Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе)

128

Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе) – цикл переводных и оригинальных памятников разных жанров (гомилии, памяти, сказания о чудесах), связанных с почитанием Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча, согласно евангельскому рассказу (см. Мф., I. Лук., III и др.), предуготовлял еврейский народ к крещению, крестил многих и в числе их самого Иисуса Христа, почтив его и провозгласив сыном божьим. За обличение связи тетрарха Иудеи Ирода Антипы с женой его брата – Иродиадой Иоанн был заточен. Дочь Иродиады угодила Ироду своей пляской и попросила в награду голову Иоанна. Тот был обезглавлен.С церковными праздниками в память зачатия, рождения, усекновения главы и обретения главы Иоанна связано множество широко распространенных в древнерусской книжности памятников.

А) гомилии на зачатие Иоанна (см. ВМЧ под 23 сентября). Слово на зачатие Иоанна Предтечи (нач. «Понеже убо преблагий бог и человеколюбец...»). Слово похвальное на зачатие Иоанна Предтечи (нач. «Любовницы, доброгоден день, строин праздник, соборная радость...). Б) гомилии на рождество Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 24 июня). Поучение на рождество Иоанна Предтечи (нач. «Подобно есть, братие, со испытанием всяку правду творяще...»). Поучение на рождество Иоанна Предтечи (нач. «В праздники святых и соборех божественных...»). Слово на рождество Иоанна Предтечи, написанное Григорием Цамблаком (нач. «Креститель нам днесь раждается...»). Григория папы римского слово на рождество Иоанна Предтечи (нач. «В одно время слышав Иоанн во узилищи дела Христова...»).

Похвальное слово на рождество Иоанна Предтечи (нач. «Присно текыи источник божества...»). Слово Афанасия Александрийского на рождество Иоанна Предтечи (нач. «Ниву убо насохшую и зверем в попрание быти оставленную...»). Слово похвальное святому славному пророку и Предтече (нач. «Начало мирскыа радости, яже и Захарии...»). Слова Иоанна Златоуста на рождество Иоанна Предтечи (нач. «Солнцу сему хотящу видимому изити...» и «Благовременен день праздника...»). Слово похвальное на рождество Иоанна Предтечи (нач. «Славию некоему велегласну подобяся...»). В) гомилии на усекновение главы Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 29 августа). Слова Иоанна Златоуста на усекновение главы (нач. «Паки Иродия бесится, паки метется, паки пляшет...» и «Якоже се муж етер любяи пустыню...»).

Слово Григория Цамблака на усекновение главы Иоанна Предтечи (нач. «Паки Иудея жадает пророческыа крове...»). Поучение на усекновение главы (нач. «Лют убо, братие, воистину блудный грех...»). «Житие и усекновение честнаго пророка. Списано от ученика его Иоанна, сиречь Марка» (нач. «Исполнившимся летом пять тысящ и пятии стом...»). Слово на усекновение Иоанна Предтечи (нач. «Родившуся Иисусу в Вифлиоме...»). Г) памятники, связанные с празднованием обретения главы Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 24 февраля и 25 мая). Память (?) Иоанна Предтечи (нач. «Явися требогатый вселенский апостол...»). «Сказание, како обретена бысть честная и всехвалная глава Иоанна Предтечи» (нач. «Инока два от востока устремишася...»). Слово на обретение главы Иоанна Предтечи (нач.

«Праведный аще постигнет скончатися...»). Слово похвальное Федора Студийского на обретение главы Иоанна Предтечи (нач. «Третие явление Предтечевы памяти...»). Похвала обретению главы (нач. «Бысть во дни Ирода царя глас...»).Памяти и слова на зачатие, рождество, усекновение главы и на обретение главы и руки Иоанна Предтечи входят в Пролог под 23 сентября, 24 июня, 29 августа, 24 февраля, 25 мая и 7 января.Помимо перечисленных выше памятников назовем также «Слово Евсевия (в разных рукописях оно приписывается то Евсевию Александрийскому, то Евсевию Самосатскому) о сошествии Иоанна Предтечи в ад» (нач. «Возлюбленно, добро есть нам нарещи, каково благовещение Иоанна Предтечи...»), читающиеся в ВМЧ под 5 сентября «Слово похвальное Климента Охридского на память пророка Захарии и о рождении Иоанна Крестителя» (нач.

«Свет восия праведнику и правым сердцем веселие...») и «Слово о рождестве Иоанна Предтечи и о умертвии отца его Захарии» (нач. «В лето четверодесятное Ироду царствующу, взискание сотвори...»), «Похвальное слово Иоанну Крестителю Климента Охридского» (нач. «Приде Исус от Галилея на Иордан к Иоану крестити ся от него...»), а также Похвалу обретению главе Иоанна Крестителя («Бысть в дни Ирода царя глас к Иоанну...») и Поучение (Похвалу) в неделю по рожестве Иоанна Предтечи (нач. «Братье, присно жадая спасения господь бог нашь...») – последние два памятника, как и ряд из вышеназванных, уверенно или предположительно атрибутируются Клименту Охридскому.Небольшая статья (источник ее пока не установлен) – «Сии Антипа Ирод поя Иродьяду.

