Сказание о иконе Богоматери Владимирской

132

Сказание о иконе богоматери Владимирской – рассказ о чудесах святыни Русского государства Владимирской иконы богоматери. Повествование открывается обширным торжественным вступлением в котором кратко пересказываются основные события. «Месяца августа в 26 день. Повесть на сретение чюдотворного образа пречистыя владычица нашея богородица и приснодевы Мариа, его же написа богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную богородицю при животе ея. И како божественная та икона бысть в Рустей земли. Первое во граде Киеве и в Вышеграде, преславно в церкви на воздусе являяся, и како преиде во град Владимерь, и отнеле же нарецашеся икона Владимерьская, и ея же ради вины прииде в боголюбивый царствующий град Москву и паче надежда сугубо чюдесно избавление нам содеа от нахождениа безбожнаго и зловернаго царя Темирь-Аксака.

И о составлении монастыря, иде же сретоша той пречистый богоматери образ» (ГБЛ, Волок. Собр., № 632, л. 226–265).До нашего времени сохранилось более 50 списков произведения XVI–XIX вв., не считая С. В многочисленных списках Степенной книги, Летописном своде Лицевом и в некоторых других летописях. Относительно времени создания С. В исследованиях высказывались разные мнения. Так, С. К. Шамбинаго указал на сходство произведения с литературой XIV в., считая, что его автор был одновременно и создателем Повести о Темир-Аксаке. Н. И. Тотубалин, напротив, отметил поздний характер С. По сравнению с Повестью о Темир-Аксаке, но не пытался датировать произведение. В. П. Гребенюк, посвятивший С. Несколько исследований, пришел к выводу, что оно было написано непосредственно для Лицевого свода Ивана Грозного, составленного в 1553, 1554–1560 гг.

(Гребенюк В. П. Лицевое «Сказание...». С. 340, 342). Однако, по мнению Б. М. Клосса, работа над Лицевым сводом проходила позднее, в 1568–1576 гг. (Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 245–249, 265), а к этому времени С. Уже было написано и читалось в Степенной книге, созданной, по мнению исследователей, в 1560–1563 гг., и в рукописных сборниках, датируемых по филиграням 50-ми гг. XVI в. 1) ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, ф. 304, № 793, сборник 1-й трети XVI в. Листы, на которых помещен отрывок С. (6 об.–7 об.), написаны иным почерком, чем весь сборник, и датируются 1559 г. 2) ГБЛ, Волок. Собр., № 632, сборник житий святых 1540–1550-х гг.Создавая большое компилятивное произведение, автор привлек к работе значительное количество источников, основными из которых стали.

Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери XII в., Повесть о Темир-Аксаке в редакции Летописи Никоновской и рассказ о завоеваниях Тимура до похода на Русь, по-видимому, также из Никоновской летописи. Для необходимых дополнений и уточнений создатель С. Использовал Повесть о Темир-Аксаке редакций А (типа Летописи Софийской II) и Б из Летописного свода Московского великокняжеского кон. XV в. Из летописных источников, подобных известиям Никоновской летописи и статьям, предшествующим Комиссионному списку Летописи Новгородской I младшего извода, он черпал сведения, отсутствующие в главных источниках. Смерти Юрия Долгорукого, чуде и строительстве церквей в Боголюбове, подробностях строительства Успенского собора во Владимире и явлении Владимирской иконы великому князю Всеволоду за Суздалем.

Из нелетописных источников (Сказание о чудесах иконы Римляныни и Сказание о иконе богоматери Тихвинской) автор составляет рассказ о чудесах и явлении на Тихвине Лидской иконы богоматери. В С. Он также упоминает о создании Успенского собора Киево-Печерского монастыря, о покровительстве богородицы митрополиту Петру и Сергию Радонежскому.Рассказы о чудесах богородичных икон имели большое публицистическое значение. Автор С. Стремился подчеркнуть общегосударственную значимость культа Владимирской иконы, покровительствовавшей еще в XII в. Киеву и Владимиру, а с кон. XIV в. Столице Русского государства – Москве. Мысль об особом покровительстве богородицы столице, об избранности Москвы среди других русских городов становится доминирующей в С.

