Сказание о победе над волжскими болгарами...

181

Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях. «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Начало. «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати») – одно из программных произведений владимирской литературы 60-х гг. XII в., отразившее создание сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси.Согласно С., победа в день 1 августа сопутствует не только воинам Андрея Юрьевича Боголюбского, но и Мануилу Комнину в походе против сарацын, причем владимирский князь и византийский император показаны равными в славе и достоинстве.

На С. Повлияло переводное «Слово о явлении честного креста и о победе». Явлению «божественного луча огнена» Андрею Боголюбскому и его полку в сцене битвы 1164 г. С волжскими болгарами прямую параллель составляет видение лабарума – «божественной победы» – римскому императору Константину перед битвой при Сакса Рубра. Текст благодарственного моления Андрея за победу в походе близко повторяет этикетное моление Владимира I в Повести временных лет под 996 г. В отличие от «Слова великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» (см. Андрей Юрьевич Боголюбский) С. Приписывает учреждение нового церковно-государственного праздника Владимирской Руси не только лично князю Андрею Боголюбскому, но и византийским иерархам – императору Мануилу, патриарху Луке, а также грекам – киевскому митрополиту Константину и ростовскому епископу Нестору.С.

Дошло в трех редакциях и более чем в 30 списках. Из них наиболее ранние – в пергаменных списках Пролога. ГПБ, собр. ПДА, А1/264, XIV–XV вв. И ГБЛ, собр. Рогож. Кладб., № 511, XIV–XV вв. Первая, основная редакция С. Имеет 4 варианта. Варианты 1 и 2 имеют различные продолжения основного текста С. 1) описание храмового праздника 1 августа (см. Списки. ГПБ, F.I, 257, XVI в. ГБЛ, собр. Рогож. Кладб., № 560, XVI в. Калининский гос. Обл. Арх., № 1153, XVI в.). 2) особое Установление о постах на праздник 1 августа (см. Списки. ГПБ, собр. ПДА, А1/264. ГБЛ, собр. Большакова, № 195). Вариант 1 принадлежит, по-видимому, епископу Феодору (ум. 1169 г.), который боролся вместе с Андреем Боголюбским за автокефалию владимирской кафедры. Вариант 2, по-видимому, редактировал епископ грек Леон, выступавший в Ростове против автокефальных притязаний Владимира (нач.

1170-х гг.). В варианте 3, опубликованном В. О. Ключевским в 1878 г. Вместе со Сказанием о чудесах Владимирской иконы богоматери, продолжения основного текста сняты, а в конце добавлен молитвенный текст, который Н. Н. Воронин приписывал Андрею Боголюбскому. Вариант 4 содержит основной текст С. Без продолжений и дополнений (списки. ГБЛ, собр. Рогожского кладб., № 511. ГБЛ, собр. Егорова, № 637).Вторая редакция С. – краткая летописная. Она читается в составе Летописи Лаврентьевской и опубликована В. О. Ключевским по списку Минеи. Редакция трактует победу 1164 г. Над волжскими болгарами как новое чудо Владимирской иконы богоматери. По мнению Б. А. Рыбакова, она датируется началом 70-х гг. XII в. (см. Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве».

М., 1972, с. 110, примеч. 47).Третья редакция С. Представляет собой соединение текста 4 вар. 1-й редакции со «Словом великого князя Андрея Боголюбского о милости божией». Возникла она не ранее кон. XIII – нач. XIV в. Опубликована И. Е. Забелиным в 1895 г. В печатном Прологе на 1 августа помещен текст «Сказания», близкий к 1-му варианту 1-й редакции.С. Существенно переосмысливает фабульное ядро воинской повести, изображая поход Андрея Боголюбского с литературно-публицистических и государственно-идеологических позиций, и принадлежит к жанрам историко-легендарного повествования Владимирской литературы второй половины XII в.Изд. Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. СПб., 1878, с. 21–28 (изд. ОЛДП, № 30).

Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. Изв. И заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46. Лаврентьевская летопись. – ПСРЛ, т. 1. М., 1962, стб. 352–353. Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij. The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91..

Значения в других словарях
Сказание о Мамаевом побоище

Сказание о Мамаевом побоище – памятник Куликовского цикла, наряду с «Задонщиной», краткой и пространной летописной Повестью о Куликовской битве. Из всех произведений цикла С. – самый подробный и сюжетно-увлекательный рассказ о битве на Куликовом поле в 1380 г. С. Сообщает целый ряд подробностей как о подготовке к Куликовской битве, так и о самом сражении, не зафиксированных другими источниками. Так, например, только в С. Обстоятельно рассказано о действиях засадного полка серпуховского князя Вла..

Сказание о обретении мощей Григория...

См. Иоасаф, игумен Данилова монастыря. ..

Сказание о последних днях митрополита Макария

Сказание о последних днях митрополита Макария, именуемое в рукописях «О немощи и о преставлении и о погребении Макария, митрополита всея Русии» (нач. «В лето 7072-го сентября в 15 день на память великомученика Никиты Макарий, митрополит всея Русии, пел молебны...»), повествует о болезни, кончине и погребении митрополита всероссийского. В нем рассказывается, как после свершения молебна в Успенском соборе в Москве 15 сентября 1563 г. Митрополит, вернувшись «в кельи», тяжело занемог. Почувствовав п..

Сказание о построении храма святой Софии

Сказание о построении храма святой Софии («Сказание о создании церкве святые Софии еже в Костянтине граде». «Сказание о Софии Цареградской») – произведение, возникшее в Византии не позднее сер. IX в. И до XV в. Переведенное на Руси. Греческий оригинал сохранился в списках XII в. Древнерусские списки С. Относятся к XV–XVII вв. Оно известно в составе Летописца Еллинского и Римского второй редакции и в составе Хронографа Русского. В сборниках С. Встречается редко. Исследователями отмечалась насыщен..

Дополнительный поиск Сказание о победе над волжскими болгарами... Сказание о победе над волжскими болгарами...

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание о победе над волжскими болгарами..." в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание о победе над волжскими болгарами..., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 44 символа