Роман, игумен Перекомского монастыря

166

Роман (посл. Четв. XV в. – 1554) – игумен Перекомского монастыря под Новгородом, автор Жития Ефрема Перекомского, или Верендского, основателя и первого игумена Перекомского (Верендского) монастыря. (Название монастыря объясняется тем, что для снабжения его водой был выкопан канал (перекоп) из реки Веренды в озеро Ильмень). О Р. Известно только, что после смерти Ефрема (кон. XV в. Или 1523 г.) он стал игуменом Перекомского монастыря и оставался им, по П. М. Строеву, до 1554 г. Видимо, в том же году он скончался. Житие Ефрема приписано ему в самом памятнике. «Списано тоя же обители Романом игуменом, учеником святого». В научной литературе указано лишь 3 списка Жития Ефрема Перекомского. Один из них, известный П. М. Строеву и находившийся в свое время в Перекомском монастыре, – XVII в., два других (ГИМ, собр.

Уварова, № 1248 (911) (136) и ГБЛ, собр. ОИДР, № 45) – XIII в. Текстологического анализа их нет.Время составления Жития точно не установлено. Филарет в «Обзоре» безосновательно называет 1530 г. В. О. Ключевский считает, что Житие не могло быть написано ранее 1552 г., так как в тексте его сказано, что, умирая, Ефрем предоставил выбор игумена из назначенных им четырех кандидатов (в числе которых был и Р.) архиепископу Пимену Черному, а последний был архиепископом Новгородским с 1552 по 1570 г. Однако в таком случае и дату смерти Ефрема следовало бы отнести к 1552 г., что противоречит всем прочим сведениям о нем. Дело в том, что дата смерти святого вызывает споры. Согласно Житию, Ефрем умер в 1486 г., прожив 80 лет.

Но, по Житию же, он родился в 1412 г. И если бы прожил 80 лет, то должен был умереть в 1492 г. Не совсем ясное указание на этот же год находим в Святцах. В. О. Ключевский предполагал, что Ефрем умер не в кон. XV, а в нач. XVI в. Тем самым, по его мнению, «устраняются основные несообразности в рассказе жития». П. М. Строев в «Списках иерархов» считает годом смерти святого 1523 г., видимо основываясь на известии о том, что перенесение мощей Ефрема состоялось в 1545 г., спустя 22 года после его смерти (об этом известии см. Ключевский. Древнерусские жития. С. 263). Имя Пимена названо в Житии ошибочно, как предположил Амвросий еще в 1813 г. Амвросий показал, что «в продолжении всей. Рукописной повести (о Ефреме Перекомском. – Л. С.) упоминаются архиепископы новгородские несоответственно тем годам, в которые они были» (История российской иерархии.

Ч. 5. С. 467). Не является, на наш взгляд, указанием на время создания Жития и то, что-«житие говорит о праздновании памяти святого, которое, как известно из другого источника, установлено было в 1549 г.» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 263). Вполне возможно, что сообщение о праздновании памяти святого было внесено в Житие после канонизации его. Само же Житие написано скорее не после канонизации, а до нее, с целью «представить документацию, необходимую для канонизации подвижника» (Будовниц. Монастыри на Руси. С. 211). Можно предположить, что толчком к созданию Жития послужило перенесение мощей Ефрема 16 мая 1545 г. (см. О нем. Словарь исторический о святых. С. 113). Ранее этого года оно не могло быть создано, поскольку написано, как отметил В.

О. Ключевский, по канве Жития Александра Свирского, датируемого 1545 г. (см. Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря). Но оно не могло быть написано и после 1554 г. – года смерти Р.Сомневаться же в том, что Житие было написано игуменом Р., у нас нет достаточных оснований. Такие сомнения высказывал В. О. Ключевский, указывая, что в Житии Ефрема много противоречий, ошибочных дат, искажений действительных событий, чего, па мнению Ключевского, не мог допустить ученик святого Ефрема.Однако ошибки эти вполне мог допустить и Р. Житие составлялось спустя 22 года после смерти Ефрема, и задача автора из-за недостатка материала была трудной. Не случайно поэтому он, по словам Ключевского, «почти целиком переписал житие Александра Свирского, поставив только другие имена лиц и мест и кое-где легко изменив ход рассказа».

Житие не опубликовано. Пересказано Филаретом (Русские святые...) и в «Житиях святых российской церкви, также иверских и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия» (СПб., 1858, май. С. 281–294).Лит. Амвросий. История российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 466–478. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836. С. 11–113. Ключевский. Древнерусские жития. С. 263–264. Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. 2. С. 128, 258. Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. С. 44. Строев П. М. 1) Списки иерархов и настоятелей монастырей российской, церкви. СПб., 1877. Стб. 113, № 61. 2) Словарь. С. 240. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 197–198. Филарет [Гумилевский].

1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, сент. С. 158–160. 2) Обзор. С. 208. Будовниц. Монастыри на Руси. С. 211–213..

Значения в других словарях
Рай

Рай – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом.Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. Охватывает часть триодного цикла. От недели мытаря и фарисея до страстной недели включительно – пространная редакция Р. С 3–4-й недели поста до страстной недели включительно – сокращенная редакция Р. Примером пространной редакции может служить сборник 1512 г. Древлехранилища ИРЛИ, колл. Величко, № 1. Сокращенн..

Родион Кожух

Родион Кожух (2-я пол. XV в.) – митрополичий дьяк, предполагаемый автор ряда житийных повестей, вошедших в состав летописного свода, отразившегося в Летописях Софийской II и Львовской. Дьяческая деятельность Р. К., судя по дошедшим до нас грамотам, относится к 1461–1482 гг. Вероятно поэтому, что летописный свод, в который первоначально были включены его сочинения, был неофициальным летописным сводом 80-х гг., связанным с митрополией и резко оппозиционным по отношению к великокняжеской власти. Во..

Рукописание Магнуша, короля Свейского

Рукописание Магнуша, короля Свейского – вымышленное завещание, в котором шведский король Магнус вспоминает о военных неудачах шведов в борьбе с новгородцами и русскими князьями за Приладожье. В попытках завоевать Ижору, Неву, город Орехов шведские князья Биргер, Маскалка и сам Магнус терпели поражения. Нарушение мирного договора и крестного целования с новгородцами и русскими князьями обернулось для Магнуса бедой. Его земля страдала от голода, мора, междоусобиц, сам он терял рассудок и дважды те..

Рыдание Иоанна Евгеника

«Рыдание» Иоанна Евгеника – переводное лирическое произведение 2-й пол. XV в., является откликом на покорение Константинополя войсками турецкого султана Махмета II 29 мая 1453 г. После длительной и тяжелой осады города. Автор Р. – византийский писатель XV в. Иоанн Евгеник, создатель многочисленных риторически украшенных «экфрасисов»-описаний красот природы его родного города Трапезунда, Коринфа, острова Имброса, а также ямбических стихов и других произведений. Р. (в греческом оригинале памятник ..

Дополнительный поиск Роман, игумен Перекомского монастыря Роман, игумен Перекомского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Роман, игумен Перекомского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Роман, игумен Перекомского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 36 символа