Сообщая о перенесении иконы Владимирской богоматери из Царьграда в Киев, а также сравнивая ее историю с историей «хождения» из Византии в Рим византийской святыни – Лидской иконы богоматери, впоследствии «поселившейся» на Руси, в районе Тихвина, автор С. Развивает основное положение теории «Москва – третий Рим» – идею о византийском наследии.Большинство списков произведения без изменений передают текст С. Степенной книги, но в рукописных сборниках встречается его расширенный вариант, в котором основной текст дополняется рассказом о «демократических» чудесах Владимирской иконы, заимствованным из Сказания XII в. (ГИМ, Синод. Собр., № 555, сборник житий и похвальных слов, кон. XVI – 1-я пол. XVII в., л. 864–889).Обширный круг источников, использованных автором, мастерство их обработки, торжественность и эмоциональность стиля, общегосударственное значение выдвинутых идей указывают на образованность и незаурядные литературные способности создателя С.

Не исключено, что автором его мог быть митрополит Макарий или составитель Степенной книги царский духовник, протопоп Благовещенского собора Афанасий.Идейная направленность С. Существенно повлияла на его жанр. По определению П. Г. Васенко, это торжественное Слово, читаемое в особо торжественные дни (Васенко П. Г. «Книга Степенная Царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. Ч. 1. С. 228, примеч. 3). Но уже в XVI в. Произведение переписывали в сборники для ежедневных чтений. История Владимирской иконы была переработана для статей кратких летописцев, она пересказывалась в известиях о чудесах богородичных икон, а миниатюры Лицевого свода стали образцами для Росписей ярославских церквей и клейм икон Владимирской богоматери.Изд.

ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. Прил. С. 243–254. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 424–440..

Значения в других словарях
Сказание о двенадцати снах Шахаиши

Сказание о двенадцати снах Шахаиши – древнерусский переводной памятник, восходящий к персидскому прототипу. Перевод был сделан, по-видимому, со среднеперсидского языка, о чем можно судить по среднеперсидским формам слов, сохранившимся в С. Шахаиша (перс. Шахиншах, т. Е. Царь царей), Ириин (перс. Иран), Амера (Амер, т. Е. Митра).Язык перевода С. Содержит много архаизмов, что позволяет относить его к числу древнейших переводов эпохи Киевской Руси.В С. Повествуется о том, как мудрец Амера (Митра) т..

Сказание о Железных вратах

Сказание о Железных вратах – рассказ, записанный со слов русского путешественника, побывавшего в 1436–1447 гг. В Дербенте и Ширване (Ю. К. Бегунов), или отрывок из хожения неизвестного русского автора, возможно, находившегося в составе посольства (В. А. Кучкин). Ю. К. Бегунов обратил внимание на близость манеры повествования С. И Хожения Василия гостя 1465–1466 гг. И высказал предположение, что автором С. Мог быть тот же купец.В С. Описаны укрепления Дербента, содержатся краткие сведения о его п..

Сказание о иконе Богоматери Иверской

Сказание о иконе богоматери Иверской – предание, рассказывающее о происхождении одной из самых знаменитых святынь православного мира – чудотворной иконы божьей матери, находящейся в Иверском Афонском монастыре. Поскольку икона пребывает в храме при внутренних вратах этой обители, она называется еще Портаитисса (Вратарница). День празднования ее – вторник Светлой седмицы. Согласно популярному в средние века апокрифу (он отразился в распространенной в древнерусской письменности статье – «Воспомина..

Сказание о иконе Богоматери Тихвинской

Сказание о иконе богоматери Тихвинской – легенда кон. XV–XVI вв. О чудесных обстоятельствах появления и перемещения иконы сначала над рекою Оятью около селения Выченицы, затем в местности Кожел над Куковой горой, наконец, над рекою на Тихвине, о возникновении культа ее и создании в связи с этим церкви Успения богоматери в Тихвине.С. Сохранилось в большом числе списков с различиями в передаче деталей и с добавлениями новых известий, связанных с дальнейшим развитием культа иконы. Начатое В. М. Кир..

Дополнительный поиск Сказание о иконе Богоматери Владимирской Сказание о иконе Богоматери Владимирской

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание о иконе Богоматери Владимирской" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание о иконе Богоматери Владимирской, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 40 символа