Сказание о человецех незнаемых...

178

Сказание «О человецех незнаемых в восточной стране» встречается в древнерусских рукописях с XVI по XVIII в. Оно представляет собой первое полуреальное, полуфантастическое описание сибирских народов, которые собирательно называются в нем «самоедь», что идентично терминам «инородцы», «дикари». В действительности речь идет о ненцах, хантах и манси. В С. Перечислено девять видов «самоеди», причем всякий раз сообщается об их образе жизни, промыслах и товарах, которыми они располагают. «Сия же люди не велики возрастом, плосковиды, носы малы, но резвы велми и стрелцы горазди, а ездят на оленех и на собаках, а платье носят соболие и оленье, а товар их соболи». Песцы, пыжи, соболи, оленьи кожи, бобровая струя и продукты рыболовства интересовали автора в первую очередь.В С.

Нет названия «Сибирь», известного на Руси уже официально в сер. XVI в. (оно встречается в 1564 г. В титуле Ивана Грозного в грамоте английскому королю Эдуарду VI), а неофициально и раньше – в 1483 г. В описании похода на Асыку вогульского князя. В HIVЛ 2-й пол. XV в. Под 1364 г. Есть известие о походе новгородцев в Югорскую землю и упоминается река Обь, а в сер. XV в. Название «Сибирь» появляется на иностранных картах. Поэтому датировать С. Можно кон. XV или нач. XVI в. Его автором скорее всего мог быть новгородский купец, ходивший за Урал с торговыми целями и почерпнувший там легенды, отразившиеся в С.Но прежде всего произведение тяготеет к деловой письменности, сообщая реальные данные о сибирских землях – Югорской земле, Малгозее, Байде, возможно, и об Алтае.

По характеру изложения оно напоминает Записки Афанасия Никитина в тех фрагментах, где он говорит о географии, обычаях и товарах Индии. К такого же рода географическим заметкам можно отнести статьи «От Странника» в сборнике XV в. Монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Кстати, и у Афанасия Никитина встречаются полуфантастические сведения (о птице Гукук, об обезьяньем царе). Возможно, и Хожение Афанасия Никитина, и С. Писались по определенным шаблонам купеческих путевых записок, не дошедших до нас.С другой стороны, вся фантастическая, легендарная часть С., основанная на слухах, преувеличенных, неверно понятых фактах, наконец, просто на местных легендах, делает С. Произведением литературным, даже беллетристическим.

Фольклорист Г. Л. Венедиктов находит параллели между современным фольклором Русского Устья (на Индигирке) и сюжетами С. – о людях, умирающих на зиму и оживающих весной, о людях без головы с лицом на груди, о волосатых людях. Один из первых издателей С. Д. Н. Анучин пытается для каждого сказочного сообщения найти его реальную основу или, по крайней мере, легенду. Так, в людях, ходящих под землей, он предполагает алтайских рудокопов. Мертвый город, расположенный на острове, возник в воображении из нагромождения скал, а сведения о «немой» заочной торговле подтверждаются этнографическими примерами. Рассказ о людях без голов и с лицом на груди имеет своим источником непривычный вид цельнокроенной меховой одежды, известной даже в рисунках А.

Олеария. Можно добавить, что описание медицины шаманов. «да есть у них лекари, у которого человека внутри не здраво, и они брюхо режут, да нутро вынимают и очищают и пакы заживляют», – соответствует недавнему обсуждению в прессе проблемы филиппинской «бескровной» хирургии. Интерес к подобного рода легендам о диких народах присущ как древним, так и средневековым литературам, в том числе и древнерусской (в Александрии, в «Откровении» Мефодия Патарского, в Сказании о Индийском царстве, в Космографии и др.). Однако С. Не испытывает влияния книжных источников, являясь произведением вполне оригинальным.Оно нашло отголосок в более поздних произведениях. Путешественник А. Дженкинсон, пять раз ездивший в Москву (1557–1571 гг.), в своем сочинении-отчете Лондонской торговой (Московской) компании приводит перевод несколько сокращенного начала С.

Переводчиком Дженкинсона был его спутник Ричард Джонсон, заимствовавший эти рассказы из русского источника со ссылкой на холмогорца Федора Товтыгина (Hakluyt’s. «Collection of the early Voyages Travels and Discoveries of the English Nation». 1809. Vol. 1). Некоторые эпизоды С. Совпадают с сочинением Герберштейна, обращавшегося к русскому «дорожнику». Страны, упоминаемые в С., фигурируют на картах Сибири, составленных в XVI и XVII вв. Западноевропейскими путешественниками. В XVII в. Схожие со С. Легенды попадают в поздние Космографии и в «Историю Сибирскую» С. У. Ремезова. Таким образом, С. Интересовало русских и западноевропейских историков, географов, купцов. Занимательно-беллетристический характер произведения поддерживал интерес к нему на протяжении нескольких столетий.

По мере освоения Сибири и более полного знакомства с ней его справочно-этнографический материал терял свое значение. В дальнейшем (в XVII и XVIII вв.) С., вероятно, бытовало уже только как произведение беллетристического жанра.Самый ранний список С. – 1-й пол. XVI в. – ГПБ, Солов. Собр., № 954/844, был положен в основу публикаций памятника, впервые изданного Н. Фирсовым в 1866 г. В работе «Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве» (Казань, 1866). Однако по-настоящему С. Было введено в научный оборот Д. Н. Анучиным, издавшим его по Соловецкому списку с разночтениями еще по нескольким рукописям XVI–XVIII вв. Вслед за Анучиным текст С. Издал А. Титов по рукописи XVI в. ГПБ, собр. Погодина, № 1572.Изд.

Анучин Д. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности. 1890. Т. 14. С. 227–313. Сибирь в XVII веке. Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях / С предисл. А. Титова. М., 1890. С. III–IV, 3–6..

Значения в других словарях
Сказание о смерти некоего мистра...

«Сказание о смерти некоего мистра великого, сиречь философа» – перевод XVI в. Памятника польской средневековой поэзии XV в., известного под названием «De morte prologus», или «Разговор магистра Поликарпа со Смертью». Польский оригинал, автор которого не известен, написан на религиозную тему, но сатирическая и юмористическая направленность разработки этой темы поставили его в число значительных произведений польской средневековой поэзии.Русский перевод оказался лишенным этого своеобразия. В целом..

Сказание о убиении... князя Михаила Черниговского...

Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. В Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. В 80–90-е гг. XII в.) и, сопровождавший князя в его поездке в Орду за получением ярлыка на Черниговское княжение, боярин Феодор. Гибель Михаила и Феодора в Орде была истолкована как мученическая смерть за христианскую веру, они были признаны святыми и канонизированы русской церковью. О гибели черниговского князя и его бояр..

Сказание о чудесах Владимирской иконы...

Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. От одноименного «Сказания о Владимирской иконе богоматери» второй половины XVI в.). Рукописная традиция донесла до нас около 20 списков этого произведения, самый ранний из которых датируется 60–70 гг. XV в., а самый поздний относится к концу XVII в. Нем..

Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской

Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской написано по летописным записям XIV в. И рассказывает о князе Юрии Святославиче, изгнанном литовцами из Смоленска, получившем затем от великого князя Василия Дмитриевича в удел Торжок и опозорившем себя убийством своего вассала и его жены Иулиании Вяземской. (Указания на летописные сведения о Юрии Святославиче, Симеоне Вяземском и Иулиании Вяземской см. В статье М. О. Скрипиля). По мнению М. О. Скрипиля, первоначальная редакция С. («О великом княз..

Дополнительный поиск Сказание о человецех незнаемых... Сказание о человецех незнаемых...

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание о человецех незнаемых..." в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание о человецех незнаемых..., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 33 символа