Сказание о князьях владимирских

128

Сказание о князьях владимирских – литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе С. Лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой же – якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в С., повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено, и о существовании их до нач. XVI в. Ничего неизвестно. В 10-х гг. XVI в. (во всяком случае до 1523 г.) легенды были соединены в церковно-публицистическом Послании Спиридона-Саввы.

На основании Послания примерно в это же время (не позднее 1527 г.) была составлена 1-я редакция С. Авторы С. Преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства. Идеи С. Были использованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была использована составителями Летописи Воскресенской, позднее была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 г., включена в Степенную книгу. Текст С. Был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась 2-я редакция. Рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был помещен как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г.Имя автора С.

До нас не дошло. Однако в научной литературе высказано несколько предположений о возможном авторе этого произведения. Догадки об авторе определяются временем, которым исследователи датируют С. И. Жданов относил его к кон. XV в., считая, что Спиридон-Савва для своего Послания воспользовался уже существовавшим текстом С. По мнению И. Жданова, в кон. XV в. Автором такого произведения скорее всего мог быть Пахомий Серб, который много трудился по заказу московского правительства (Жданов И. Повесть. С. 111–112). А. А. Зимин тоже считает, что С. Было создано в кон. XV в., но появление его связывает с конкретными политическими обстоятельствами – организацией торжественного венчания Иваном III своего внука Дмитрия (1498 г.). А. А. Зимин не называет никакого определенного лица как возможного автора, но и не считает создателем С.

Пахомия Серба. В последнее время А. А. Гольдберг высказал новую догадку об авторе первоначальной редакции С., которая, как он считает, до нас не дошла и была написана в кон. 1510 – нач. 1520-х гг. Этим автором, по его мнению, мог быть Дмитрий Герасимов, литературно образованный и занимавшийся переводческой деятельностью русский дипломат, «способный воплотить в конкретной форме новые историко-политические идеи, сложившиеся в московских правящих кругах» (Гольдберг А. Л. К истории. С. 211). Как в случае с Пахомием Сербом, так и с Дмитрием Герасимовым нельзя признать высказанную догадку за установленный факт, который был бы серьезно аргументирован. Безусловно одно. С. Было создано в среде, тесно связанной с великокняжеской властью, если и не непосредственно, то через какое-то высокопоставленное лицо.

Впервые легенды по тексту С. Были использованы как официальная версия в Воскресенской летописи. Изучение обстоятельств создания этой летописи поможет в выявлении литературного круга, где было написано С.Изд. Жданов И. Повесть о Вавилоне и «Сказание о князьях владимирских» // И. Жданов. Русский былевой эпос. СПб., 1895. С. 62–150. Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М. Л., 1955. С. 171–213..

Значения в других словарях
Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских

Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских – севернорусское житие, представленное четырьмя редакциями, создававшимися в XVI–XVII вв. В редакции С., написанной Сергием Шелониным, читаем. «Обычай есть в Примории живущим человеком от моря утопших человек взимати телеса и земли предавати погребению, дабы зверие не растерзали и птицы небесные не расторгали». Могилы эти, по-видимому, пользовались у населения поморских сел культовым почитанием. В одних случаях местные власти уничтожали их (см. Максимов С. Г..

Сказание о Китоврасе

См. Апокрифы о Соломоне. ..

Сказание о Мамаевом побоище

Сказание о Мамаевом побоище – памятник Куликовского цикла, наряду с «Задонщиной», краткой и пространной летописной Повестью о Куликовской битве. Из всех произведений цикла С. – самый подробный и сюжетно-увлекательный рассказ о битве на Куликовом поле в 1380 г. С. Сообщает целый ряд подробностей как о подготовке к Куликовской битве, так и о самом сражении, не зафиксированных другими источниками. Так, например, только в С. Обстоятельно рассказано о действиях засадного полка серпуховского князя Вла..

Сказание о обретении мощей Григория...

См. Иоасаф, игумен Данилова монастыря. ..

Дополнительный поиск Сказание о князьях владимирских Сказание о князьях владимирских

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание о князьях владимирских" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание о князьях владимирских, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 31 символа