Слово о погибели Русской земли
Слово о погибели Русской земли – отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Один список – XV в. (Гос. Архив Псковской области, собр. Псково-Печерского мон., ф. 449, № 60), второй – XVI в. (ИРЛИ, Р.IV, оп. 24, № 26). Заглавие памятника «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» читается только в первом списке.Объединение в рукописной традиции С. С Повестью о житии Александра Невского давало основание ряду исследователей считать С. Вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского, которая якобы послужила основой его жития.
Однако сравнение стиля С. Со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. И в настоящее время полностью возобладала точка зрения, согласно которой объединение этих текстов – факт их более поздней литературной истории.Дошедший до нас отрывок С. – либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» – об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств монголо-татарами. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность С. Находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли.
В. В. Данилов, изучавший эту проблему, пришел, однако, к заключению, что С. «сближается не со всяким патриотическим произведением в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего проявления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола» (Данилов В. В. «Слово о погибели Рускыя земли» как произведение художественное. – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 137–138).С. По поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача.
Похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед татаро-монгольским нашествием. С. Же явилось лирическим откликом на события этого нашествия. Между обоими произведениями могут быть отмечены близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты (см. Соловьев А. В. Заметки к «Слову о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 109–113). Однако о непосредственной зависимости С. От «Слова о полку Игореве» эти совпадения свидетельствовать не могут. В данном случае близость этих произведений объясняется их поэтическими особенностями.В науке существуют различные точки зрения как по вопросу о времени написания С., так и по вопросу об авторе произведения.
Некоторые исследователи (М. Н. Тихомиров, В. Филипп и др.) соотносят возникновение С. С Калкской битвой 1223 г. Есть точка зрения (М. В. Горлин), согласно которой С. – отклик на смерть князя Ярослава Всеволодовича в 1246 г. В. В. Данилов полагал, что С. Было написано после 1250 г. Кем-то из лиц, прибывших в свите Кирилла, митрополита из Галича во Владимиро-Суздальскую Русь. Наиболее убедительной, однако, следует принять датировку тех исследователей (А. В. Соловьев, Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, Ю. К. Бегунов и др.), которые связывают возникновение С. С Батыевым нашествием на Русь в 1237–1240 гг. С. Обрывается на фразе «А в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго».
«Нынешний Ярослав» – Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. Было написано, во всяком случае, до 1246 г. Но в приведенном контексте и имя Юрия Всеволодовича фигурирует, скорее всего, как имя еще живого князя, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Можно думать поэтому, что С. Было создано в самом начале Мамаева нашествия, еще до битвы на реке Сити.Столь же гипотетичным остается для нас вопрос и об авторе С. Одни исследователи видят в авторе жителя Новгорода (М. Н. Тихомиров, В. Филипп), другие считают, что произведение возникло в пределах южной Руси (А. В. Соловьев), третьи полагают, что автором С. Был житель северо-восточной Руси – Переяславля-Залесского или Владимира (Н. К. Гудзий), четвертые – местом написания С.
Называют северо-восточную Русь, но говорят, что автором был выходец из южной Руси (В. В. Данилов, Ю. К. Бегунов). Последняя гипотеза представляется наиболее убедительной. В С. Много черт, свидетельствующих о северовосточной Руси (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Всеволодовиче Мономахе южнорусского происхождения.С., как известно, нашло отражение в нескольких памятниках древнерусской литературы – образами С. Воспользовался монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из «Слова» имеются в редакции Андрея Юрьева Жития Феодора Ярославского (вторая половина XV в.) и в Степенной книге (60-е гг.
XVI в.).Первая публикация С. Была осуществлена по рукописи псковского Печерского монастыря в 1892 г. X. М. Лопаревым. Однако, до издания Лопарева памятник этот был известен псковскому археологу К. Г. Евлентьеву, о чем свидетельствует запись последнего от 1878 г. На обороте верхней крышки переплета сборника со С. Второй список произведения был открыт в 1933 г. И. Н. Заволоко среди рукописей рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вторично этот список был открыт В. И. Малышевым в 1945 г. Текст этого списка был в 1947 г. Одновременно опубликован В. И. Малышевым по рукописи и по фотокопии в работе М. В. Горлина, опубликованной посмертно (фотокопию списка В. М. Горлину в 30-е гг. Предоставил И. Н. Заволоко). Текст С. Неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий.
Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. В монографии Ю. К. Бегунова).Изд. Лопарев Х. М. «Слово о погибели Рускыя земли». Вновь найденный памятник литературы XIII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 34). Серебрянский. Княжеские жития, с. 109. Малышев В. И. Житие Александра Невского. (По рукописи середины XVI в. Гребенщиковской старообрядческой общины в г. Риге). – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 185–193. Gorlin М. Le Dit de la ruine de la terre Russe et de la mort du grand-prince Jaroslav. – Revue des études slaves, t. 23, 1947, fasc. 1–4, p. 5–33. Слово о погибели Русской земли / Пер., статья и примеч. И. П. Еремина. – В кн. Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / Сост., пер. И примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 251–254, 351–354.
Sоlоviеv А. V. Die Dichtung vom Untergang Russlands. – Die Welt der Slaven, 1964, Jhrg. 9, S. 225–245 (пер. На нем. Яз). Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М. Л., 1965. Слово о погибели Русской земли (подготовка текста, перевод и примечания Ю. К. Бегунова). – В кн. «Изборник». (Сб. Произв. Литературы Древней Руси). М., 1969, с. 326–327, 738–739. Literatura staroruska. Warszawa, 1971, s. 92–93 (пер. На польск. Яз). Zenkovsky S. A. Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales, 2 ed. New York, 1974, p. 196–197 (пер. На англ. Яз.). Слово о погибели Русской земли / Подг. Текста, пер. И ком. Л. А. Дмитриева. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 130–131, 544–546..
Дополнительный поиск Слово о погибели Русской земли
На нашем сайте Вы найдете значение "Слово о погибели Русской земли" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слово о погибели Русской земли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 30 символа