Главу Предтечеву усекнути» входит в состав Хронографа по великому изложению и через его посредство в Летописец Еллинский и Римский второй редакции и Палею Хронографическую (см. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 246, 291).Три фрагмента из памятника «Житие и усекновение. Крестителя Иоанна» вошли в состав 111 главы Русского хронографа редакции 1512 г., где образуют статьи. «О крещении господни и о Иоанне Предтечи от житиа его», «Сие от житиа Предтечева» и «От жития Предтечева». Читающиеся в той же главе статьи «От списания Иосипа Евреина» и «Разрешает сон господень Предотеча Иоанн Ироду Филиппу», также повествующие об Иоанне, не имеют отношения к рассматриваемому циклу, а являются выдержками из славянского перевода «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (ср.

Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М. Л., 1958, с. 250–251 и 257).Из старших славянских сборников, содержащих слова и поучения об Иоанне Предтече, упомянем так называемый Златоуст Ягича (ГПБ, Q.п.1.56), где на л. 66–72 читаются. «Слово святаго Иоанна Златоустаго. Похвала Иоанну Крестителю» (нач. «Прииде Иисус от Галилеи на Иордан...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на усекновение Иоанна Крестителя» (нач. «Пакы Иродья бесится, паки метется, паки мутится...»), «Слово святаго Иоанна Златоуста на усекновение главы Иоанна Крестителя» (нач. «Яко се муж един любяи пустыню на месте лесне...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на обретение главы Иоанна Предтечи» (нач. «Бысть в дни Ирода царе усекновение святаго Иоана...»), «Слово святаго Иоана Златоустаго на рождьство святаго Иоана Крестителя» (нач.

«Елисавефи же рече еуангелист...»), а на л. 245–249 об. – «Слово святаго Иоанна Златоустаго на рождьство крестителя Иоажа» (нач. «Понеже убо преблагы бог и человеколюбець не презре рода человечьскаго»). Слово Евсевия Александрийского о сошествии Иоанна Предтечи в ад читается в сборнике XII–XIII вв. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 12 и в сборнике № 11 того же собрания, относящегося к XIV в., а также в Успенском сборнике XII–XIII вв. – ГИМ, Синод. Собр., № 1063/4. Слово Климента Охридского на рождество Иоанна Предтечи входит в состав сборника XII в. (ГПБ, F.n.I, 46).На русской почве слагались сказания о чудесах от церкви Иоанна Предтечи. Они изданы в ПЛ (вып. 1, с. 251–252) и А. И. Никольским (Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития святого Иоанна Предтечи и крестителя господня.

– ИОРЯС за 1907 г., т. 12, кн. 3, 1908, с. 98–116).Изд. Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 41–43, 204–214. Антоний. Памятники древнеболгарской проповеднической письменности. – ПС, 1881, декабрь, с. 350–358. Ундольский В. М. Климент, епископ словенский. М., 1895, с. 23–33. ВМЧ, сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868, стб. 271–281. Сентябрь, дни 14–24. СПб., 1869, стб. 1356–1370. Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. Подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971, с. 358–368. Климент Охридски. Събр. Съч. София, 1970, т. 1, с. 158–185, 378–396. 1977, т. 2, с. 35–51, 259–268, 370–415, 807–813..

Значения в других словарях
Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской

Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской написано по летописным записям XIV в. И рассказывает о князе Юрии Святославиче, изгнанном литовцами из Смоленска, получившем затем от великого князя Василия Дмитриевича в удел Торжок и опозорившем себя убийством своего вассала и его жены Иулиании Вяземской. (Указания на летописные сведения о Юрии Святославиче, Симеоне Вяземском и Иулиании Вяземской см. В статье М. О. Скрипиля). По мнению М. О. Скрипиля, первоначальная редакция С. («О великом княз..

Сказание... о приходе... Максима Грека

См. Сказания о Максиме Греке. ..

Сказания о Максиме Греке

Сказания о Максиме Греке – рассказы о жизни, писательской и просветительской деятельности Максима Грека, иногда с подробностями сомнительной исторической ценности в духе житийного этикета. Интерес ученых к этим памятникам обусловлен не только содержащимися в них сведениями о древнерусском писателе, но и сообщением С. О легендарной библиотеке московских государей XVI в. Сохранилось четыре пространных С. О Максиме Греке, причем датировка и атрибуция трех из них до сих пор остаются спорными.1. «Ска..

Слова на Покров

Слова на Покров – цикл древнерусских памятников, созданных в связи с праздником Покрова богородицы (1-е октября), учрежденным Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире в 60-х гг. XII в. Праздник установлен в память о чуде явления богоматери св. Андрею Юродивому. Согласно Житию Андрея Юродивого, во Влахернской церкви в Константинополе ему было видение богородицы, осенившей народ своим покровом (омофором) и молившейся «за весь мир». Покров, означавший божественную защиту и милосердие, стал почита..

Дополнительный поиск Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе) Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 39 символа