Слова о добрых и злых женах

170

Слова о добрых и злых женах – комплекс взаимосвязанных произведений на одну тему, распространенных в древнерусских рукописных сборниках. Тексты С. Подвижны, что позволило писцам как разделять их, так и объединять, пополнять выписками изречений из Притч Соломона, отрывками из Пчелы, из «Слова» Даниила Заточника. Особенно велико разнообразие С. В XVII и XVIII вв., когда в них вносятся истории из Римских деяний, Великого зерцала, из переводных польских фацеций и жарт.Однако для рукописей XV и XVI вв. Можно указать несколько более или менее стабильных текстов, большинство которых приписано Иоанну Златоусту. 1) «Слово Иоанна Златоустаго о добрых (щедрых) женах» (нач. «Услышите жены заповеди божия и научитеся в молчании повиноватися мужем своим...»).

2) «Слово Иоанна Златоустаго о добрых (щедрых) женах и о злых» (нач. «В посланиих к римляном апостол Павел глаголеть (менить). Многи бо жены добры...»). 3) «Слово Иоанна Златоустаго о злых женах» (нач. «Есть лучше в пустыни со зверми жити, неже со злою женою в дому...»). Вариациями этих же текстов являются Слово, помещенное в Великих Минеях Четиих под 29 августа. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго архиепископа Цареграда слово на усекновение честныя главы Иоанна Предтечи и о Ироде, и о добрых женах, и о злых» (нач. «Паки Иродия бесится, паки мятется, паки пляшеть, паки просит главы Иоанна Крестителя безаконнаа от Ирода усекнути»), и С. (не приписанное Иоанну Златоусту) из сборника XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 359, л.

267–270 об. (нач. «Ничто же есть подобно злой жене, развее огнь да море, да женская злоба. Огнь бо грады пожигает, а море корабли потопляет, а злаа жена дом мужа своего стваряет»).В качестве примера другого типа С. Можно привести статью из Пролога XV в. – ГПБ, Солов. Собр., № 488 (697), л. 443–443 об. – под 18 февраля, содержащую советы страшиться жены. «Мала есть злоба всяка противу злобе женьстей и жребий грешника да спадеть на ню. Не дай жене наступати на крепость твою...» и проч., и С., составленное в виде вопросов и ответов. «Егда загориться храмина, чем ее гасити. Водою. Что более воды. Ветер. Что мочнее хмелю. Сон. Что лютее сна. Жена зла».В С. Включались сюжетные притчи как краткие – о муже, плачущем по умершей злой жене, в страхе, как бы новая не оказалась еще хуже, и о муже, продающем детей злой жены, так и более пространные – из Судов царя Соломона о вельможе Декире и испытании женского ума, текст которой читается в Палее.Содержание С.

Можно разделить на две части. Так, С. На усекновение главы Иоанна Предтечи и его варианты построены сплошь на библейских примерах, повествующих о женах, губящих сильных и славных мужей, начиная с Евы. Вспоминаются истории Самсона и Далилы, Иоанна Предтечи и Иродиады, Ильи пророка и Иезавели, Иосифа Прекрасного, Давида, Соломона, Иова. В заключение делается вывод о том, что злая жена страшнее диких зверей, живущих в пустыне. Другая часть С. – это набор житейских правил и ситуаций, характеризующих, с одной стороны, злых жен («мятеж бо в дому ревнива жена», «ничего жене зле тайны не повеждь, да не погибнеши», и проч.), с другой – добрых («жены добры оградиша домы», «такова бо всегда благаа творить во всем животе своем»).

Картины домашнего хозяйства, о котором печется добрая жена, работ, купли, ею совершаемых, дополняются наставлениями о воспитании дочерей и рекомендациями женам жить согласно с мужьями, быть послушными и молчаливыми, особенно в церкви. С. Относятся к дидактическим учительным произведениям, рассчитанным для домашнего назидательного чтения, наглядно внушавшим правила взаимоотношений людей в семейной жизни. Русский книжник, подбирая иллюстрации к этим правилам, изображает женщину гиперболизированно. Добрая жена становится у него средоточием всех христианских добродетелей, злая жена – страшнее всех зол, она лишает человека не только счастья на земле, но ввергает его в ад после смерти.С., содержащее библейские примеры, приписано Иоанну Златоусту уже в греческой традиции, в то время как оно, скорее всего, принадлежит Ефрему Сирину (Творения Ефрема Сирина.

