Рай

171

Рай – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом.Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. Охватывает часть триодного цикла. От недели мытаря и фарисея до страстной недели включительно – пространная редакция Р. С 3–4-й недели поста до страстной недели включительно – сокращенная редакция Р. Примером пространной редакции может служить сборник 1512 г. Древлехранилища ИРЛИ, колл. Величко, № 1. Сокращенной редакции – сборники 2-й пол. XVI в. ГПБ, Соф. Собр., № 1273. ГИМ, собр. Уварова, № 539. Единоверч. Собр., № 28. Тематику сборника Р. Определили евангельские и ветхозаветные сюжеты, использованные Иоанном Златоустом и другими византийскими и славянскими писателями в дидактических и торжественных словах.

Кроме статей, непосредственно связанных с библейскими текстами, в Р. Вошли и другие сочинения, наставляющие, как надо готовиться к посту и Пасхе, декларирующие христианские добродетели, а также сочинения, в которых с назидательными целями вспоминаются события церковной истории («о избиении в болгарех христиан», Мучение Феодора Тирона и др.). Слова и поучения, составившие древнерусские Р., принадлежат широко известным византийским, южнославянским, древнерусским авторам, таким как Андрей Критский, Афанасий Александрийский, Григорий Антиохийский, Ефрем Сирии, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Никифор Каллист, Феодор Студит, Климент Охридский, Кирилл Туровский, Григорий Цамблак и др.По календарной приуроченности, тематике и дидактической направленности сочинений Р.

Сближается с триодным Торжественником и постным Златоустом. С первым типом сборника Р. Роднит еще и жанровая природа большинства статей – произведений эпидейктического рода красноречия. Отличительной особенностью Р., кроме собственно календарных признаков, может служить и необыкновенно большая насыщенность сборника словами на страстную неделю. Так, например, в упомянутых выше списках Р. Соответственно 35 слов (из общего числа статей в сборнике 85), 40 (из 47), 19 (из 28), 39 (из 46) слов посвящены событиям «страстной седмицы». Среди этих произведений есть и древнерусские редакции общеизвестных переводных гомилий, и оригинальные сочинения, свидетельствующие о том, что книга Р. Несомненно возникла на русской почве.

Характерной особенностью списков Р. Является также наличие в них предисловия, объясняющего название сборника, раскрывающего его тематику. «Рай бо сад овощны нарицается. К дверем бо рая земнаго, аще пришед внидеши, много различнии сади тамо узриши, от двоих или триих вкусившу ти насытишися. Сия же книгы, аще усердием отверзаеши, плоды небесныя обрящеши, и аще с разумом ясти начнеши, николи же насытишися. Самого бога Христа трапезу предложену обрящеши, служителя трапезе Луку и Матфея евангелисты имуща, врата же трапезе отваряющи и вводящи приходящая питатися Иоанна Златоустаго имуща. Отсюду же исходящу ти, в другаа врата внидеши, и тамо Давида пророка и царя трапезу обрящеши, духовною пищею изобилно исполнену, и тамо златословеснаго служителя имуща.

В третия же врата входящу ти, апостольскыя плоды сладки обрящеши, их же изначала веровавшим изъобилно предложиша. По сих же рай святых отец обрящеши, многоразличныя и благоюханныя цветы имуща. Сего ради рай книга сия наречеся».Списки Р. До нач. XVI в. Не известны. И в XVI–XVII вв. Этот тип сборника не был широко распространен в древнерусской письменности. Об этом, в частности, свидетельствует и тот факт, что только в 60-е гг. XVI в. С этой книгой впервые ознакомился Андрей Курбский, человек для своего времени высокообразованный.Систематического исследования древнерусских Р. До сих пор проведено не было, поэтому относительно литературного прототипа и происхождения Р. Можно высказать пока только предварительные суждения.

На наш взгляд, наиболее вероятным источником для формирования Р. Послужил триодный Торжественник 1-й редакции. В процессе эволюции, накопления нового литературного материала триодный Торжественник разрушается, отдельные его части получают самостоятельное развитие, тематическую и жанровую специализацию. Так произошло со сборником Златоуст, продолжившим дидактическую линию, с пятидесятным Торжественником, развившим тематику пасхального и послепасхального циклов. Подобным образом при переработке Торжественника составители Р. За основу своего сборника взяли события «страстной седмицы». В составе нового сборника увеличено количество эпидейктических слов на одну тему (в данном случае – на тему «страстей господних»).

Это дало возможность древнерусским авторам и составителям показать и свою творческую фантазию, умение пользоваться традиционным литературным материалом для выражения собственных мыслей и чувств, продемонстрировать многообразие доступных им средств выражения и жанровых форм литературы XVI в. Сборник Р. Не издавался.Лит. Седельников А. Книга «Рай» – особый вид Златоустника // Сборник статей в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 95–99 (СОРЯС. Т. 101. № 3)..

Значения в других словарях
Прохор, епископ Ростовский

Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. Был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до приезда на Русь митрополита Феогноста (1328 г.), по-видимому, возглавлял русскую церковь. 14 августа 1327 г. Освятил в Москве собор в честь успения богородицы, строительство которого было начато 4 августа 1326 г., при митрополите Петре, князем Иваном Данилови..

Пчела

Пчела – переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, распространенный в древнерусской книжности. Изучение древнерусской П. С точки зрения ее состава, композиции и особенностей перевода может быть продуктивным лишь при сопоставлении ее с греческим оригиналом. Если В. Семенов, издатель пергаменого списка П., напечатал древнерусский текст параллельно с греческим текстом, контаминированным из разных рукописей, то А. В. Михайлов и М. Н. Сперанский поставили своей целью обнаружить на..

Родион Кожух

Родион Кожух (2-я пол. XV в.) – митрополичий дьяк, предполагаемый автор ряда житийных повестей, вошедших в состав летописного свода, отразившегося в Летописях Софийской II и Львовской. Дьяческая деятельность Р. К., судя по дошедшим до нас грамотам, относится к 1461–1482 гг. Вероятно поэтому, что летописный свод, в который первоначально были включены его сочинения, был неофициальным летописным сводом 80-х гг., связанным с митрополией и резко оппозиционным по отношению к великокняжеской власти. Во..

Роман, игумен Перекомского монастыря

Роман (посл. Четв. XV в. – 1554) – игумен Перекомского монастыря под Новгородом, автор Жития Ефрема Перекомского, или Верендского, основателя и первого игумена Перекомского (Верендского) монастыря. (Название монастыря объясняется тем, что для снабжения его водой был выкопан канал (перекоп) из реки Веренды в озеро Ильмень). О Р. Известно только, что после смерти Ефрема (кон. XV в. Или 1523 г.) он стал игуменом Перекомского монастыря и оставался им, по П. М. Строеву, до 1554 г. Видимо, в том же го..

Дополнительный поиск Рай Рай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рай" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 3 символа