Повесть о грешной матери
Повесть о грешной матери – средневековая церковная легенда. В рукописях П. Называется по-разному. «Повесть зело полезна, како сын матерь свою избави от муки» (ГПБ, собр. Погодина, № 1603), «О иноке, избавльшем матерь свою от вечного мучения блудно живущую, а свою руку опалившем в смраде, в ней же горе она» (ГПБ, собр. Погодина, № 1383), «Повесть о некоем странном человеце, иже матерь свою молитвою избави от муки милостыни ради» (ГПБ, Солов. Собр., № 315/295), «Повесть полезна о некоем, иже левою рукою ядяше» (ГПБ, F.I.323).П. Призвана была служить свидетельством того, что молитвою и милостынею можно спасти от вечных мук грешные души усопших. В ней рассказывается о некоем благочестивом христианине, который после смерти своей блудной матери раздал церквам и нищим все нажитое ею грешным путем богатство.
Желая удостовериться в том, что он избавил этим мать от адских мук, благочестивый муж приходит в пещеру, к старцу, прославившемуся даром прозрения. Простояв по совету старца семь суток в очерченном посохом круге, благочестивый муж увидел по левую сторону от себя смрадное болото, в котором вместе с другими грешниками находилась и его мать. Схватив мать за волосы, сын вытащил ее из болота и перенес направо, в купель чистой, благоуханной воды. Запачканная в смрадном болоте правая рука сына смердила, но старец посоветовал ему не огорчаться, так как это лучшее свидетельство того, что все виденное им – действительность. Отрезав часть своей святой мантии, старец обвязал смердящую руку, и смрад сменился благоуханием.Самый ранний из известных списков П.
Датируется XVI в. (ГПБ, собр. Погодина, № 1287, л. 178 об.). В этой рукописи П. Объединена с тремя другими повестями общим заглавием. «Повести душеполезны писаны ис Патерика». А. Ф. Бычков (Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной библиотеки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 12) уточняет источник. «Четыре сказания из Скитского Патерика». Это указание, однако, еще нуждается в проверке.В кон. XVI – нач. XVII в. П. Была включена в Синодик (см. Синодик этого времени из собр. Ундольского, № 156), где богато иллюстрировалась. В рукописи ГПБ, F.I.323 число миниатюр к ней достигает 20. Е. В. Петухов (Очерки. С. 201) считал, что в Синодик П. Попала из «Великого Зерцала», однако это неверно, так как в Синодик она включена раньше, чем в сборник «Великое Зерцало», который был переведен с польского в 1677 г.
И в который П. Была добавлена уже на русской почве (Владимиров П. В. «Великое зерцало». С. 49). В сборнике «Великое Зерцало» П. Не имеет постоянного места. В списке ГПБ, собр. Погодина, № 1383 она приписана последней, 909-й главой, а в списке ГИМ, собр. Уварова, № 412 (55) П. Занимает 113-ю главу с указанием. «Выписано из Цветословия». П. В. Владимиров полагал, что в «Великое Зерцало» П. Попала из Пролога («Великое Зерцало». С. 49), однако это утверждение тоже нуждается в проверке.Изд. ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 99–100..
Дополнительный поиск Повесть о грешной матери
На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть о грешной матери" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть о грешной матери, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 24 символа