М., 1850. Ч. 4. С. 14–19). Часть этого С. Читается в Вопросах и ответах Анастасия Синаита, дополненная другими отрывками. Тексты Ефрема Сирина и Анастасия Синаита, выписки из Притч Соломона, из Иисуса Сирахова и из других книг Священного писания явились основными источниками для многочисленных С. В древнерусских сборниках, часть из которых можно считать русскими сочинениями.В древних русских рукописях С. Помещены, как правило, в сборниках поучений, самые ранние из которых – Изборник 1073 г., где на л. 169–175 читается 84-я глава Вопросов и ответов Анастасия Синаита, и Изборник 1076 г. (Изборник 1076 года. М., 1965. С. 382–384. Текст статьи о женах в нем полностью не сохранился из-за утраты целой тетради). Важную роль в знакомстве русского читателя с этой темой сыграли подборки в переводных Пчелах, широко использующих высказывания античных и христианских писателей о женском нраве (Бессонов П.

Книга «Пчела». Памятник древней русской словесности // ВОИДР. 1857. Кн. 25. Отд. II. С. XXXI–XLVI). Возможно, именно из подборок Пчелы изречения о женах проникли в «Слово» Даниила Заточника. Будучи приписанными Иоанну Златоусту, эти слова попадали в Златоструй и Измарагд (см. Состав Измарагда первой редакции. Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893. С. 20–21, № 52, 53, 54). С. Из Измарагда, в свою очередь, могло явиться источником для соответствующего текста «Домостроя» (Некрасов И. С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя. М., 1873. С. 110–112). Сокращенные варианты С. Читаются в печатном Прологе под 3 июня – «Поучение к женам, да будут молчаливы», под 20 июля – «Слово Иоанна Златоустого о злых женах», под 23 июля – «Слово о женах добрых, о молчаливых и о кротких».Изд.

Строев С. Описание памятников славяно-русской литературы, хранящихся в публичных библиотеках Германии и Франции. М., 1841. С. 123–124. Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850. С. 39. Варлаам. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря // Учен. Зап. Второго отд. Имп. Академии наук. 1859. Кн. 5. С. 65. «В 29 день месяца августа Слово Иоанна Златоустого на усекновение главы Иоанна Предтечи и о Иродии и о добрых женах и о злых». Литографированное издание списка с рукописи XV в. Из библиотеки Святейшего Синода в С. Петербурге № 78. Гл. 11, л. 76–90. СПб., 1877 (Изд. ОЛДП. № 57). Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. С. 119–124, № 60, 61, 62. Симонии П. Описание рукописного сборника Кирилло-Белозерского монастыря XV века // СОРЯС.

1922. Т. 100, № 2. С. 6–10..

Значения в других словарях
Сказания о Максиме Греке

Сказания о Максиме Греке – рассказы о жизни, писательской и просветительской деятельности Максима Грека, иногда с подробностями сомнительной исторической ценности в духе житийного этикета. Интерес ученых к этим памятникам обусловлен не только содержащимися в них сведениями о древнерусском писателе, но и сообщением С. О легендарной библиотеке московских государей XVI в. Сохранилось четыре пространных С. О Максиме Греке, причем датировка и атрибуция трех из них до сих пор остаются спорными.1. «Ска..

Слова на Покров

Слова на Покров – цикл древнерусских памятников, созданных в связи с праздником Покрова богородицы (1-е октября), учрежденным Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире в 60-х гг. XII в. Праздник установлен в память о чуде явления богоматери св. Андрею Юродивому. Согласно Житию Андрея Юродивого, во Влахернской церкви в Константинополе ему было видение богородицы, осенившей народ своим покровом (омофором) и молившейся «за весь мир». Покров, означавший божественную защиту и милосердие, стал почита..

Слово Епифания Кипрского...

Слово Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и о Иосифе Аримафейском – переводная гомилия пасхального цикла, содержащая апокрифические мотивы. В С., приписываемом Епифанию, епископу Кипра (IV), повествуется о распятии Христа, о приходе к Пилату одного из тайных учеников Христа – Иосифа Аримафейского – с просьбой разрешить ему похоронить тело учителя, о самом погребении, о воскресении Христа. Далее рассказывается о мучениях праотцев и пророков в аду (среди них Адам и Ева, Авраам, Иаков, Но..

Слово и Сказание святого Ипполита...

Слово и Сказание святого Ипполита об антихристе – переводные эсхатологические сочинения, известные в древнерусской книжности. Четыре статьи Ипполита Римского, христианского писателя III в., входят в состав Изборника 1073 г. «Иполутово от того еже о песньх песньм» (л. 155), «Иполутово, чьто есть мудрость създавъшия себе дом» (л. 155 об.), «Иполутово от того еже о Данили» (л. 163), «Иполутово о 12 апостолу, къде кыижьдо из проповеде или къде умреша» (л. 261). Толкования Ипполита на книгу пророка Д..

Дополнительный поиск Слова о добрых и злых женах Слова о добрых и злых женах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слова о добрых и злых женах" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слова о добрых и злых женах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 27 символа