толкованиями Кириллом Туровским в его «Притче о белоризце». В XV в. Был составлен так называемый Афанасиевский извод этого перевода на основе списка, в котором первоначальный текст был несколько сокращен, причем автор этого извода внес целый ряд дополнений. Распространившись в составе Пролога и в виде Афанасиевского извода, П. В своем полном первоначальном виде оказалась вытесненной ими, известно лишь пять списков полного текста, все они XVI в. (ГПБ, Солов. Собр., № 208. ГБЛ, собр. Большакова, № 210.

ГИМ, собр. Хлудова, № 60 и др.). Князь Андрей Курбский редактировал текст этого перевода по латинскому тексту П. И включил отредактированный текст в собрание своих переводов произведений Иоанна Дамаскина.Сербский перевод был сделан, по-видимому, на Афоне, время его установить трудно, старейшие списки относятся к XIV в. Уже в житии краля Стефана Милутина (1275–1321), составленном архиепископом Даниилом Сербским, цитируется П., а в росписи Студеницкой богородичной церкви, сделанной в 1209 г. При Савве Сербском, есть изображение Варлаама и Иоасафа. Сербский перевод П. Широко распространился у сербов, болгар и русских. На полях Киевской Псалтири 1397 г. Есть иллюстрация притчи об инороге, к которой приписан текст из сербского перевода Повести.

В XVII в. Известен полный русский список этого перевода (ГПБ, Соф. Собр., № 1365). П. По этому изводу трижды издавалась на Руси. В Кутейне в 1637 г. На белорусском языке, в 1680 г. В Москве Симеоном Полоцким, в 1689 г. В Киеве в составе миней Димитрия Ростовского.Среднеболгарский перевод, или, вернее, извод П. Был сделан в XIV в. В лавре св. Афанасия на Афоне в числе многих других книг выдающимся болгарским книжником старцем Иоанном. Старец Иоанн отредактировал текст сербского перевода, вновь сверив его с греческим оригиналом и внеся многочисленные исправления и уточнения, так что отредактированный текст стал самостоятельным изводом и получил другое заглавие. Болгарский извод широко распространился в болгарских и русских списках, среди русских списков несколько лицевых, число миниатюр в них доходит до 200.

Список 1629 г. Этого извода издан в серии ОЛДП. Болгарский текст П. Был использован Иосифом Волоцким в его «Просветителе». С болгарского текста был сделан в XVII в. Румынский перевод П.Древнеславянские переводы П. Имели широкое хождение на Руси. В каждой монастырской библиотеке, о чем можно судить по старым описям, было по нескольку ее списков. Сохранились многочисленные изображения сюжетов П. В росписях, иконах и миниатюрах рукописей. В XVII в. П. Послужила основой для создания одной из первых пьес русского театра. Русская классическая литература также использовала ее сюжеты (В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мелъников-Печерский).Изд. Житие и жизнь преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа царевича Индийского.

СПб., 1887 (ОЛДП, № 88). ВМЧ, ноябрь, дни 16–22. М., 1914, стб. 2704–2891. Повесть о Варлааме и Иоасафе / Подг. Текста, пер. И ком. И. Н. Лебедевой. – В кн. ПЛДР, XII век. М., 1980, с. 196–225, 653–654. Повесть о Варлааме и Иоасафе. Памятник древнерусской переводной литературы XI–XII вв. / Подг. Текста, иссл. И ком. И. Н. Лебедевой. Л., 1984..

Значения в других словарях
Повесть о Борисоглебском Ростовском монастыре

Повесть о Борисоглебском Ростовском монастыре («Повесть о Борисоглебъском монастыри от коликых лет и како бысть ему начало») – произведение сер. XVI в., созданное в местной монастырской среде на основе преданий и рассказов позднего времени. По мнению В. О. Ключевского, П. «восполняет отсутствие жития основателей» монастыря Феодора и Павла. П. Известна в списке XVI в. (ГБЛ, ф. 304, № 782, л. 449–461), нач. «Еже исперва от древних старець слышахом. И мало писания обретох...». В ней излагается исто..

Повесть о Валтасаре Вавилонском

Повесть о Валтасаре Вавилонском – древнерусское сочинение, рассказывающее о том, как вавилонский правитель был убит своими стражниками, по предречению пророка Даниила. В рукописной традиции П. Встречается под различными заглавиями. «Слово о Валтасаре царе», «О Валтасаре, царе Вавилонском», «Сказание о царе Лавтасаре, как во Царьграде царствовал и как преставися». В составе произведений, посвященных византийскому императору Михаилу, она носит названия. «Слово о благочестивом царе Михаиле», «Сказа..

Повесть о варяжской божнице

Повесть о варяжской божнице – повесть из числа тех новгородских литературных памятников, в основе которых лежат устные легенды местного происхождения. Немцы просили у новгородцев разрешения поставить в Новгороде церковь по своей «вере и обычаю». Новгородцы не согласились на это. Тогда «немецкие послы» по совету посадника Добрыни, которому они дали «посул велик», стали говорить, что если в Новгороде «храму святых верховных апостол Петра и Павла не быти», то будут закрыты православные церкви новго..

Повесть о Ватопедском монастыре

Повесть о Ватопедском монастыре – предание об основании Ватопедского монастыря на Афоне. П. Была известна в Древней Руси не менее, чем в трех вариантах, причем два из них, в свою очередь, распространялись в отличных друг от друга версиях. Все разновидности объединены сходным мотивом – чудесным спасением отрока на месте будущего Ватопеда. Этот мотив увязывается с ложной этимологией названия святогорского монастыря, которое толкуется как «куст отрока». ‛η βάτοζ – «терновник», τò πεδίον – «дитя» «(..

Дополнительный поиск Повесть о Варлааме и Иоасафе Повесть о Варлааме и Иоасафе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть о Варлааме и Иоасафе" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть о Варлааме и Иоасафе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа