Сказание Афродитиана

140

Сказание Афродитиана – переводной новозаветный апокриф, повествующий о знамениях в Персидской земле, сопровождавших рождение Христа, и о поклонении волхвов. Как показал П. Е. Щеголев, греческий оригинал перевода является отрывком из анонимной «Повести о событиях в Персиде», которую он датирует 30-ми гг. V в.Содержание этой повести – прение о вере, происходившее при дворе персидского царя Аррената между христианами, язычниками и иудеями под председательством верховного жреца Афродитиана. Переведенный отрывок из повести, содержащий рассказ Афродитиана, принадлежит, по мнению П. Е. Щеголева, перу Филиппа Сидета.Существуют два перевода С. Первый был сделан в домонгольское время в пределах Южной Руси (древнейший список относится к XIII в.

– ГПБ, F.п.1.39). Второй перевод, согласно предположению П. Е. Щеголева, выполнен в Константинополе или на Афоне в кон. XIV – нач. XV в. Во втором переводе текст озаглавлен «Повесть Афродитиана», а не С., и авторство приписывается Филиппу Презвитеру.Композиционно произведение делится на две части. В первой части рассказывается о том, как в языческую кумирницу в Персии явилась звезда в ночь рождества Христова. Все изваяния пали ниц, кроме статуи Иры (Урании), на голове у которой оказался царский венец. Персидские мудрецы поняли смысл знамения, и были посланы волхвы поклониться Марии и Христу. Во второй части С. Приводится рассказ волхвов (от первого лица) о том, что они видели в Иудее. По мнению П. Е. Щеголева, если первая часть является плодом «дикого синкретизма» христианства и язычества, то вторая представляет собой лишь распространение евангельских сведений.С.

Было широко распространено в древнерусской письменности, и до нас дошло более 50 списков этого произведения. Помимо уже упомянутого списка ГПБ, стоящего несколько особняком, можно выделить две группы списков древнейшего перевода. В одной из них в конце текста сделано прибавление, судя по всему, русское по происхождению. Оно содержит пространную похвалу родившемуся Христу и богородице и как бы восполняет недостаток риторики в повествовательном тексте. Самый ранний список С. Афродитиана с прибавлением относится к XIV в. (ГИМ, Чуд. Собр., № 20). Списки другой группы в целом ряде случаев дают наиболее близкий к греческому оригиналу вариант текста, восстанавливая пропуски в списках с прибавлением в конце текста и в списке рукописи из Толстовского собрания (см., например, сборник начала XV в.

– ГПБ, F.I.202).Из Руси С. В древнейшем переводе попало к южным славянам. Первый список сербского извода датируется XIV в. (издан В. Макушевым).В начале XVI в. Максим Грек подверг С. Критическому разбору («Инока Максима Грека Слово обличительно вкупе и развращательно лживаго писания Афродитиана Персиянина зломудренного». – В кн. Сочинения преподобного Максима Грека. Казань, 1862, т. 3, с. 125), причем он цитирует второй перевод текста. Вообще, по наблюдениям П. Е. Щеголева, в поздней традиции второй перевод получает большее распространение, чем первый. По-видимому, под влиянием обличения Максима Грека, С. С XVI в. Начинает вноситься в индексы. До этого произведение зачастую могло не восприниматься как апокрифическое, что подтверждается «конвоем» С.

В сборниках. Памятник переписывается вместе с творениями Кирилла, епископа Туровского, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого и других авторитетных писателей. Обычно в Минеях и других построенных по календарному принципу сборниках С. Афродитиана приурочивалось к 25 декабря. Под этим же числом произведение включено в ВМЧ.Влияние С. Прослеживается во многих произведениях древнерусской литературы, в частности в «Слове на Рождество Христово о пришествии волхвов» цитируются значительные отрывки из С., восходящие, как правило, к тексту первой группы списков древнейшего перевода. Также, как отметил П. Е. Щеголев, связаны со С. 81 глава Русского Хронографа в первой редакции (предсказания языческих философов) и толкование на «Лествицу» Иоанна Синайского из Палеи Толковой.Научного издания текста памятника по всем спискам нет.Изд.

Лавровский П. А. Описание семи рукописей имп. Санкт-Петербургской Публичной библиотеки. – ЧОИДР, 1858, кн. 4, отд. 3, с. 40–46. ПЛ, вып. 3, с. 73–75. Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 1–4. Novakovic St. Srpsko-slovenski zbornik iz vremena despota Stefana Lazarevica. – Starine, 1878, kn. 10, s. 72–80. Макушев В. О некоторых рукописях Народной библиотеки в Белграде. – РФВ, 1882, т. 7, № 1, с. 9–12. Polivka I. Opisi i izvodi iz nekoliko jugoslovenskih rukopisa u Pragu. – Starine, 1890, kn. 22, s. 195–200. Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 13–20, 149–155. Франко. Апокрифы, т. 2, с. 2–18. ВМЧ, декабрь, дни 25–31. М., 1912, стб. 2259, 2322, 2340. Адрианова-Перетц В. П. Из истории русско-украинских литературных связей в XVII веке. – В кн. Исследования и материалы по древнерусской литературе.

М., 1961, с. 245–299..

Значения в других словарях
Синодик

Синодик – название трех различных памятников письменности. 1) так назывался вселенский синодик, являющийся частью Чина православия, читавшегося в первое воскресение Великого поста, 2) так именовались помянники, книги, в которые записывались имена умерших для церковного поминовения их душ за упокой, 3) под этим же названием существовали и своеобразные сборники, которые включали, кроме поминаний, еще и разнообразные предисловия к ним в виде статей о необходимости поминовения усопших и о состоянии ..

Сказание Анфилога царя о святой литургии

Сказание Анфилога царя о святой литургии – апокриф, повествующий о том, как сарацинский царевич зашел в христианский храм и присутствовал при таинстве евхаристии (причащении). Вместо просфоры в руках священника он видит «закалаемого» младенца, видит множество ангелов, присутствующих при литургии и активно участвующих во всех действиях священника. Анфилог, пораженный виденным, принимает крещение, но его самого и крестившегося под его влиянием царя, его брата, убивают «погани срацини».С. Обнаружен..

Сказание Иеронима о Иуде предателе

Сказание Иеронима о Иуде предателе – анонимное произведение, входящее наряду с Повестью о папе Григории и Повестью о Андрее Критском в группу древнерусских повестей о кровосмесителе. В рукописной традиции встречаются различные варианты заглавия С. «Сказание неложное от мужа праведна и свята западния церкве великаго учителя Иеронима о Иуде, бывшем предателе господа нашего Иисуса Христа, списанное сице начинается». «Сказание учителя церковнаго Иеросалима (!) святаго о Июде, предатели господа нашег..

Сказание о битве новгородцев с суздальцами

Сказание о битве новгородцев с суздальцами – новгородский памятник сер. XIV в. В феврале 1170 г. Объединенные силы нескольких русских княжеств под предводительством Мстислава, сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, пошли походом на Новгород. После трехдневной осады города, 25 февраля, произошло сражение, окончившееся полным поражением суздальских войск. Это событие нашло широкое отражение в древнерусской литературе. Кроме летописных повестей ему посвящено новгородское по происхож..

Дополнительный поиск Сказание Афродитиана Сказание Афродитиана

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание Афродитиана" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание Афродитиана, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 20 символа