Савва, инок
Савва (2-я пол. XV в.) – инок, автор «Послания на жидов и на еретики», написанного в 1488 г. И адресованного боярину Дмитрию Васильевичу Шеину. Биографические данные о С. Могут быть извлечены только из вступительной части его Послания. С. Именует себя иноком «Сенного острова», – очевидно, речь идет о Троицком Сенновском монастыре, находившемся в Вотской пятине Корельского уезда (Карельский перешеек). Предположение о тождестве С. С автором Послания о Мономаховом венце, бывшим митрополитом Спиридоном-Саввой, никак не обосновано и представляется сомнительным. Поводом к написанию Послания С. Была поездка посла Ивана III Дмитрия Шеина в Крым, в ходе которой он должен был вести переговоры с неким Захарием Скарой Гуил Гурсисом, проживавшим в северном Причерноморье и намеревавшимся перейти на русскую службу.
Захария Скару до 1488 г. Считали в Москве «евреянином». В те же годы архиепископ Геннадий обнаружил в Новгороде еретиков, которым он приписывал, среди прочих заблуждений, склонность к «жидовскому мудрствованию». В связи с этим С. И направил Шеину свое Послание, представляющее собой компиляцию из противоиудейских разделов Палеи Толковой и «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона.Послание С. Не представляется нам сколько-нибудь значительным источником по истории идеологической борьбы кон. XV в. Наиболее оригинальными представляются в Послании С. Выступления в защиту церковного имущества («десятина Мелхиседека») и характерные для обличителей еретиков кон. XV в. Высказывания против неблагочестивых государей.
«Аще бо царь, или князь, или богат, или силный, аще и мнится, гордяся величеством маловременным сим, а не поклоняется богу нашему Спасу господу Исусу Христу, написанному образу его на иконе и не причащается тела и крови Христовы, – той воистину раб есть и проклят». В Захарии Скаре, упоминаемом С., некоторые исследователи видели лицо, идентичное «жидовину Схарии», которого Иосиф Волоцкий объявил в нач. XVI в. В «Просветителе» главным зачинщиком новгородской ереси. Но Захарий Скара Гуил Гурсис был идентичен Захарию Гвизольфи – властителю Тамани (Мартеги) и представителю древней генуэзской католической семьи. Представление о нем как о «жидовине», которое дало повод С. К написанию его Послания, по-видимому, было ошибочным – во всяком случае после 1488 г.
Иван III стал именовать Захарию «князем Таманским», а не «евреянином». Связь между Посланием С. И «Просветителем», возможно, заключалась в ином. Использовав выписки из Палеи, содержавшиеся у С., Иосиф Волоцкий мог заимствовать у С. И имя «жидовина», присвоив его совратителю новгородских еретиков.Изд. Послание инока Саввы на жидов и на еретики / Предисл. С. А. Белокурова // ЧОИДР. 1902. Кн. 3, отд. II. С. 1–94..
Дополнительный поиск Савва, инок
На нашем сайте Вы найдете значение "Савва, инок" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Савва, инок, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 11 символа