Слово некоего христолюбца...

222

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере – сочинение, направленное против пережитков славянских языческих верований и языческих обрядов. В пространной редакции С. Называется. «Се же изложено от многословесных книгь некымь христолюбьцемь, ревнителемь по правей вере на раздрушение льсти неприязнине, на укор творящимь таковая, на поучение правоверным и на причастье будущаго века послушающим книг сих святых и творящих делом повеления в оставление грехов». Согласно выводам Е. В. Аничкова, впрочем далеко не во всем убедительным, в первоначальном виде С. Некоего христолюбца ничего не сообщало о язычестве. Оно осуждало только пиршества и сопряженные с ними игры, песни и забавы, а перечни языческих богов и обрядов – позднейшие, постепенно разраставшиеся вставки.

С., по мнению Е. В. Аничкова, обращено не к пастве, а к приходским священникам, съехавшимся на собор, причем в позднейшей редакции сочинения эта особенность его еще более подчеркнута. Помимо Св. Писания, многочисленные цитаты из которого читаются в С. Некоего христолюбца, его автор знает апокрифическое «Видение Павла апостола» (Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 43), а по мнению В. И. Мансикки, и летопись. Одним из основных источников С. В. И. Мансикка признает южнославянский фрагмент, опубликованный Н. С. Тихонравовым (Летописи Тихонравова, т. 4, с. 85–86).Большинство ученых считает С. Произведением домонгольского периода (А. Н. Пыпин, Е. Е. Голубинский, Н. М. Гальковский). Только В. И. Мансикка относит возникновение памятника к более позднему времени – XIV в.

Е. В. Аничков полагает, что оно было произнесено между 1037 и 1054 гг. В Киеве в Софийском соборе, куда на «соборную неделю» съезжались приходские священники. Автором С. Некоего христолюбца он считает создателя трех произведений, также приписанных «христолюбцу». Отрывка из Паисиевского сборника (в состав которого входит и С.), начинающегося словами. «Сидящу некогда святому отцю. И се принесоша житье некоего христолюбца» (Срезневский. Сведения и заметки, № 56, с. 299), рассуждения о целомудрии (Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – ИОРЯС, 1903, т. 8, кн. 1, с. 216), «Слова некоего христолюбца и наказания отца духовнаго» (там же, с. 216–221). В пользу древности С. Свидетельствует и тот факт, что влияние его сказалось на целом ряде сочинений, в том числе относящихся к начальному этапу в истории древнерусской литературы.

Е. В. Аничков отметил заимствования из С. В поучении «о казнях божиих», которое приписывалось Феодосию, игумену Киево-Печерского монастыря, «Слове святого отца нашего Иоанна Златоустаго. О томь, како пьрвое погании веровали в идолы...», «Слове святых отець, како подобаеть христианом жити», «Поучении Иоанна Златоустаго» (последние три произведения напечатаны. Гальковский. Борьба христианства, т. 2, с. 55–63, 102–112, 186–190). Ученый усматривает также влияние С. В поучении Иоанна, новгородского архиепископа (Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 3, с. 240–250). Предположение Филарета Гумилевского о том, что автором С. Является Феодосии Печерский, не выдерживает критики (Обзор, с. 13–14).С. Некоего христолюбца известно в значительном количестве списков (в издании Н.

Гальковского учтено 15 рукописей, В. И. Мансикка указал еще 3 списка). В. И. Мансикка выделяет две редакции памятника – краткую и пространную. Пространную редакцию, дошедшую в двух списках, он считает более поздней. В остальных списках, наиболее ранние из которых – Златая чепь кон. XIV – нач. XV вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 11) и Паисиевский сборник (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 4/1081), представлена краткая редакция. Текстологическое исследование памятника по всем известным спискам не проводилось.Изд. Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 519–525. Летописи Тихонравова, т. 4, с. 89–96. Срезневский. Памятники, с. 269–271. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897, вып.

3, с. 224–231. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. 2. – Зап. Имп. Моск. Археол. Ин-та, М., 1913. Т. 18, с. 36–48. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 369–379 (Зап. Ист.-филол. Ф-та СПб. Унив., ч. 117)..

Значения в других словарях
Слово избрано от святых писаний...

«Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» – публицистическое произведение, написанное в 1461–1462 гг. И направленное против Флорентийского собора, против унии восточно-христианской и римско-католической церквей. Оно написано с целью оправдать законность избрания собором русских епископов московского митрополита Феодосия, отстоять автокефальность русской церкви и прославить независимую политику великого московского, князя Василия II.С. (полное название. «Слово избрано от святых писаний, еж..

Слово на Лазарево воскресение

Слово на Лазарево воскресение – апокриф, возникший на русской почве на рубеже XII–XIII вв. Он связан с евангельским рассказом о воскрешении Лазаря (Иоанн, XI). И. П. Еремин считал С. Русским по происхождению и «сотканным из целого ряда апокрифических мотивов, комбинация которых является оригинальной и принадлежит автору» (История русской литературы. М. Л., 1941, т. 1, с. 363–364).Евангельский рассказ о Лазаре входил, по-видимому, первоначально в текст С., однако в дошедших до нас списках оно зна..

Слово о житьи... князя Дмитрия Ивановича

«Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» – анонимное произведение, прославляющее московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350–1389 гг.). Состоит из насыщенной похвалами исторической части, где повествуется о жизни князя, его победах над татарами, о наставлениях, данных им перед смертью сыновьям, о его завещании им и разделе между ними земель, и из пространной риторической похвалы. О себе автор говорит как о современнике князя, присутствовавше..

Слово о князьях

Слово о князьях – литературный памятник, традиционно относимый к XII в., но дошедший лишь в рукописях XV–XVII вв. Он встречается под заглавиями. «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» (нач. «Слышасте, братие, что глаголеть господь...»), «Слово похвальное на пренесение святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочий не враждуют на братию свою» (нач. «Слышасте, братие, что глаголет господь...»), «Неделя 18 по всех святых. Слово о князьях» (нач. «Слышите, князи, противящеся старейшей бр..

Дополнительный поиск Слово некоего христолюбца... Слово некоего христолюбца...

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слово некоего христолюбца..." в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слово некоего христолюбца..., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 28 символа