Слова на Покров

133

Слова на Покров – цикл древнерусских памятников, созданных в связи с праздником Покрова богородицы (1-е октября), учрежденным Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире в 60-х гг. XII в. Праздник установлен в память о чуде явления богоматери св. Андрею Юродивому. Согласно Житию Андрея Юродивого, во Влахернской церкви в Константинополе ему было видение богородицы, осенившей народ своим покровом (омофором) и молившейся «за весь мир». Покров, означавший божественную защиту и милосердие, стал почитаться на Руси как символ особого покровительства богородицы русской земле. Культ Покрова по своему происхождению есть византийский культ Влахернской божьей матери – покровительницы града (skepe или episkepsis). По всей видимости, на Руси он был первоначально принят в Киево-Печерском и соседнем с ним Влахернском монастырях.

Праздник Покрова нашел отражение в древнерусской иконографии (см., например. Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899, вып. 6, с. 68–83. Кондаков Н. П. Иконография богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 56–59, 92–104. Lathоud R. P. D. Le thème iconographique du «Pokrov» de la Vièrge. – In. L’art byzantin chez les slaves, Paris, 1932, t. 2, p. 302–314. Медведева Е. С. Древнерусская иконография Покрова. – Рукоп. Дисс. Арх. Ин-та археол. АН СССР, р-2, № 1728. Миляева Л. С. Памятник Галицкой живописи XIII в. – Сов. Археол., 1965, № 1, с. 249–258. Лазарев В. Н. 1) Снетогорские росписи. – В кн. Русская средневековая живопись. М., 1970. 2) О дате одной новгородской иконы. – В кн. Новое в археологии. М., 1972, с. 247–253).В цикл входят проложное Сказание, служба и пять похвальных слов.1.

«Проложное сказание» (нач. «Страшное и чюдное видение...») – краткая заметка, в которой излагается видение Андрея и сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя. Заметка составлена в конце XII в. Специально для внесения нового праздника в Пролог. Она читается во всех сентябрьских Прологах на 1-е октября. Вместе с другими статьями из Пролога Сказание вошло в ВМЧ.2. Служба на Покров, написанная, по-видимому, одновременно с установлением праздника, впоследствии неоднократно переделывалась и распространялась. Старший список – ГИМ, Синод. Собр., № 431, второй половины XIV в., л. 126–128.В цикл входят также пять С.1. «Слово похвальное честному Покрову пресвятыя богородица» (нач.

«Понеже убо человеческий род...»), написанное Пахомием Сербом в 1460-х гг. Для новгородского епископа Ионы. Это риторическое сочинение, содержащее объяснение происхождения праздника Покрова и похвалу богородице. В распоряжении Пахомия были «Проложное сказание» и Служба на Покров. Слово внесено в ВМЧ под 1-м октября.2. «Слово похвально на святый Покров пречистыя богородица» (нач. «Сладчаиши убо во временех весна...») – пространное компилятивное сочинение, известное в рукописях XVI–XVIII вв. Содержит толкование происхождения и значения праздника Покрова и молитвенные обращения. Общий план взят у Пахомия, и поэтому датировки Е. С. Медведевой – XIV в. И Н. Н. Воронина – XII–XIV вв. Неприемлемы, текст уснащен цитатами из «Проложного сказания» и Службы, а также многочисленными гимнографическими шаблонами.

Датируется, вероятно, началом XVI в. С. Внесено в ВМЧ под 1-м октября.3. «Поучение на Покров богородицы» (нач. «Многа и различна торжества и праздницы...») – слово нравоучительного содержания. Составлено в XV в. Иноком неизвестного монастыря. Встречается редко. Старший список – ГБЛ, собр. Большакова, № 66, XV в., л. 204 об.–214 об.4. «Слово похвальное на Покров» (нач. «Светлое и преславное настоящее торжество...») – малооригинальное сочинение XVI в., составленное из отрывков «Проложного сказания» и слов на другие богородичные праздники. Один из ранних списков – ГИМ, собр. Уварова, № 409, XVI в.5. «Слово на Покров» (нач. «В последняя и лютая времена...») – позднее похвальное С., известное в списках XVIII–XIX вв. См., напр., список ГПБ, собр.

Вяземского, F.120.Изд. ВМЧ, октябрь, дни 1–3. 1870, стб. 4–23. Hurwitz Е. S. Prince Andrej Bogoljubskij. The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 92–93..

Значения в других словарях
Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе)

Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе) – цикл переводных и оригинальных памятников разных жанров (гомилии, памяти, сказания о чудесах), связанных с почитанием Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча, согласно евангельскому рассказу (см. Мф., I. Лук., III и др.), предуготовлял еврейский народ к крещению, крестил многих и в числе их самого Иисуса Христа, почтив его и провозгласив сыном божьим. За обличение связи тетрарха Иудеи Ирода Антипы с женой его брата – Иродиадой Иоанн был заточен. Дочь Иродиады уг..

Сказания о Максиме Греке

Сказания о Максиме Греке – рассказы о жизни, писательской и просветительской деятельности Максима Грека, иногда с подробностями сомнительной исторической ценности в духе житийного этикета. Интерес ученых к этим памятникам обусловлен не только содержащимися в них сведениями о древнерусском писателе, но и сообщением С. О легендарной библиотеке московских государей XVI в. Сохранилось четыре пространных С. О Максиме Греке, причем датировка и атрибуция трех из них до сих пор остаются спорными.1. «Ска..

Слова о добрых и злых женах

Слова о добрых и злых женах – комплекс взаимосвязанных произведений на одну тему, распространенных в древнерусских рукописных сборниках. Тексты С. Подвижны, что позволило писцам как разделять их, так и объединять, пополнять выписками изречений из Притч Соломона, отрывками из Пчелы, из «Слова» Даниила Заточника. Особенно велико разнообразие С. В XVII и XVIII вв., когда в них вносятся истории из Римских деяний, Великого зерцала, из переводных польских фацеций и жарт.Однако для рукописей XV и XVI в..

Слово Епифания Кипрского...

Слово Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и о Иосифе Аримафейском – переводная гомилия пасхального цикла, содержащая апокрифические мотивы. В С., приписываемом Епифанию, епископу Кипра (IV), повествуется о распятии Христа, о приходе к Пилату одного из тайных учеников Христа – Иосифа Аримафейского – с просьбой разрешить ему похоронить тело учителя, о самом погребении, о воскресении Христа. Далее рассказывается о мучениях праотцев и пророков в аду (среди них Адам и Ева, Авраам, Иаков, Но..

Дополнительный поиск Слова на Покров Слова на Покров

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слова на Покров" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слова на Покров, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа